Налоговая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:59, курсовая работа

Краткое описание

Налоги составляют основу жизни любого государства. Без налогов немыслимо существование самого института государства. Кроме того, в рыночной экономике налоги являются одним из важнейших рычагов государственного влияния на экономические процессы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА…………………………………5
1.1. Принципы построения налоговой системы…………………………….5
1.2. Виды налогов……………………………………………………………..7
1.3. Особенности налоговой системы в современной Беларуси………….10
2. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА………………………………………………..20
2.1. Понятие, цели и инструменты фискальной политики………………..20
2.2. Разновидности фискальной политики. Недостатки фискальной
политики……………………………………………………………………...21
2.3. Особенности фискальной политики в условиях современной
Беларуси……………………………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....29

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 50.34 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА…………………………………5

      1.1. Принципы  построения налоговой системы…………………………….5 

      1.2. Виды  налогов……………………………………………………………..7

      1.3. Особенности  налоговой системы в современной Беларуси………….10

2. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА………………………………………………..20

      2.1. Понятие,  цели и инструменты фискальной политики………………..20

      2.2. Разновидности  фискальной политики. Недостатки  фискальной                                                     

      политики……………………………………………………………………...21

      2.3. Особенности  фискальной политики в условиях  современной                              

      Беларуси……………………………………………………………………...23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....29 

ВВЕДЕНИЕ

 

   Налоги составляют основу жизни любого государства. Без налогов немыслимо существование самого института государства. Кроме того, в рыночной экономике налоги являются одним из важнейших рычагов государственного влияния на экономические процессы.

   Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Помимо сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для воздействия государства на сферу экономики, политики и социальной защиты граждан. И поэтому изучение теоретических и практических основ налогообложения необходимо не только студентам экономических специальностей вузов, специалистам предприятий, руководителям фирм и предпринимателям, но и гражданам, желающим грамотно выполнять свои налоговые обязательства перед государством.

   Фискальная политика представляет огромный интерес как способ воздействия на экономическую активность, и многие авторы, анализирующие ее механизм, акцентируют внимание не на политике в целом, а на отдельных ее инструментах или видах. Иногда сущность фискальной политики сводится к проблеме построения налоговых систем, уплаты налогов, исчисления налогового бремени, структуры расходов бюджета, организации бюджетного процесса.

   Целью курсовой работы является показать понятие и сущность налоговой системы и фискальной политики.

   Основными задачами курсовой работы является:

- раскрыть понятие налоговой системы государства: принципы построения налоговой системы; виды налогов; особенности налоговой системы в современной Беларуси ;

- раскрыть фискальную политику: понятие, цели и инструменты фискальной политики; разновидности фискальной политики. Недостатки фискальной                                                      политики; особенности фискальной политики в условиях современной                            Беларуси.

   Объектом исследования курсовой работы является налоговая система и фискальная политика государства.

 

1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА

 

1.1. Принципы построения налоговой системы

 

   Экономической базой и инструментом финансовой политики государства являются налоги. Налог – это принудительно изымаемые государством или местными органами власти средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Сбор налогов производится только на основании государственного законодательства. [8,с. 604]

   Налоги в экономике выполняют фискальную, регулирующую и социальную функции. Фискальная функция обеспечивает получение средств в государственный бюджет, внебюджетные фонды. При этом очень важно правильно определить величину взимаемого налога. Слишком высокий уровень налогообложения может снизить стимулы к труду, сократить производство. Низкий – не позволит аккумулировать в бюджете средства, необходимые для выполнения государством своих функций. Экономисты считают, что налоги преимущественно следует взимать с производительных элементов богатства, а не с пассивных; с доходов, а не с ресурсов; устанавливать ставки налога в относительных величинах (процентах), а не в абсолютных суммах.

   Регулирующая функция заключается в том, что через систему дифференцированных налоговых ставок и льгот можно влиять на процесс общественного воспроизводства: стимулировать развитие отдельных отраслей и видов производства, сдерживать развитие других, изменяя структуру народного хозяйства, и т.д. Изменение налогов позволяет влиять на совокупный спрос и проводить антициклическую, антиинфляционную политику, обеспечить высокий уровень занятости.

   Социальная функция позволяет государству сглаживать дифференциацию доходов в обществе путем введения прогрессивного налогообложения.

   Закрепленная законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему. В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы :

  • Всеобщность – охват налогами всех юридических и физических лиц, располагающих доходами, имуществом;
  • Обязательность – юридические и физические лица, облагаемые налогами, обязаны уплачивать их в строго установленные сроки, нарушение сроков или уклонение от уплаты карается законом;
  • Равнонапряженность – взимание налогов по единым ставкам независимо от субъекта обложения;
  • Однократность – недопущение того, чтобы с объекта обложения налог взимался более одного раза;
  • Стабильность – ставки налоговых платежей и порядок их отчисления не должны часто изменяться;
  • Простота и доступность для восприятия;
  • Гибкость – налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики;
  • Справедливость. В теории налогообложения различают принципы горизонтальной и вертикальной справедливости. Первые предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны уплачивать одинаковые налоги. Второй – то, что налогоплательщики, находящиеся в неравном положении, должны уплачивать неравные налоги.

   Налоговая система содержит следующие элементы: субъект, носитель, объект, источник, единица обложения, налоговая ставка, налоговые льготы, налоговые платежи, налоговая база, налоговое бремя.

   Субъект налога (налогоплательщик) – юридическое или физическое лицо, на которое законодательством возложено обязательство платить налог.

   Носитель налога – лицо, из дохода которого выплачивается налог. Плательщик и носитель могут быть разными лицами.

   Объект налога – доход или имущество, на которое начисляется налог. Источник налога – средство, из которых выплачивается налог (прибыль, заработная плата и т.д.). Единица обложения – единица измерения объекта налогообложения (рубль, гектар и т.д.). Налоговая ставка – величина налога с единицы обложения. Налоговые льготы – уменьшение налоговых ставок, изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (например, амортизационных отчислений), освобождение от налогов и т.д. Они устанавливаются, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Налоговые платежи - виды и группы налогов. Налоговая база – сумма, с которой взимается налог. Налоговое бремя – величина налоговой суммы. [9,c. 213]

 

1.2. Виды налогов

 

   Деление налогов на определенные группы осуществляется в соответствии с объективными классифицирующими признаками.

   По степени компетенции органов государственной власти различных уровней в отношении вопросов, связанных с установлением и введением налогов, выделяют общегосударственные и местные налоги.

   Общегосударственные налоги устанавливаются в законодательном порядке Парламентом, действуют на всей территории Республики Беларусь и подлежат зачислению в бюджеты различных уровней. По действующему законодательству к ним относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, налоги на доходы и прибыль, чрезвычайный налог и др.

   Местные налоги устанавливаются решениями местных Советов депутатов в соответствии с законом и действуют на территории соответствующих администротивно-территориальных единиц (налог на продажу, налог на рекламу и др.). Суммы местных налогов полностью зачисляются в местные бюджеты.

   По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

   Прямые налоги устанавливаются на доходы и имущество плательщиков, при этом юридический и фактический плательщики совпадают. Примерами таких налогов являются подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налог на недвижимость и др.

   В свою очередь прямые налоги делятся на личные и реальные.

   Личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыль), отражая при этом фактическую платежеспособность плательщика налога. К ним относятся налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и др.

   Реальными налогами облагаются не действительные доходы, а предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции; едины налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ (услуг) и др.).

   Косвенные налоги в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Здесь фактическим плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязанность внесения их в бюджет возлагается на продавца. Такими налогами являются акцизы, налог на добавленную стоимость и др.

   В свою очередь косвенные налоги в зависимости от объекта обложения подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются определенные группы товаров (акцизы) и косвенные универсальные, которыми облагаются все (за исключением тех, на которые распространяются налоговые льготы) товары, работы, услуги (налог на добавленную стоимость).

   По субъекту уплаты выделяют следующие виды налогов: налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц и др.); налоги с юридических лиц (налог на прибыль, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности и др.); смешанные налоги, которые уплачивают как юридические, так и физические лица (земельный налог, налог на недвижимость и др.). Возможно, более правильным было бы именовать налоги с юридических лиц налогами с предприятий и организаций, основываясь на том, что многие субъекты хозяйствования выступают плательщиками какого-либо налога, не являясь при этом юридическим лицом, например филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения.

   По уровню бюджета, в который зачисляются суммы налогов, различаются закрепленные и регулирующие налоги.

   Закрепленные налоги полностью поступают в конкретный бюджет. Например, суммы налога на добавленную стоимость и акцизов на товары, ввозимые на таможенную территорию, чрезвычайного налога полностью поступают в республиканский бюджет; подоходный налог с физических лиц полностью зачисляются в бюджеты областей и г. Минска. Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, установленной Законом о бюджете Республики Беларусь на конкретный год. Примером таких налогов являются налог на добавленную стоимость (за исключением взимания налога на добавленную стоимость при перемещении товаров через границу Республики Беларусь), налоги на доходы и прибыль, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, налог на игорный бизнес.

   В зависимости от целевой направленности введения налога выделяют общие и целевые налоги.

   Общие налоги вводятся для формирования бюджета в целом (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др.), в то время как целевые налоги вводятся для покрытия конкретных расходов (чрезвычайные и др.).

   Наиболее важное значение для предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования Республики Беларусь имеет классификация налогов в зависимости от источника уплаты налоговых платежей и сборов.

   По данному классифицирующему признаку налоги подразделяются на налоги и отчисления, включаемые в выручку от реализации продукции (работ, услуг) (налог с продаж автомобильного топлива, отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорого и др.); налоги и отчисления, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) (отчисления в Фонд социальной защиты населения, земельный налог, экологический налог и др.); налоги и сборы, уплачиваемые за счет средств, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования (налог на прибыль, налог на недвижимость, местные налоги и сборы и др.).

   Налоги можно также классифицировать и по другим основаниям: времени действия, объекту налогообложения (налогооблагаемой базы), методу исчисления. [2,с. 50]

 

1.3. Особенности налоговой  системы в современной Беларуси

 

   Подоходный налог с физических лиц:

   Подоходным налогом облагается доход физических лиц, полученный в течение календарного года:

  • физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ и (или) за ее пределами;
  • физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ.

   Есть несколько видов дохода, не облагаемого этим налогом (стоимость путевок, за исключением туристических, в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, оплаченных за счет средств социального страхования, а также за счет средств республиканского и местных бюджетов; все виды социальных пособий; средства, вырученные от продажи личного имущества (недвижимость – раз в пять лет и автотранспортные средства – раз в год); доходы от продажи продукции, произведенной на приусадебных участках и др.).

   Подоходный налог с физических лиц взимается по ставке 12 процентов.

   Плательщики при наличии оснований могут воспользоваться стандартными, социальными и другими налоговыми вычетами.

Информация о работе Налоговая система государства