При резком изменении или значительном
и постоянно несоответствии указанным
параметрам существует риск подвергнуться
внеплановой пристрастной налоговой проверке
контролирующих органов, которая может
существенно затормозить текущую деятельность
организации или сделать ее практически
невозможной.
Как правило, эта неприятная процедура
при отсутствии квалифицированного юриста
или финансового адвоката может закончиться
значительными потерями даже при корректном
ведении бухгалтерского учета. Кроме того,
следует отдавать себе отчет, что при безоглядном
применении налоговой минимизации нарушается
баланс операций по другим сделкам, что
вызывает пристальное и заслуженное внимание
фискальных служб.
Цели налогового планирования соотносятся
со стратегическими (коммерческими) приоритетами
и интересами предприятия, с затратами
на его проведение и с тяжестью налогового
бремени. Правильным подходом в рамках
проведения грамотного налогового планирования
считается использование льгот в сочетании
с другими приемами, часто в большей степени
организационными, чем финансовыми или
бухгалтерскими.
Налоговое планирование является одной
из главных составляющих частей процесса
финансового планирования. Происходит
предварительный расчет вариантов сумм
прямых и косвенных налогов, налогов с
оборота по результатам общей деятельности
и по отношению к конкретной сделке или
проекту в зависимости от различных правовых
форм ее реализации. Налоговое планирование
доступно любому, но осуществлять его
надо не после совершения какой-либо хозяйственной
операции или происшествия налогового
периода, а до этого.
Налоговое планирование достаточно сложно
поддается ясному и формализованному
описанию из-за того, что налоговая схема
работы каждой организации и финансовая
схема каждой сделки во многом уникальна
и практические советы даются так же, как
и врачебное заключение, - только в конкретном
случае после предварительной экспертизы.
Государство предоставляет множество
возможностей для снижения налоговых
выплат. Это обусловлено и предусмотренными
в законодательстве налоговыми льготами,
и наличием различных ставок налогообложения
и существованием пробелов или неясностей
в законодательстве, не только из-за низкой
юридической квалификации законодателей,
но и ввиду невозможности учета всех обстоятельств,
возникающих при исчислении и уплате того
или иного налога.
Налоговое законодательство предоставляет
налогоплательщику достаточно много возможностей
для снижения размера налоговых платежей
путем внутреннего планирования, в связи
с чем можно выделить общие и специальные
методы. Среди общих методов выделяют:
выбор учетной политики, разработка контрактных
схем, использование оборотных средств,
льгот и прочих налоговых освобождений.
Среди специальных: метод замены отношений,
метод разделения отклонений, метод отсрочки
налогового платежа и метод прямого сокращения
объекта налогообложения.
Внутреннее планирование.
1. Выбор учетной политики организации
(один раз в финансовый год)
2.Создание контрактных схем позволяют
выбрать оптимальный налоговый режим
осуществления конкретной сделки с учетом
графика поступления и расхода финансовых
и товарных потоков. Речь идет, во-первых,
об использовании налогоплательщиком
в контрактах четких и ясных формулировок,
а не принятых типовых, во-вторых, об использовании
нескольких договоров, обеспечивающих
одну сделку. Все это помогает выбрать
оптимальный налоговый режим осуществления
конкретной сделки с учетом графика поступления
и расхода финансовых и товарных потоков.
3. Льготы. Льготы по налогам занимают
важное место в налоговом планировании.
Теоретически это один из способов
для государства стимулировать
те направления деятельности
и сферы экономики которые необходимы
государству в меру их социальной значимости
или из-за невозможности государственного
финансирования. Льготы - одна из важнейших
деталей внутреннего и внешнего налогового
планирования. Практически же большинство
льгот достаточно жестко лимитируют сегмент
их использования. Льготы и их применение
в значительной степени зависят от местного
законодательства. Как правило, значительную
часть льгот предоставляют местные законы.
Налоговое законодательство предусматривает
различные льготы: необлагаемый минимум
объекта; изъятия из обложения определенных
элементов объекта; освобождение от уплаты
налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
понижение налоговых ставок; целевые налоговые
льготы.
Для того, чтобы максимально эффективно
применять в налоговом планировании льготы,
предоставленные законодательством, необходимо
подготовить специальную подборку из
законодательной базы или заказать у консультационной
компании. Ее необходимо постоянно (не
реже, чем в месяц) пополнять и корректировать.
Иногда льгота напрямую может не относится
к организации, но при определенных, чисто
бумажных (формальных) изменениях или
интерпретациях деятельности существует
возможность попасть в число льготников.
Действующие льготы по налогообложению
прибыли предприятий направлены на стимулирование:
финансирования
затрат на развитие производства и жилищное
строительство;
малых форм
предпринимательства;
занятости инвалидов
и пенсионеров;
благотворительной
деятельности в социально-культурной
и природоохранной сферах.
4. Использование оборотных средств.
Наиболее простыми методами налоговой
оптимизации является снижение налогооблагаемой
прибыли за счет применения ускоренной
амортизации, учет налоговых льгот прямого
использования.
5. Порядок использования и распределения
прибыли организации
Определяется учредительными документами
организации. В основном определяется
наличием льгот и преференций, предоставляемых
налоговой юрисдикции по месту расположения
головного офиса организации.
Специальные методы налоговой оптимизации
имеют более узкую сферу применения, чем
общие, однако так же могут применяться
на всех предприятиях.
Метод замены отношений основывается
на многовариантности путей решения хозяйственных
проблем в рамках существующего законодательства.
Субъект вправе предпочесть любой из допустимых
вариантов как с точки зрения экономической
эффективности операции, так и с точки
зрения оптимизации налогообложения.
Метод разделения отклонений базируется
на методе замены. В данном случае заменяется
не вся хозяйственная операция, а только
ее часть, либо хозяйственная операция
заменяется на несколько операций. Метод
применяется, как правило, когда полная
замена не позволяет достичь ожидаемого
результата.
Метод отсрочки налогового платежа основан
на возможности переносить момент возникновения
объекта налогообложения на последующий
календарный период. В соответствии с
действующим законодательством срок уплаты
большинства налогов тесно связан с моментом
возникновения объекта налогообложения
и календарным периодом. Используя элементы
метода замены и метода разделения, можно
изменить срок уплаты налога или его части
на последующий, что позволит существенно
сэкономить оборотные средства.
Метод прямого сокращения объекта налогообложения
имеет целью снижение размера объекта,
подлежащего налогообложению, или замену
этого объекта иным, облагаемым более
низким налогом или не облагаемым налогом
вовсе. Объектом могут быть как хозяйственные
операции, так и облагаемое налогами имущество,
причем сокращение не должно оказать негативного
влияния на хозяйственную деятельность
предпринимателя.
Рассмотренная система налогообложения
на предприятии ОАО «Горьковский Металлургический
завод» действует достаточно эффективно,
но в качестве мер по оптимизации налогообложения,
на наш взгляд, следует порекомендовать
такие как:
- обзор нормативно-правовой базы и комментариев
специалистов по налоговой тематике;
- составление прогнозов налоговых обязательств
организации и последствий планируемых
схем сделок;
- составление графика соответствия исполнения
налоговых обязательств и изменения финансовых
ресурсов организации;
- прогноз и исследование возможных причин
резких отклонений от среднестатистических
показателей деятельности организации
и налоговых последствий инноваций или
проводимой сделки.
- при принятии решения относительно осуществления
любой хозяйственной операции следует
внимательно изучать законодательное
поле и пользоваться только официальными
нормативными документами;
- рациональное использование существующих
налоговых льгот по каждому из уплачиваемых
налогов;
- контроль со стороны руководства за своевременной
сдачей отчетности по налогам и платежам;
- разработать структуру взаимовыгодных
соглашений с поставщиками и заказчиками;
- более эффективно использовать налоговые
льготы - полное или частичное освобождение
субъектов предпринимательства от уплаты
определенных налогов, связанное с определенной
деятельностью или производством определенной
продукции;
- анализировать финансовое состояние
предприятия.
В итоге следует отметить, что только
комплексное и грамотное использование
указанных мероприятий позволит достичь
эффективности от их применения, снизить
налоговую нагрузку и улучшить финансовые
результаты.
Заключение
Налоговое планирование является
составной частью финансового менеджмента
и занимает в ней специфическое место,
что обусловлено тем, что налоговый аспект
присутствует в любом сегменте управления
финансами хозяйствующих субъектов. Налоговая
экономия увеличивает собственные финансовые
ресурсы предприятия, поэтому конечной
целью налогового планирования является
не только и не столько оптимизация налогов,
а в рамках достижения основных целей
предпринимательской деятельности предприятия
повышение его финансовой устойчивости
и значимости.
В настоящее время назрела острая
необходимость выделения налогового планирования
в отдельное самостоятельное направление
науки и практики управления финансами
организации, определения его места в
системе финансового менеджмента, систематизации
накопленных разрозненных теоретических
знаний и фрагментарного практического
опыта в целях обеспечения устойчивого
роста благосостояния российских организаций
и развития экономики страны. Требуется
формирование новых подходов к налоговому
планированию как важнейшей составной
части управления финансами, оценки его
влияния на финансовые результаты деятельности
хозяйствующего субъекта. Значимость
налогового планирования обусловлена
тем, что с налогообложением связаны все
сферы финансовой деятельности организации,
а также существенными величинами налоговых
платежей в общей сумме ее расходов, высоким
уровнем налоговой нагрузки, тяжестью
налогового бремени предприятий.
Многие теоретические вопросы
налогового планирования являются дискуссионными.
К таким вопросам относятся вопросы понятия,
классификации, этапов налогового планирования.
Эффективность налогового планирования
в организации в условиях российской экономики
ограничивается наличием нескольких обстоятельств.
Далеко не все элементы и методы, описанные
исследователями налогового планирования,
используются хозяйствующими субъектами
при организации налогового планирования.
На российских предприятиях налоговое
планирование часто сводится к своевременной
уплате налогов, правильному исчислению
налоговых платежей. Необходимостью оптимизации
налоговых платежей часто пренебрегают.
В ходе работы над данной темой
были сделаны следующие выводы:
- Налоговое планирование
это сложный процесс, состоящий
из различных элементов, проходящий
во множество этапов и имеющий
законодательные ограничения.
- Основные принципы налогового
планирования показали, что налоговое
планирование это не механическое
уменьшение к. л. налога или налогов,
а финансовая оптимизация, т. е. выбор
наилучшего пути управления финансовыми
ресурсами предприятия.
- Для каждого предприятия
должны быть установлены свои
способы минимизации с учетом
индивидуальных особенностей.
- В области налогообложения
важны точность составления налоговых
расчетов и отчетов (в соответствии
с налоговым и бухгалтерским
учетом), своевременная уплата налогов
в бюджет и контроль за их выполнением.
- Необходимость разработки
и использования учетной политики
предприятия и всех видов планирования
(стратегического, текущего).
- Использование всех возможных
законных путей минимизации налоговых
обязательств.
- Каждое предприятие обязано
осуществлять налоговое планирование
для достижения наибольшего его
финансового процветания. Профессионально
выполненное налоговое планирование
- важный шаг к процветанию
предприятия.
Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской
Федерации: Части первая и вторая.
- М.: Омега. 2009.
2. Гражданский кодекс Российской
Федерации: Части первая и вторая.
М.: Омега. 2009.
3. Александров И.М. Налоги
и налогообложение: Учебник. - М.: Дашков
и К, 2007.
4. Алексеева М.М. Планирование
деятельности фирмы. - М: Финансы и статистика,
2009.
5. Белоусова С.В. Оптимизация
и минимизация налогообложения:
практическое руководство. - М.: Вершина,
2006.
6. Боброва А.В., Головецкий
Н.Я. Организация и планирование налогового
процесса. - М.: Экзамен, 2005.
7. Брызгалин А.В., Берник В.Р.,
Головкин А.Н., Брызгалин В.В. Методы налоговой
оптимизации. - М.: Аналитика-Пресс, 2007.
8. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский
учет. - М.; СПб.: Торговый дом «Герда», 2009.
9. Вылкова Е., Романовский М.
Налоговое планирование. - СПб.: Питер,
2004.
10. Грищенко В.Н., Демидова
Л.Г., Петров А.Н. Теоретические основы
планирования и прогнозирования.
Ч.1. - СПб.: СПбУЭФ, 2007.
11. Джон Пеппер. Практическая
энциклопедия международного налогового
и финансового планирования. - М.: ИНФРА
- М, 1998.
12. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение:
Учебное пособие для студентов экон. спец.
вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
13. Евстигнеев Е.Н. Налоги
и налогообложение: Учебное пособие.
- М.: ИНФРА-М, 2001.
14. Евстигнеев Е.Н. Основы
налогообложения и налогового
права: Учебное пособие. - М.: ИНФРА, 2008.
15. Карп М.В. Налоговый менеджмент:
Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
16. Кашанина Т.В. Хозяйственные
товарищества и общества: правовое регулирование
внутрифирменной деятельности. - М.: ИНФРА
- М: КОДЕКС, 2003.
17. Кашин В.А. Налоговые
соглашения России: международное
налоговое планирование для предприятий.
- М. ЮНИТИ, Финансы, 1998.
19. Козенкова Т.А. Налоговое планирование
на предприятии. - М.: АиН, 2001.