Налоговая система в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 00:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является:
1) анализ налоговой системы, существующей в нашем государстве;
2) выявление её сильных и слабых сторон;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Налоговая система: теоретические аспекты ………………………………5
1.1 Становление и развитие налогообложения …..……...……………………5
1.2 Сущность налогов………………………...…..………………………………8
1.3 Функции налогов и принципы налогообложения……….………………...11
2. Классификация налогов. Особенности налоговых систем в зарубежных странах…………………………………………………...……………………….14
2.1 Классификация налогов……………………………………………………..14
2.2 Особенности налоговой системы в зарубежных странах ……………….17
3 Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Республики
Беларусь.………………………………………………………………………...21
3.1 Проблемы налоговой системы………………………………….…………..21
3.2 Пути совершенствования налоговой системы………………………...…23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Личные налоги - это налоги, взимаемые с доходов и имущества налогоплательщиков. В мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с населения,     поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и др. Личный налог  взимается по фактическому доходу; применяются различные скидки в зависимости от положения налогоплательщика; используется необлагаемый минимум дохода и т.д.

Косвенные налоги взимаются с какого-либо лица, исходя из предположения,  что оно сумеет возместить соответствующие затраты за счет другого лица. Косвенные налоги выплачиваются опосредованно через цены товаров и устанавливаются на товары массового потребления, транспорт, сферу обслуживания. Их преимущество состоит в том, что взимаемые суммы берутся в удобное для плательщика время и наиболее удобным способом. Кампании рассматривают косвенные налоги как издержки производства и прибавляют их к ценам на продукты, что сопровождается ростом цен.  В зависимости от эластичности спроса и предложения  косвенные налоги могут быть переложены на конечного потребителя.

 По сфере  распространения налоги делятся на республиканские и местные. К общегосударственным относят налоги, поступающие в государственный бюджет и формирующие его на 90 % (налоги на экспорт и импорт, таможенные пошлины, большая часть налога на прибыль и доходы). К местным налогам относятся налоги, поступающие в местные бюджеты, формирующие его в среднем на 70 % (земельный налог, налог с владельцев строений, часть налога на добавленную стоимость, на доходы и прибыль).

С точки зрения использования поступивших средств выделяют общие и целевые налоги. Общие налоги не имеют конкретного назначения в плане их использования. Они идут на финансирование капитальных и текущих затрат как государственного, так и местного бюджета. Специфические предназначены для использования их в строго определенных целях (Чрезвычайный налог по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, отчисления в пенсионный фонд и пр.).

Наибольший  удельный вес в общих налоговых  поступлениях приходится на следующие  налоги: подоходный налог, налог на добавленную стоимость, акцизы.

1. Подоходный  налог взимается с физических  и юридических лиц, является функцией располагаемого дохода и носит прогрессивный характер. Данным видом налога облагается не весь валовой доход плательщика (совокупный доход из различных источников), а только облагаемый доход, полученный после законодательно оговоренных вычетов из него. К вычетам относят производственные, рекламные, командировочные, транспортные и некоторые другие расходы, а также ряд налоговых льгот (необлагаемый минимум, скидка с доходов лиц, имеющих иждивенцев, инвалидов, пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению, алименты, пенсии и т.д.).

Система подоходного  налогообложения выполняет свои функции, если верно определена налоговая  ставка. Это чрезвычайно важная и  трудная задача. Американский экономист  А.Лаффер разработал корреляционную зависимость между доходом бюджета, величиной налоговой ставки и облагаемой налогом частью ВНП (налоговой базы). А. Лаффер считал, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы подрывает стимулы к инвестициям, снижает трудовую активность и вызывает переход легальной экономики в теневую. Обоснованием этому послужил так называемый «эффект Лаффера», графическим отражением которого служит «Кривая Лаффера».

       


 

Смысл «эффекта Лаффера» состоит в том, что уменьшение налоговых ставок вызовет сокращение доходов государства, но это сокращение будет носить кратковременный характер, в длительной перспективе снижение налогов вызовет рост сбережений, инвестиций и занятости. [10, с. 444]

          На основании кривой Лаффера установлено, что рост налоговой ставки до определенного критического уровня приводит к росту доходов бюджета, не подрывая при этом предпринимательского стимула. За пределами этого уровня начинается так называемая "запретительная зона" шкалы налогообложения. Налоги, взимаемые по шкалам этой зоны, подавляют частную инициативу, ведут к сокращению инвестиций. Так, по мнению Лаффера, ставка налога, равная 50 %, дает максимальную сумму налоговых поступлений в бюджет и является оптимальной налоговой ставкой.

2. Налог на  добавленную стоимость (НДС). Добавленная стоимость – разница между ценой реализованной продукции и ценой материалов и сырья, потреблённых при изготовлении этой продукции. НДС используется во многих странах мира. Он относится к косвенным налогам, поскольку его величина добавляется к цене товара и оплачивается покупателем. Широкая налогооблагаемая база НДС делает его универсальным. Он выполняет в основном фискальную функцию, существенно пополняя государственный бюджет.

3. Акцизы. Это  косвенные налоги, фиксируемые в определенном размере в виде надбавок к цене товаров и услуг. Размеры акцизов, как правило, не связаны ни со стоимостью товаров и услуг, ни с затратами труда на их производство. Они устанавливаются в зависимости от целей налогообложения и потребностей доходной части бюджета. Акцизами облагаются, как правило, товары массового производства (спиртные напитки, табак, соль, сахар, спички), а также различные коммунальные, транспортные, культурные и другие услуги (телефон, транспортные перевозки, демонстрация кинофильмов и т.п.). [11, с. 599]

 

2.2 Особенности налоговой системы в зарубежных странах.

 

         Одним из принципиально важных направлений совершенствования любой системы и системы налогообложения в частности является ее содержательный анализ, который направлен на выявление сильных и слабых сторон системы во всех аспектах ее изучения. При проведении такого анализа целесообразно использовать метод сравнения данной системы с ее аналогом для сопоставления отдельных системных характеристик и определения их соответствия целям и задачам анализируемого объекта, в качестве ее аналогов выступают налоговые системы других государств.

Налоговая система Германии

Налоговая система Германии существенно отличается от североамериканских систем, которые определяются традиционной ориентацией на масштабное государственное регулирование.

Инвестиционный потенциал  системы налогообложения Германии предполагает наряду с использованием норм ускоренной амортизации льготное налогообложение той части прибыли  хозяйствующих субъектов, которая выделяется на формирование резервов, основным назначением которых является обеспечение перспективного развития хозяйствующих субъектов.

Региональный потенциал  данной налоговой системы включает следующие механизмы: избирательное  региональное налоговое стимулирование инвестиций, например, в экономику восточных земель; субсидии в виде общих федеральных налоговых льгот, предоставляемых региональным бюджетам; горизонтальное выравнивание бюджетных доходов, обеспечивающее прямое перераспределение налоговых доходов развитых в экономическом отношении земель в пользу более слабых.

Конкурентный  потенциал налоговой системы  Германии включает такие принципиальные составляющие, как прогрессивное налогообложение доходов хозяйствующих субъектов; жесткую систему налогообложения сверхприбылей; систему налоговых санкций за недобросовестную ценовую конкуренцию, что представляется весьма важным для формирования условий конкурентного равенства.

Налогообложение доходов юридических лиц включает следующие основные виды налогов: налог на прибыль, предельная и широко распространенная ставка, которого составляет 50%; социальные выплаты, которые наниматель производит работающим гражданам; промысловый налог, которым облагаются определенные виды деятельности, базой для исчисления которого являются одновременно прибыль и стоимость основных фондов предприятия (распространенные ставки составляют 5% прибыли и 0,2% стоимости основных фондов).

В целом налоги на доходы юридических лиц обеспечивают примерно 15% налоговых бюджетных поступлений. Налогообложение собственности в Германии характеризуется тем, что оно относительно невелико в отношении населения (около 1% стоимости имущества) и весьма существенно для хозяйствующих субъектов, которые уплачивают помимо уже упоминавшегося комплексного промыслового налога налог на имущество (0,6% стоимости) и земельный налог (1,2% кадастровой стоимости участка).

Значительную  роль в налоговой системе Германии играет акцизное налогообложение, где  ведущее место занимает НДС, являющийся главным источником доходов федерального бюджета, обеспечивая их почти на 30%, несмотря на довольно развитую систему понижения ставок, освобождений и других льгот. Кроме того, широко применяются акцизы на отдельные виды товаров и услуг, перечень которых достаточно широк.

Налоговая система Франции

Налоговая система  Франции представляет собой в  рамках реализации экономической функции точное отражение ее государственного устройства и основана не столько на использовании механизмов экономического регулирования, сколько на централизованном перераспределении фискальных ресурсов.

Инвестиционный  потенциал системы налогообложения  Франции предусматривает возможность  использования таких рычагов  стимулирования инвестиций, как ускоренную амортизацию и вычеты из налогооблагаемой прибыли в размере 10% прироста инвестиций в развитие производства и 50% прироста инвестиций в научные исследования, что не позволяет оценить его достаточно высоко.

Региональный  потенциал французской системы налогообложения невысок потому, что соответствующие регуляторы регионального развития в ней фактически не представлены. Тенденция роста доли местных бюджетов в консолидированном бюджете Франции определяется не региональной направленностью налоговой системы, а усилением централизованного перераспределения налоговых доходов государственного уровня.

Подоходный  налог с физических лиц во Франции  обеспечивает около 18% доходов государственного бюджета, а его главной особенностью является то, что фискальную единицу  представляет собой не отдельный  гражданин, а семья. Кроме этого налога, население делает две разновидности социальных отчислений, которые незначительны по объемам: 1,1% от профессиональных доходов и 1% от процентных доходов по вкладам в финансово-кредитных структурах.

Существенно более  весомым является налогообложение доходов юридических лиц, которые помимо прогрессивного налога на прибыль (ставка которого от 10 до 42%, а наиболее распространенный уровень – 34%) уплачивают налоги, исчисляемые от расходов на оплату труда (налог на профессиональное образование , налог на долгосрочную профессиональную подготовку (1,5 – 2,3%) и налог на жилищное строительство (0,65%)), что в целом обеспечивает около 30% доходов государственного бюджета.

Налогообложение собственности во Франции также ориентировано, главным образом, на юридических лиц и включает налог на имущество хозяйствующих субъектов, взимаемый по прогрессивной шкале (до 1,5% стоимости), налог на земельный участок, а также налог на автотранспорт и налог на жилье, который уплачивают и собственники жилья, и арендаторы.

Главным источником государственных доходов во Франции  являются акцизы и НДС, который обеспечивает более 40% налоговых бюджетных поступлений. Весьма сложное нормативное обеспечение  этого налога включает четырехступенчатую шкалу налоговых ставок, дифференцированную по отдельным группам товаров и услуг.

Налоговая система Испании

Инвестиционный  потенциал системы налогообложения  Испании определяется предусмотренными в ней льготами за создание новых  рабочих мест в виде фиксированной  суммы, вычитаемой из общего объема рассчитанных в общем порядке налоговых платежей, а также поощрением инвестиций путем снижения на 5% ставки налога на прибыль.

Региональный  потенциал налоговой системы  Испании следует признать достаточно высоким, поскольку она адекватно учитывает специфику государственного устройства страны и обеспечивает возможность применения различных налоговых режимов для конкретных автономных территорий вплоть до права вводить собственные виды налогов и в определенных пределах регулировать размеры налоговых ставок. Такой гибкий подход к региональному развитию налоговой системы позволяет на практике обеспечить выравнивание экономического уровня субъектов государства, не используя административно-централизованные инструменты перераспределения доходов.

Население Испании  обеспечивает около 40% государственных  доходов через подоходный налог; причем в налогооблагаемую базу включаются не только заработная плата, доходы от предпринимательской и профессиональной деятельности и доходы от капитала, но и такие выплаты, как пособия по безработице и пенсии. При этом применяется прогрессивная шкала,  имеющая 16 размеров ставки, а вычеты из налогооблагаемой базы весьма ограничены.

Налогообложение юридических лиц в рамках данной системы позволяет сформировать около 8% государственных доходов за счет налога на прибыль, взимаемого по фиксированной ставке 35%, и налога на экономическую деятельность.

Налоги на собственность  в рассматриваемой системе в  целом находятся на среднем уровне, а их особенностью является применение налога на передачу имущества, в том числе в порядке продажи и аренды, и высокая ставка прогрессивного налога на имущество, переходящее в порядке дарения и наследования, до 34% стоимости.

Высокое значение для формирования государственных  бюджетных доходов в системе налогообложения Испании имеют акцизные налоги, при этом НДС составляет приблизительно 25% поступлений, а акцизы на отдельные виды товаров и услуг – более 13%.

Информация о работе Налоговая система в Республике Беларусь