Налоговое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 15:43, контрольная работа

Краткое описание

В последнее время всё более распространенным способом повышения эффективности предпринимательской деятельности становится оптимизация налоговых платежей, налоговое планирование.
Актуальность вопроса налогового планирования обусловлена вполне объяснимым стремлением налогоплательщиков уменьшить налоговую нагрузку и столь же объяснимым стремлением государства воспрепятствовать этому.

Содержание

1. Налоговое планирование: понятие, классификация, принци-пы..............
2. Методы устранения двойного налогообложе-ния......................................
3. Экспресс-вопрос...........................................................................................
Библиографический спи-сок.............................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа - Налоговое планирование.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Налоговое планирование: понятие, классификация, принципы..............

2. Методы устранения двойного налогообложения......................................

3. Экспресс-вопрос...........................................................................................

Библиографический список.............................................................................

3

10

14

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Налоговое планирование: понятие, классификация, принципы

 

В последнее время всё более распространенным способом повышения эффективности предпринимательской деятельности становится оптимизация налоговых платежей, налоговое планирование.

Актуальность вопроса налогового планирования обусловлена вполне объяснимым стремлением налогоплательщиков уменьшить налоговую нагрузку и столь же объяснимым стремлением государства воспрепятствовать этому.

Налоговая минимизация включает в себя в зависимости от правомерности конкретных способов уменьшения размеров налоговой обязанности незаконную (уклонение от уплаты налогов) и законную (налоговую оптимизацию, налоговое планирование) деятельность.

Налоговое планирование - это организация деятельности налогоплательщика направленная на минимизацию его налоговых обязательств не нарушая законодательства [4].

Экономия на налогах с помощью использования законных методов налоговой оптимизации способна принести ощутимый положительный результат практически в любой сфере предпринимательской деятельности.

Целью налогового планирования является построение оптимальной модели хозяйствования, обеспечивающей минимально возможный размер налоговой нагрузки.

Сущность налогового планирования состоит в признанном за каждым налогоплательщиком праве использовать все допускаемые законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Возможность налогового планирования обусловлена наличием в налоговом законодательстве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены или допускается их неоднозначное толкование [4].

Налоговый Кодекс РФ указывает, что «налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах».

В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.

Основы налогового планирования включают [4]:

  • учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства;
  • разработку учетной политики предприятия;
  • правильное и полное использования всех установленных законом льгот;
  • оценка возможностей получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов.

В экономической литературе определение налогового планирования трактуется двумя основными подходами: в основе подходов к определению налогового планирования лежит минимизация налоговых платежей налогоплательщика; понятие налогового планирования основано на понятии налоговой оптимизации. Кроме того, ряд авторов выделяет и понятие налогового менеджмента.

Если налоговая минимизация – это максимальное снижение всех налогов, то налоговая оптимизация – это процесс, связанный с достижением определённых пропорций всех аспектов деятельности хозяйствующего субъекта в целом, осуществляемых им сделок и проектов. Кроме того, стремление минимизировать налоговые обязательства может помешать текущей деятельности предприятия, вступить в противоречие с целями финансового менеджмента и привлечь излишнее внимание со стороны контролирующих налоговых органов [5].

Потребность в налоговом планировании диктуется двумя основными факторами: тяжесть налогового бремени для конкретного хозяйствующего субъекта; сложность и изменчивость налогового законодательства.

Первый уровень налогового бремени - если налоговое бремя в стране составляет 10-15% от ВНП, то потребность в налоговом планировании минимальна. В данной ситуации за налоговыми платежами на предприятии может следить главный бухгалтер.

Второй уровень - если налоговое бремя составляет 20-35% - в мелких и средних фирмах желательно иметь специального работника, а в крупных фирмах за налоговыми платежами должны следить группа работников, эта работа должна вестись под постоянным контролем.

Третий уровень – если налоговое бремя составляет 40-50% от ВНП и более – налоговое планирование становится важнейшим элементом финансово-плановой работы на предприятиях всех масштабов.

Надзор за налоговыми вопросами должен осуществляться на уровне высшего руководства фирмы. Ни одно решение о серьёзных структурных перестройках в работе предприятия, о внедрении новых технологий, о новых инвестициях не должно приниматься без учёта налогового элемента [5].

В современных российских условиях можно выделить следующие основные группы хозяйствующих субъектов, наиболее остро нуждающихся в применении налогового планирования в своей деятельности [5]:

1) сложные корпоративные структуры - холдинги, финансово-промышленные группы и др.и имеющие разветвлённую сеть дочерних и зависимых предприятий, где возникает круг дополнительных задач, связанных с оптимизацией

2) вновь возникшие частные фирмы - процесс накопления капитала  приводит к расширению и усложнению деятельности многих из этих фирм, а также к возникновению др. факторов, создающих потребность в формах планирования, адекватных современному рыночному хозяйству

3) в планировании объективно  нуждаются государственные и  бывшие государственные предприятия  – для них функция планирования  является традиционной, однако их опыт планирования относится в основном к периоду централизованно управляемой экономики. Данная группа хозяйствующих субъектов уже не может жить по-старому, поэтому вынуждена осваивать новые приёмы налогового планирования

4) в налоговом планировании остро  нуждаются малые предприятия, использующие как традиционную, так и упрощённую систему налогообложения в силу ограниченности своих ресурсов и сложностей, возникающих у них при внедрении рыночных механизмов

В экономической литературе нет однозначного мнения по классификации видов, форм и методов налогового планирования.

Следует выделять следующие классификационные признаки налогового планирования.

В зависимости от уровня управления целесообразно выделять следующие виды налогового планирования: планирование на уровне государства (государственное); хозяйствующих субъектов (корпоративное), в том числе в рамках системы (группы) предприятий; физических лиц (индивидуальное) [3].

Налоговое планирование на уровне хозяйствующих субъектов целесообразно классифицировать по видам следующим образом [3]:

1) в зависимости от вида хозяйствующего субъекта следует различать налоговое планирование в коммерческих и некоммерческих организациях. В свою очередь, имеется специфика налогового планирования в различных коммерческих организациях: производственных, торговых, научных, финансовых посредниках (банках, страховых организациях, профессиональных участниках рынка ценных бумаг) и т. д.;

2) в зависимости от целей деятельности хозяйствующего субъекта целесообразно выделять налоговое планирование хозяйствующих субъектов, имеющих целью получение прибыли и увеличение чистой прибыли и объективно не имеющих такой цели;

3) в зависимости от организационно-правовой формы имеется специфика налогового планирования в акционерных обществах, производственных кооперативах и т. п.;

4) в соответствии со стадиями финансово-производственного цикла предприятия: на стадии создания предприятия; в период существования предприятия (в том числе экономического роста или спада, реорганизации и преобразования); ликвидации предприятия (в том числе в процессе банкротства и конкурсного управления);

5) с точки зрения временной определенности: долгосрочное - в современных российских условиях это планирование на срок более 1 года; годовое и краткосрочное или оперативное налоговое планирование на квартал, месяц, декаду. Естественно, что точность планирования убывает с увеличением его периода;

6) исходя из направленности на перспективу следует различать стратегическое и текущее (оперативное) планирование. Стратегическое (долгосрочное) планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Элементы данного вида планирования: выбор наиболее выгодного с точки зрения налогообложения места расположения организации, её структурных подразделений и руководящих органов; выбор организационно-правовой формы организации и ее организационно-хозяйственной структуры.

Текущее налоговое планирование - совокупность методов, дающих налогоплательщику возможность уменьшить налоговое бремя в течение ограниченного периода времени или в каждой конкретной хозяйственной ситуации. Элементы текущего планирования: использование налоговых льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства; использование оптимальных форм договоров; разработка учетной политики для целей оптимизации налогообложения.

7) с точки зрения учета различных прогнозных вариантов изменения внешней среды и внутреннего финансово-хозяйственного состояния предприятия целесообразно выделять динамическое и статическое налоговое планирование;

8) в зависимости от размера бизнеса есть специфика налогового планирования на малых предприятиях, на средних и крупных предприятиях, в том числе в холдингах и прочих объединениях предприятий;

9) в зависимости от полноты охвата объектов налоговое планирование может быть полным и тематическим (фрагментарным);

10) в зависимости от объекта налогового планирования его можно подразделять на налоговое планирование деятельности предприятия в целом, структурных подразделений, отдельных «центров ответственности» и конкретных операций;

11) в соответствии с субъектами, инициирующими налоговое планирование, целесообразно подразделять его на внешнее (инициируемое учредителями) и внутреннее (инициируемое исполнительными органами организации);

12) в соответствии с субъектами, осуществляющими налоговое планирование: работником бухгалтерии или финансового отдела предприятия; силами специализированного отдела предприятия; внешними консультантами, в том числе уполномоченными представителями из аудиторских и консалтинговых фирм;

13) исходя из критерия территориальности целесообразно различать местное и международное налоговое планирование;

14) в зависимости от ожиданий, возлагаемых на налоговое планирование: оптимистическое, пессимистическое и реалистичное.

Единой точки зрения по поводу принципов налогового планирования не существует. Можно выделить принципы, применяемые в мировой практике [5]:

  • налоговое планирование, не нарушающее закон, – это обычная практика бизнеса по всему миру (Дж. Пеппер);
  • платить налоги нужно, но с умом, - т.е. следовать принципу разумности, а это значит, что платить необходимо только минимальную сумму положенных налогов, полноценно использовать всю совокупность налоговых льгот и платить налоги необходимо в последний день установленного для этого срока;
  • налоги нельзя просто механически минимизировать, их необходимо оптимизировать, поскольку, во-первых, сокращение одних налоговых платежей зачастую ведёт к увеличению других, во-вторых, простое сокращение налогов путём отнесения расходов на затраты уменьшает финансовый результат и сдерживает развитие бизнеса, в-третьих, механическая минимизация налогов может привести к превосходству формы на существом сделки и к её оспоримости налоговыми органами;
  • планировать налоги необходимо в общем контексте планирования бизнеса; необходимо применять принцип комплексного расчёта экономии и потерь, т.е. необходимо учитывать многофакторность налоговой минимизации, видеть последствия таких действий, взвешивать эффективность действий по минимизации налогового бремени;
  • кредо налогового планирования – это ориентация на логику, а не на временные дыры в законодательстве;
  • сокращать налоги можно и нужно, но не банальными схемами ухода от налогов, а точным и скрупулёзным планированием, расчётами и оптимизацией деятельности всего предприятия;
  • принцип конфиденциальности;
  • необходимо уделять должное внимание документальному оформлению.

С практической точки зрения выделяют следующие принципы [5]:

  • принцип законности – соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налогового планирования;
  • принцип выгодности – снижение совокупных налоговых обязательств организации в результате применения инструментов налогового планирования;
  • принцип реальности и эффективности – использование возможностей, предоставляемых законодательством и инструментов, доступных для конкретной организации, которые обеспечивают достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением;
  • принцип альтернативности – рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной организации;
  • принцип оперативности – корректировка процедуры налогового планирования с целью учёта всех изменений, вносимых в действующее законодательство;
  • принцип понятности и обоснованности – требование, чтобы схема была понятна, а все её составные части имели экономическое и правовое обоснование.

Информация о работе Налоговое планирование