Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 15:22, контрольная работа
В современном мире налоговая система любой страны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования. Налоговые системы используются как эффективный инструмент реализации финансово-экономической политики государства. С помощью налогов регулируются социально-экономические процессы, поощряется или, напротив, сдерживается развитие тех или иных отраслей экономики и видов деятельности в интересах структурной перестройки экономики, поддерживаются общие темпы социально-экономического развития и уровень занятости населения.
Введение 3
1. Налоговая система как инструмент государственной политики 4
1.1 Функции и принципы налогообложения 4
1.2 Классификация налогов 7
2. Социальная дифференциация и ее показатели 10
3. Конспект статьи из журнала экономического содержания 14
Заключение 25
В действии механизма государственного регулирования экономики различают следующие формы регулирования:
— перспективное (априорное) регулирование, осуществляющееся главным образом в виде программирования и предназначенное для решения преимущественно задач развития и роста производства, совершенствования производительных сил, социального развития;
— текущее (апостериорное) регулирование, осуществляемое посредством различных мероприятий конъюнктурного характера и предназначенное, прежде всего, для поддержания сбалансированности производства;
— перспективно-текущее регулирование, осуществляемое главным образом посредством специальных программ по поддержанию сбалансированности экономики.
В схему регулирования целесообразно включить объекты воздействия, на которые конкретно влияет государство: спрос, предложение, цены, доходы; различные системы, структуры и соотношения; отдельные элементы. Воздействуя на какой-либо из объектов, государство изменяет его величину, поведение, влияя тем самым и на другие подсистемы и элементы.
Экономическое программирование является высшей формой государственного вмешательства в процесс воспроизводства, которое осуществляется на основе договоров между государством и монополиями. Оно включает: составление прогнозов развития экономики на предстоящий период; определение наиболее общих целей экономической политики для всей экономики в целом; координирование действия всего государственного аппарата при осуществлении намеченной программы.
В систему программирования входят не только общехозяйственные планы, но и программы ограниченного характера: развитие отдельных отраслей и регионов. Среднесрочные планы могут дополняться и уточняться краткосрочными. Они получили название экономических бюджетов. В прямом смысле экономические бюджеты не есть детализация среднесрочных программ по годам — они разрабатываются независимо от них, но в своей конструктивной части бюджеты не могут не учитывать среднесрочных наметок. Обе формы программирования взаимосвязаны, но скорее как сосуществующие или взаимодополняющие, чем субординированные.
К программированию примыкает и смешанная форма регулирования, известная под названием планов стабилизации, посредством которой решаются как перспективные, так и текущие задачи по поддержанию сбалансированности производства, его более равномерной динамики.
На современном этапе развития экономики широко применяются математические методы экономического планирования. Математические модели позволяют устанавливать влияние комплекса различных факторов развития экономики, проверять выдвинутые научные гипотезы, создавать различного рода планы и программы, а затем выбирать оптимальный вариант действия. Математические модели экономических процессов представляют собой формализацию знаний и определенное упрощение экономических процессов. Поэтому они всегда требуют глубокого теоретического обоснования, практической проверки. Использование математического моделирования в регулировании экономики предполагает широкое применение компьютерной техники, формирование специальной системы отбора, учета и обработки информации.
Рассматривая сущность государственного регулирования экономики, необходимо коснуться проблемы планомерности. Сознательный характер государственного регулирования экономической системы, наличие различного рода программ и планов говорят о том, что регулирование имеет отношение к хозяйственной организации, которую обычно квалифицируют как планомерную. Если оставаться в рамках самой регулирующей деятельности государства, то можно прийти к заключению о планомерном характере регулирования. Однако такой вывод утрачивает определенность, как только принимается во внимание взаимодействие государства с экономикой, монополизированным конкурентно-рыночным механизмом. Оказывается, что регулирование не только не сообщает общественному производству характера планомерно-организационного процесса, но и само не реализуется как планомерная организация.
Автор приходит к выводу, что регулирование
не может заменить собой конкурентно-рыночную
организацию, вынуждено к ней приспособиться,
реализоваться как подсистема этой организации.
Каким бы не выглядело регулирование,
оно, в конечном итоге, всегда осуществляется
как конкурентно-рыночная организация.
Природа и сущность регулирования двойственны:
это одновременно и планомерная, и непланомерная
формы, но «присутствие» планомерности
здесь таково, что собственно планомерная
организация общественного производства
не достигается. Двойственная природа
регулирования обуславливает внутреннюю
противоречивость между тенденцией к
планомерной организации и ее фактической
конкурентно-рыночной реализацией. Самое
большее, о чем можно говорить, это об элементах
планомерности в рамках государственного
регулирования, и то с большой долей условности.
Отличительной чертой планомерности является
ее нацеленность на национальные интересы,
на обеспечение цели процесса производства.
Необходимость планомерности в масштабе
всей экономической системы возникает
с повышением уровня обобществления производства,
а также с формированием единого национально-хозяйственного
комплекса, в котором органически связаны:
производство, распределение, обмен и
потребление в масштабах страны.
Планомерность как форма движения, развития экономической системы обусловливает непосредственно-общественные экономические связи, отношения всех членов общества. Она выражает необходимость координации из единого центра практической деятельности людей во всех сферах жизни посредством целенаправленного научного предвидения и управления социально-экономическими процессами. Отношения планомерности выражают объективную необходимость согласованного хозяйствования в масштабе общества, за счет общества и достижения цели производства — все более полного благосостояния и всестороннего развития всех членов общества. Планомерность позволяет регулировать все общественное производство как осознанный процесс, как сознательное движение к цели, ограничивать возможность проявления стихийности и обеспечивать большее соответствие между поставленными задачами, целями и достигнутыми результатами. Планомерность выступает как форма государственного регулирования экономики в организации общественного производства, обеспечения все большего соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил.
Инструментарий государственного воздействия на экономику можно рассматривать как совокупность инструментов, применяемых государством, которая отражает специфику целей правительства и хозяйственных отношений. Инструменты регулирования можно классифицировать следующим образом. Управление государственной собственностью, инструмент экономического воздействия — государственное потребление, расходы на социальные нужды, бюджетная политика, налогообложение, регулирование денежного обращения и предоставление кредитов, финансирование. Финансовое избирательное регулирование, инструмент административно-экономического воздействия — контроль над кредитной системой, доходами, ценообразованием, контрактами. «Встроенные стабилизаторы», инструмент административного воздействия, осуществляемого путем введения законодательных или административных ограничений, не затрагивающих движение стоимостных факторов, методы информационного воздействия, а также государственное хозяйственное законодательство и инспекция.
Таким образом, автор под функционированием механизма государственного регулирования экономики предлагает понимать целенаправленные действия государства по координации экономических отношений между хозяйствующими субъектами как внутри страны, так и между странами в соответствии с национальными целями и задачами. Основными видами деятельности, определяющими функционирование механизма государственного регулирования в национальной экономике, являются внутриэкономические виды деятельности и внешнеэкономические.
К основным внутриэкономическим видам деятельности относятся: внутренняя торговля; использование внутренних трудовых ресурсов; сотрудничество в банковской сфере; внутринациональное инвестиционное сотрудничество; национальная производственная кооперация; внутринациональное научно-техническое сотрудничество; национальные предприятия; формирование экономических зон; туризм.
К основным внешнеэкономическим видам деятельности относятся: внешняя торговля; использование иностранной рабочей силы; сотрудничество в банковской сфере; международное инвестиционное сотрудничество; международная производственная кооперация; международное научно-техническое сотрудничество; совместные предприятия; формирование экономических зон свободной торговли; иностранный туризм.
Механизм государственного регулирования экономики, как структурный элемент системы государственного регулирования воздействует количественно и качественно на все секторы национальной экономики. Структура механизма зависит от институциональных особенностей государственной власти, но является мобильной и диктуется потребностями научно-технического, социально-экономического развития, соотношением различных форм собственности и неразрывно связана с формированием и развитием политических сил государства, изменениями в приоритетах проводимой ими экономической политики.
Подводя итог работе, можно сделать следующие выводы.
Государственное регулирование экономики подразумевает под собой комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.
Государство отвечает за многое в нашей стране, в том числе и за налоговую политику, и за социальную дифференциацию населения.
Налоговая система – один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Расслоение населения обусловлено экономическими, демографическими, социальными и иными причинами. Анализ процессов социальной дифференциации базируется на системе показателей, основным из которых является доход населения (домохозяйства). Социальная дифференциация населения определяется различием в показателях доходов в расчете на душу населения (домохозяйство) в целом, по отдельным территориям (в городской, сельской местности), группам семей и домохозяйств (полным, неполным, с разным числом детей, иждивенцев и пр.).
Список использованной литературы
Информация о работе Налоговая система как инструмент государственной политики