Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:56, курсовая работа
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
Правительство РФ поручило федеральным органам исполнительной власти учитывать основные направления налоговой политики в РФ в процессе бюджетного проектирования на 2008 г и на период до 2010 г. Указанным документом следует руководствоваться при планировании как федерального бюджета, так и при подготовке проектов ежегодных бюджетов субъектов РФ. Помимо решения задач в области бюджетного планирования, "Основные направления налоговой политики в Российской Федерации" на трехлетний период позволяют определить для всех участников налоговых отношений среднесрочные ориентиры в налоговой сфере, что приводит к повышению стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории РФ.
Несмотря на то обстоятельство, что "Основные направления налоговой политики" не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.
Масштабных
мер в области налоговой
В трехлетней перспективе приоритеты правительства РФ в области налоговой политики остаются такими же, какими они и были запланированы на период 2008-2010 гг: создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени. С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, цели налоговой политики, поставленные в основных направлениях налоговой политики на предыдущий плановый период, остаются неизменными.
Минфин РФ формулирует следующие стратегические цели:
1. Сохранение неизменного уровня номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы. При этом с учетом принятых расходных обязательств бюджетной системы, а также заложенного в долгосрочном периоде увеличения социальной направленности бюджетной политики, в условиях изменчивости прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение налоговой нагрузки на экономических агентов возможно при сбалансированном снижении налоговых ставок, а также путем перераспределения налоговой и административной нагрузки с помощью проведения структурных преобразований налоговой системы - повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности основных налогов.
2. Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, оптимизации применяемых налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.
Таким
образом, "Основные направления налоговой
политики на 2009 год и на плановый период
2010 и 2011 годов" составлены с учетом преемственности
базовых целей и задач, поставленных в
документе, определяющем стратегию налоговой
реформы на 2008-2010 гг.
2.4.
АНТИКРИЗИСНЫЕ ПОПРАВКИ
В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС
РФ
В ноябре 2008 года был принят Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ, вносящий ряд существенных изменений в Налоговый кодекс. Все поправки вступили в силу с 1 января 2009 года.
В качестве одной из главных антикризисных мер налоговая нагрузка в 2009 году сокращена для всех предприятий. Налог на прибыль снижен с 24 до 20%, при этом его федеральная часть уменьшилась с 6,5% до 2,5, а регионы в дополнение к 17,5% получают 0,5% за счет федеральной части ставки налога. Из-за введения этих мер федеральный бюджет недополучит в 2009 году 330,9 млрд рублей, а вся бюджетная система - 294 млрд рублей.
Уточнены
некоторые нормы налогового законодательства.
Ранее из-за нечеткой формулировки
возникали разногласия в
Помимо Закона № 224-ФЗ в конце 2008 года были приняты федеральные законы от 24.11.2008 № 205-ФЗ, 208-ФЗ и 209-ФЗ, а также от 04.12.2008 № 251 ФЗ, вносящие поправки в часть первую Налогового кодекса, главы 21 «Налог на добавленную стоимость» и 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ.
В условиях экономического кризиса Правительство считает необходимым снизить налоговую нагрузку, усилить стимулирующую роль налоговой системы и, тем самым, поддержать деловую активность в реальном секторе экономики и потребительский спрос граждан. Приняты следующие решения.
- Изменен порядок уплаты НДС (с поквартального на помесячный). А также – налога на прибыль (с фактической, а не расчетной прибыли). Цель - сделать уплату налогов более равномерной, исключить кредитование государства со стороны налогоплательщиков.
- Облегчены правила погашения налоговой задолженности.
-
Оптимизирован порядок
- Снижена с 24% до 20% ставка налога на прибыль.
-
Субъектам федерации
-
Общий объем снижения
-
В целях компенсации
«Но и по выходу из кризиса российская налоговая система будет нуждаться в существенных преобразованиях»,- Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина.
"На
этапе стабилизации ситуации
в мировой экономике при
Она
считает, что стимулирующая роль
налоговой системы может
В частности, министр напомнила, что изменения в социальных выплатах в будущем должны будут компенсироваться стимулирующими структурными изменениями в налоговой системе.
"Главное
- не увеличить налоговое бремя
и предпринимать серьезные меры по
стимулированию инноваций и модернизаций,
которые осуществляют российские предприятия",
- сказала она.
2.3. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
За относительно небольшой период российская налоговая система неоднократно претерпевала серьезные изменения. На самой первой ступени своего развития она включала в себя 43 вида налогов. К середине девяностых годов, когда региональным и местным органам были предоставлены практически неограниченные налоговые полномочия, в Российской Федерации насчитывалось более ста видов налогов. После отмены региональных и местных привилегий в стране начала формироваться цивилизованная налоговая система. Данный процесс продолжается несколько лет, практически с принятия части первой Налогового кодекса РФ. За этот период принимались, вступали в действие новые налоги и сборы, отменялись старые, а зачастую и недавно принятые. Необходимо признать, что после многочисленных экспериментов, допущенных и исправленных ошибок, неоднократных изменений в принятые главы Налогового кодекса в настоящее время имеется существенная основа для завершения формирования налоговой системы страны. Но все-таки до формирования постоянной, четко оформленной и научно обоснованной налоговой системы еще далеко.
До настоящего времени, несмотря на то, что с момента начала формирования российской налоговой системы прошло более 17 лет, не решены многие принципиальные теоретические и практические вопросы налогообложения. Это и многочисленные проблемы исчисления и уплаты конкретных видов налогов. Их действительно накопилось настолько много, что поправки в принятые главы Налогового кодекса принимаются ежегодно в огромных количествах. Но в данном случае речь идет о другом - о «наполнении» налоговой системы. К настоящему времени нет полной ясности о том, что же должно входить в российскую налоговую систему.
Введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.
Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц.
Вместе с тем во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом. В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.
Рассмотрим проблему, связанную с дальнейшим существованием самого большого, и даже можно сказать - бюджетообразующего налога в российской налоговой системе налога на добавленную стоимость. Дело в том, что в последнее время ряд отечественных экономистов, среди которых есть представители Администрации Президента РФ, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, а также отдельные ученые стали все чаще поднимать вопрос о необходимости и экономической целесообразности замены данного налога на налог с продаж. При этом они увязывают данный вопрос, как правило, с имеющимися проблемами администрирования НДС и огромными потерями при его зачислении в бюджетную систему страны. Одновременно делаются попытки доказать якобы имеющиеся преимущества налога с продаж по сравнению с НДС. Разрешение данной серьезнейшей проблемы требует отдельного научного исследования. Мнение предпринимателей в данном случае однозначно - НДС нужно хотя бы уменьшить до 10-12%. Но вопрос в том, как это сделать эффективнее. Есть вероятность того, что ставка НДС будет снижена, но не для всех. В то же время, по мнению экспертов, модель со снижением НДС на данный момент еще не может быть просчитана. Если снизить ставку, то с одной стороны, сократятся поступления в бюджет, с другой - якобы расширятся возможности для развития производства. Однако, как уверены экономисты, в текущей ситуации предприятия и так вполне могут себе позволить выделить средства для расширения производства.
Начавшееся наступление на НДС лишний раз подчеркивает, что в построении российской налоговой системы не все гладко. Предстоит серьезная экономическая дискуссия о роли и месте налога на добавленную стоимость и налога с продаж, которая должна завершиться принятием политического решения.
Наряду с налогами в российскую налоговую систему включены также и сборы, на которые, также как и на налоги, распространяется установленный Налоговым кодексом РФ порядок исчисления, уплаты в бюджет, администрирования и налоговой ответственности за налоговые правонарушения и практически все другие условия.
В разных странах, в том числе и в России, существует великое множество платежей, взносов или сборов, уплачиваемых субъектами правоотношений. Но не все из них, а только отдельные, установлены Налоговом кодексом и введены в налоговую систему. В связи с эти важно установить экономические и правовые условия отнесения того или иного платежа в налоговую систему. Данная проблема носит не только теоретический, но и сугубо практический характер.
Настало время упорядочить всю систему взимаемых в стране различного рода платежей, сборов и прочих взносов. Думается, что Налоговый кодекс при этом должен регулировать правоотношения, возникающие исключительно при уплате налогов. И понятие «сбор» вообще следует исключить из Налогового кодекса. В отношении их следовала бы принять специальный рамочный федеральный закон, определяющий порядок их установления и взимания. В данном законе должны быть прописаны права законодательных и исполнительных органов власти в этой области, в том числе федеральных, региональных и муниципальных. Законопроект должен содержать порядок и основные принципы установления и функционирования сборов, условия их введения и направления использования соответствующими органами полученных финансовых ресурсов.
Также, в современных условиях все большее распространение получает обход налога. В этом случае плательщику удается, не нарушая закона, избежать обложения. Основным методом минимизации налогообложения является применение различных «налоговых схем» и «программ», разрабатываемых специальными консультационными фирмами по запросу каждого конкретного налогоплательщика. При этом используются случаи несовершенства налогового законодательства: неясные и нечеткие формулировки налоговых законов, противоречия в поправках к ним, имеющиеся «лазейки» ухода от налога, «бреши», «нестыковки».
Информация о работе Налоговая система государства. Налоги и их виды