Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 13:06, реферат
Понятие налоговой системы, сущность, виды и функции налогов. Анализ налоговых систем развитых стран мира и их сравнение с налоговой системой России. Проблемы налоговой системы РФ и пути ее совершенствования.
Специалисты, составляя рейтинг
удобства национальных систем налогообложения,
руководствовались тремя
Таблица 1 - 10 самых удобных налоговых систем мира.
№ |
Страна |
Общее число налогов |
Время, затрачиваемое на уплату налогов, (часов в год) |
Полная налоговая ставка, (%) |
1 |
Мальдивы |
1 |
0 |
9,1 |
2 |
Катар |
1 |
36 |
11,3 |
3 |
Гонконг |
4 |
80 |
24,2 |
4 |
ОАЭ |
14 |
12 |
14,4 |
5 |
Сингапур |
5 |
84 |
27,9 |
6 |
Ирландия |
9 |
76 |
28,8 |
7 |
Саудовская Аравия |
14 |
79 |
14,5 |
8 |
Оман |
14 |
62 |
21,6 |
9 |
Кувейт |
14 |
118 |
14,4 |
10 |
Кирибати |
7 |
120 |
31,8 |
В рейтинге налоговых систем мира Россия занимает 134 место — российские предприниматели ежегодно вынуждены тратить на уплату налогов 448 часов (или 56 рабочих дней) и отдавать при этом половину коммерческой прибыли. Надо сказать, что налоговые поступления — основной источник пополнения бюджета в Китае, и они составляют примерно 95% финансовых доходов страны. Величина налоговой ставки в США (42,3%) практически не отличается от нашей, но при этом они находятся на 46 месте. Связано это в первую очередь с технологией сбора налогов. В Америке их всего 10 и на их оплату тратится 187 часов в год. Аутсайдерами рейтинга являются Украина и Белоруссия. Налогов там много, полная ставка высокая, а время, необходимое на оформление соответствующей документации, весьма велико. Тем не менее, с прошлого года суммарный объем выплат в Белоруссии снизился на 26,5%, а на Украине период подготовки к выплате сократился с 2085 часов до 848. Системы этих стран напоминают скорее запутанные налоговые клубки, и главной заботой для тамошних чиновников остается сам процесс сбора средств с предприятий. Поэтому украинские и белорусские власти основной своей задачей ставят оптимизацию этого процесса (см. таблицу 2) [6, 231].
Таблица 2 - 10 самых сложных налоговых систем мира.
№ |
Страна |
Общее число налогов |
Время, затрачиваемое на уплату налогов, (часов в год) |
Полная налоговая ставка, (%) |
172 |
Панама |
59 |
482 |
50,6 |
173 |
Ямайка |
72 |
414 |
51,3 |
174 |
Мавритания |
38 |
696 |
98,7 |
175 |
Гамбия |
50 |
376 |
292,4 |
176 |
Боливия |
41 |
1080 |
78,1 |
177 |
Венесуэла |
70 |
864 |
56,6 |
178 |
Центрально-Африканская Республика |
54 |
504 |
203,8 |
179 |
Республика Конго |
61 |
606 |
65,5 |
180 |
Украина |
99 |
848 |
58,4 |
181 |
Беларусь |
112 |
1188 |
117,5 |
Отдельного внимания заслуживают, конечно же, лидеры рейтинга — страны, которые могут похвастаться самыми удобными налоговыми системами. Первое место принадлежит островному государству Мальдивы, где предпринимателям нужно заплатить всего один налог размером 9,1%, потратив на это всего полчаса в год. Также один налог платят предприниматели в Катаре, правда, у них на оформление документов уходит целых 36 часов. Третью строчку занимает Гонконг с тремя основными видами налогов: на прибыль, на недвижимое имущество и на заработную плату. Общая налоговая ставка составляет 24,2%. Огромная разница в системах налогообложения Гонконга и Китая объясняется тем фактом, что сами по себе законы первого создавались с учетом его будущего статуса низконалогового финансового центра.
Как показало исследование PricewaterhouseCoopers, самые простые налоговые режимы действуют в ближневосточных и азиатских государствах. Что же касается европейских государств, то среди них столь же необременительной и несложной системой налогообложения может похвастаться только Ирландия, где действует всего 9 налогов, на уплату которых необходимо затратить 76 часов в год, а полная налоговая ставка составляет 28,8%.
Заметим, что в ходе исследования
не принималась во внимание зависимость
между уровнем экономического развития
страны и удобством налоговой
системы. Лидером рейтинга оказалось
государство, экономику которого при
всем желании высокоразвитой не назовешь.
А, к примеру, благополучная Швейцария
находится только на 19-м месте. Также
в середине рейтинга оказались, к
примеру, Бельгия (64 место) и Франция
(66 место). Тем не менее, тот факт,
что наша страна занимает позицию
лишь во второй сотне, конечно, не характеризует
ее с лучшей стороны. Свидетельствует
это в первую очередь о том,
что отечественная система
Современная налоговая система РФ представлена на рисунке 1. Рассмотрим, какие же факторы оказывают благоприятное влияние на показатель изъятия налогов в российской налоговой системе.
Рисунок 1 – Структура налоговой системы РФ
Во–первых, необходимо иметь в виду, что данный показатель в России складывается в условиях практически полного отсутствия налоговой дисциплины. Во – вторых, на показатель налогового изъятия ВВП в России влияет еще и так называемый кризис платежей.
О фактической собираемости налогов и проектируемой в бюджете можно судить по данным табл. 3.
Вид налога |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
НДС на товары, производимые на территории РФ |
75,5 |
63,6 |
69,0 |
68,9 |
65,0 |
82,5 |
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ |
90,0 |
90,0 |
80,5 |
80,4 |
71,0 |
88,0 |
Налог на доход/(прибыль) предприятий |
87,1 |
83,4 |
75,0 |
74,3 |
82,0 |
82,5 |
Акциз на нефть |
81,2 |
90,3 |
90,0 |
81,2 |
90,0 |
100,0 |
Акциз бензин |
– |
98,0 |
60,0 |
92,3 |
60,0 |
93,5 |
Акциз на газ |
69,4 |
87,1 |
62,8 |
88,1 |
73,2 |
92,0 |
Акциз на спирт и ликероводочные изделия |
60,4 |
73,6 |
86,7 |
87,8 |
86,2 |
90,0 |
Налог на пользование недрами |
83,5 |
96,3 |
70,0 |
83,6 |
70,0 |
78,3 |
Таким образом, перед российской налоговой системой стоит задача постепенного ограничения доли косвенного налогообложения, что должно, с одной стороны, уменьшить относительное налоговое давление на законопослушных налогоплательщиков, а с другой стороны, снизить ограничение спроса и способствовать тем самым подъему российской экономики. Из сказанного можно сделать вывод, что российская налоговая система построена таким образом, что реальное налоговое давление на предприятия в значительной мере выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой. В российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на определенный круг налогоплательщиков, вследствие чего они испытывают чрезмерное налоговое давление. Поэтому проблема снижения налогового бремени в российской налоговой системе в значительной степени связана с расширением налогооблагаемой базы в результате вовлечения в сферу уплаты налогов теневого бизнеса, «расчистки» неплатежей в экономике, укрепления налоговой и финансовой дисциплины. Создание благоприятных налоговых условий для функционирования легальной экономики, законопослушных налогоплательщиков целиком и полностью зависит от решения этих проблем.
В мировой налоговой практике в качестве показателя налоговой нагрузки на макроуровне служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов, вне зависимости от того, в бюджет какого уровня или в какой внебюджетный фонд они поступают, к объему полученного валового внутреннего продукта (ВВП).
Данные о степени налоговых изъятий по отношению к ВВП в различных странах приведены в табл. 4.
Таблица 4 - Удельный вес налоговых
поступлений в различных
Страна |
Доля налогов и обязательных платежей |
Доля налогов без обязательных платежей |
Австрия |
45,5 |
29,9 |
Бельгия |
46,4 |
31,1 |
Великобритания |
33,9 |
27,7 |
Германия |
42,9 |
23,1 |
Дания |
52,8 |
49,7 |
Испания |
35,5 |
21,7 |
Италия |
42,9 |
27,4 |
Канада |
36,3 |
31,0 |
Нидерланды |
44,8 |
26,6 |
США |
31,8 |
22,7 |
Франция |
46,3 |
24,9 |
Швеция |
54,2 |
38,1 |
Япония |
28,6 |
18,2 |
Россия (2002) |
30,7 |
22,1 |
Информация о работе Налоговая система в современной экономической системе России