Налоговая система государства. Налоги и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

      Правительство РФ поручило федеральным органам  исполнительной власти учитывать основные направления налоговой политики в РФ в процессе бюджетного проектирования на 2008 г и на период до 2010 г. Указанным  документом следует руководствоваться при планировании как федерального бюджета, так и при подготовке проектов ежегодных бюджетов субъектов РФ. Помимо решения задач в области бюджетного планирования, "Основные направления налоговой политики в Российской Федерации" на трехлетний период позволяют определить для всех участников налоговых отношений среднесрочные ориентиры в налоговой сфере, что приводит к повышению стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории РФ.

      Несмотря  на то обстоятельство, что "Основные направления налоговой политики" не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

      Масштабных  мер в области налоговой политики, сопоставимых с глобальной перестройкой налоговой системы, в среднесрочной  перспективе не запланировано. Но необходимо принимать во внимание, что проведение социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство. На сегодняшний день решены не все задачи, поставленные в ходе налоговой реформы. Поэтому эта отрасль законодательства будет динамично изменяться.

      В трехлетней перспективе приоритеты правительства РФ в области налоговой  политики остаются такими же, какими они  и были запланированы на период 2008-2010 гг: создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени. С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, цели налоговой политики, поставленные в основных направлениях налоговой политики на предыдущий плановый период, остаются неизменными.

      Минфин  РФ формулирует следующие стратегические цели:

      1. Сохранение неизменного уровня  номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы. При этом с учетом принятых расходных обязательств бюджетной системы, а также заложенного в долгосрочном периоде увеличения социальной направленности бюджетной политики, в условиях изменчивости прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение налоговой нагрузки на экономических агентов возможно при сбалансированном снижении налоговых ставок, а также путем перераспределения налоговой и административной нагрузки с помощью проведения структурных преобразований налоговой системы - повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности основных налогов.

      2. Унификация налоговых ставок, повышение  эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, оптимизации применяемых налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

      Таким образом, "Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" составлены с учетом преемственности базовых целей и задач, поставленных в документе, определяющем стратегию налоговой реформы на 2008-2010 гг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4. АНТИКРИЗИСНЫЕ ПОПРАВКИ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ 

      В ноябре 2008 года был принят Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ, вносящий ряд существенных изменений в Налоговый кодекс. Все поправки вступили в силу с 1 января 2009 года.

      В качестве одной из главных антикризисных мер налоговая нагрузка в 2009 году сокращена для всех предприятий. Налог на прибыль снижен с 24 до 20%, при этом его федеральная часть уменьшилась с 6,5% до 2,5, а регионы в дополнение к 17,5% получают 0,5% за счет федеральной части ставки налога. Из-за введения этих мер федеральный бюджет недополучит в 2009 году 330,9 млрд рублей, а вся бюджетная система - 294 млрд рублей.

      Уточнены  некоторые нормы налогового законодательства. Ранее из-за нечеткой формулировки возникали разногласия в трактовке  данных норм. В основном принятые поправки смягчают нормы законодательства о налогах и сборах, то есть улучшают положение налогоплательщиков в неблагоприятных экономических условиях.

      Помимо  Закона № 224-ФЗ в конце 2008 года были приняты федеральные законы от 24.11.2008 № 205-ФЗ, 208-ФЗ и 209-ФЗ, а также от 04.12.2008 № 251 ФЗ, вносящие поправки в часть первую Налогового кодекса, главы 21 «Налог на добавленную стоимость» и 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ.

      В условиях экономического кризиса Правительство считает необходимым снизить налоговую нагрузку, усилить стимулирующую роль налоговой системы и, тем самым, поддержать деловую активность в реальном секторе экономики и потребительский спрос граждан. Приняты следующие решения.

      - Изменен порядок уплаты НДС (с поквартального на помесячный). А также – налога на прибыль (с фактической, а не расчетной прибыли). Цель - сделать уплату налогов более равномерной, исключить кредитование государства со стороны налогоплательщиков.

      - Облегчены правила погашения  налоговой задолженности.

      - Оптимизирован порядок начисления  НДС по авансовым платежам. Поставлена  задача - существенно ускорить возврат  этого налога при экспортных  операциях.

      - Снижена с 24% до 20% ставка налога  на прибыль.

      - Субъектам федерации предоставлено  право устанавливать ставку налога для упрощенной системы налогообложения в диапазоне от 5% до 15% в зависимости от вида деятельности (ранее - единая ставка - 15%).

      - Общий объем снижения налоговой  нагрузки оценивается примерно  в 550 млрд. рублей в 2009 году.

      - В целях компенсации выпадающих  доходов региональных и местных  бюджетов от принятых решений  по снижению налогов (в объеме  примерно 100 млрд. рублей) им передаётся 0,5 процентных пункта налога на  прибыль.

        «Но и по выходу из кризиса российская налоговая система будет нуждаться в существенных преобразованиях»,- Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина.

      "На  этапе стабилизации ситуации  в мировой экономике при выходе  из кризиса страны, как сейчас  соревнуются в протекционизме, будут  серьезно усиливать стимулирующую роль налоговой системы, конкуренции за инвестиции на рынке капитала. Это как факт надо учитывать", - отметила министр, выступая на расширенном заседании коллегии Минфина.

      Она считает, что стимулирующая роль налоговой системы может рассматриваться  как фактор глобальной конкуренции.

      В частности, министр напомнила, что  изменения в социальных выплатах в будущем должны будут компенсироваться стимулирующими структурными изменениями  в налоговой системе.

      "Главное  - не увеличить налоговое бремя  и предпринимать серьезные меры по стимулированию инноваций и модернизаций, которые осуществляют российские предприятия", - сказала она. 

2.3. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ  ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

      За  относительно небольшой период российская налоговая система неоднократно претерпевала серьезные изменения. На самой первой ступени своего развития она включала в себя 43 вида налогов. К середине девяностых годов, когда региональным и местным органам были предоставлены практически неограниченные налоговые полномочия, в Российской Федерации насчитывалось более ста видов налогов. После отмены региональных и местных привилегий в стране начала формироваться цивилизованная налоговая система. Данный процесс продолжается несколько лет, практически с принятия части первой Налогового кодекса РФ. За этот период принимались, вступали в действие новые налоги и сборы, отменялись старые, а зачастую и недавно принятые. Необходимо признать, что после многочисленных экспериментов, допущенных и исправленных ошибок, неоднократных изменений в принятые главы Налогового кодекса в настоящее время имеется существенная основа для завершения формирования налоговой системы страны. Но все-таки до формирования постоянной, четко оформленной и научно обоснованной налоговой системы еще далеко.

      До  настоящего времени, несмотря на то, что с момента начала формирования российской налоговой системы прошло более 17 лет, не решены многие принципиальные теоретические и практические вопросы налогообложения. Это и многочисленные проблемы исчисления и уплаты конкретных видов налогов. Их действительно накопилось настолько много, что поправки в принятые главы Налогового кодекса принимаются ежегодно в огромных количествах. Но в данном случае речь идет о другом - о «наполнении» налоговой системы. К настоящему времени нет полной ясности о том, что же должно входить в российскую налоговую систему.

      Введенные в действие к настоящему времени  основы российской налоговой системы  были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области  налоговой политики. Вместе с тем эффективность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.

      Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц.

      Вместе  с тем во многих случаях неэффективность  налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом. В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.

      Рассмотрим  проблему, связанную с дальнейшим существованием самого большого, и даже можно сказать - бюджетообразующего налога в российской налоговой системе налога на добавленную стоимость. Дело в том, что в последнее время ряд отечественных экономистов, среди которых есть представители Администрации Президента РФ, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, а также отдельные ученые стали все чаще поднимать вопрос о необходимости и экономической целесообразности замены данного налога на налог с продаж. При этом они увязывают данный вопрос, как правило, с имеющимися проблемами администрирования НДС и огромными потерями при его зачислении в бюджетную систему страны. Одновременно делаются попытки доказать якобы имеющиеся преимущества налога с продаж по сравнению с НДС. Разрешение данной серьезнейшей проблемы требует отдельного научного исследования. Мнение предпринимателей в данном случае однозначно - НДС нужно хотя бы уменьшить до 10-12%. Но вопрос в том, как это сделать эффективнее. Есть вероятность того, что ставка НДС будет снижена, но не для всех. В то же время, по мнению экспертов, модель со снижением НДС на данный момент еще не может быть просчитана. Если снизить ставку, то с одной стороны, сократятся поступления в бюджет, с другой - якобы расширятся возможности для развития производства. Однако, как уверены экономисты, в текущей ситуации предприятия и так вполне могут себе позволить выделить средства для расширения производства.

      Начавшееся  наступление на НДС лишний раз  подчеркивает, что в построении российской налоговой системы не все гладко. Предстоит серьезная экономическая дискуссия о роли и месте налога на добавленную стоимость и налога с продаж, которая должна завершиться принятием политического решения.

      Наряду  с налогами в российскую налоговую  систему включены также и сборы, на которые, также как и на налоги, распространяется установленный Налоговым кодексом РФ порядок исчисления, уплаты в бюджет, администрирования и налоговой ответственности за налоговые правонарушения и практически все другие условия.

      В разных странах, в том числе и  в России, существует великое множество платежей, взносов или сборов, уплачиваемых субъектами правоотношений. Но не все из них, а только отдельные, установлены Налоговом кодексом и введены в налоговую систему. В связи с эти важно установить экономические и правовые условия отнесения того или иного платежа в налоговую систему. Данная проблема носит не только теоретический, но и сугубо практический характер.

      Настало время упорядочить всю систему  взимаемых в стране различного рода платежей, сборов и  прочих взносов. Думается, что Налоговый кодекс при этом должен регулировать правоотношения, возникающие исключительно при уплате налогов. И понятие «сбор» вообще следует исключить из Налогового кодекса. В отношении их следовала бы принять специальный рамочный федеральный закон, определяющий порядок их установления и взимания. В данном законе должны быть прописаны права законодательных и исполнительных органов власти в этой области, в том числе федеральных, региональных и муниципальных. Законопроект должен содержать порядок и основные принципы установления и функционирования сборов, условия их введения и направления использования соответствующими органами полученных финансовых ресурсов.

      Также, в современных условиях все большее  распространение получает обход  налога. В этом случае плательщику удается, не нарушая закона, избежать обложения. Основным методом минимизации налогообложения является применение различных «налоговых схем» и «программ», разрабатываемых специальными консультационными фирмами по запросу каждого конкретного налогоплательщика. При этом используются случаи несовершенства налогового законодательства: неясные и нечеткие формулировки налоговых законов, противоречия в поправках к ним, имеющиеся «лазейки» ухода от налога, «бреши», «нестыковки».

Информация о работе Налоговая система государства. Налоги и их виды