Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 17:06, курсовая работа
Переход к рыночным отношениям качественно изменил содержание, значение и стратегические цели государственного регулирования экономики. Социально-экономические процессы, происходящие в национальном хозяйстве России во многом определяются научно-обоснованной государственной инвестиционной политикой, которая позволяет повысить темпы экономического роста, доходы федерального и консолидированного бюджета.
Происходящие в стране инвестиционные процессы в значительной степени связаны со сложившимися на макро- и микро-уровне финансово-экономическими условиями.
Необходимость
использования специальных
Обобщив вышеописанные методы налогового регулирования инвестиционной деятельности, нами предлагается следующая их классификация, представленная на рисунке.
Налоговое регулирование инвестиционной деятельности |
Изменение срока уплаты налога |
|
Предоставление отсрочки или рассрочки |
Снижение размера налоговой ставки |
|
Отмена авансовых платежей |
Предоставление налогового или инвестиционного налогового кредита |
Уменьшение или полное сложение налоговых обязательств |
Свободные экономические зоны |
|
Прогрессивное налогообложение |
Единый налог на вмененный доход |
|
Дифференциация ставок |
Упрощенная система налогообложения |
|
Постепенное изменение ставок |
Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей |
Рис.1. Классификация методов налогового стимулирования, используемых российским налоговым законодательством.
В тоже время необходимо
1.3. Направления использования налоговых инструментов
В зависимости от целей
можно выделить следующие направления
использования налоговых
- стимулирование региональных инвестиций - на практике обычно используется совокупность
различных налоговых инструментов для
привлечения инвестиций в определенный
регион и таким образом решающих проблему
выравнивания развития регионов (например,
пониженные ставки по налогу на прибыль,
налоговые льготы при инвестирование
(реинвестировании) капитала, налоговые
каникулы, ускоренная амортизация). Одной
из целей стимулирования региональных
инвестиций является, например, строительство
промышленных центров (предоставление
налоговых каникул, полное или частичное
освобождение от налогообложения вновь
создаваемых производственных предприятий,
расположенных в отдалении от крупных
городов);
- стимулирование инвестиций в отдельные
секторы экономики -используется преимущественно для поддержания
производства и активизации деятельности
отдельных отраслей, приоритетных для
развития экономики. Основными целями
стимулирования инвестиций обычно являются
разработка месторождений полезных ископаемых,
развитие промышленного парка, экспортно-ориентированного
производства, создание производств на
основе новых технологий, развитие сферы
туризма и отдыха и т. п.. Для этого используются
прямые налоговые вычеты, ускоренная амортизация
капитальных вложений, пониженная налоговая
ставка, перенос убытков на будущее, льготный
режим налогообложения доходов с капитала;
- стимулирование инвестиций, связанных с развитием различных видов деятельности, способствующих повышению занятости населения, улучшению профессиональной подготовки кадров и др. Для этих целей, как правило, разрешаются прямые налоговые вычеты расходов, связанных с оплатой труда, в том числе полный или частичный вычет отчислений на социальное страхование, налоговый кредит на затраты, связанные с профессиональной подготовкой и переподготовкой кадров. В некоторых странах, где проблема занятости стоит особенно остро, налогооблагаемая прибыль организации может быть уменьшена в зависимости от численности занятых. Данная группа инструментов налогового стимулирования используется в совокупности с другими, прямо или косвенно способствующими росту деловой активности, производства и, соответственно, занятости;
- стимулирование инвестиций в новые предприятия - льготный налоговый режим предоставляется
инвесторам при создании новых предприятий
либо в отношении инвестиций в новые предприятия,
поскольку последние особенно остро нуждаются
в денежных средствах из-за отсутствия
на начальных этапах их деятельности прибыли
(т. е. собственных источников денежных
средств) и невозможности привлечения
заемных средств. Льготы для вновь создаваемых
предприятий предоставляются, как правило,
в виде полного или частичного освобождения
от налогообложения в первые годы работы;
- стимулирование развития малого бизнеса - система льготного налогообложения
малых и средних предприятий, предусмотренная
во многих странах, включает упрощенный
порядок их налогообложения, налогообложение
прибыли по более низкой ставке по сравнению
со стандартной, если доход компании не
превышает установленного уровня и др.,
В зависимости
от видов инвестиций налоговые инструменты
можно классифицировать следующим образом:
- ориентированные на стимулирование капитальных вложений - ускоренная амортизация, налоговые льготы при инвестировании или реинвестировании капитала;
- направленные на развитие и использование
новых технологий - исследовательский налоговый кредит,
налоговые скидки на прирост расходов
на программы фундаментальных научных
разработок, прямые вычеты расходов на
НИОКР из налогооблагаемой базы, ускоренная
амортизация высокотехнологического
оборудования, уменьшение налогооблагаемой
прибыли на суммы выплачиваемых дивидендов
и роялти;
- ориентированные на формирование и использование
собственных источников финансирования
инвестиций - уменьшение установленной налоговой
ставки налога на прибыль, налоговые каникулы,
перенос убытков на будущее (в прошлое);
- связанные с оплатой труда - уменьшение налогооблагаемой прибыли
в зависимости от численности наемных
работников, численности занятых в производстве
инвалидов, прямые вычеты из налогооблагаемой
базы взносов на социальное страхование
и других расходов, связанных с оплатой
труда;
- способствующие росту объема продаж
либо добавленной стоимости - налоговые скидки или налоговые кредиты,
установленные в зависимости от общего
уровня продаж или объема выпуска, либо
предоставляемые при достижении определенного
уровня чистой
Влияние налоговых методов регулирования инвестиций может различаться в зависимости от отраслей экономики и хозяйственной деятельности ее субъектов: для одних инвесторов наличие налоговых стимулов является одним из важнейших факторов при принятии решений об инвестициях, для других — менее важным, поскольку там могут действовать другие, более существенные факторы. Однако при прочих равных условиях инвестирования наличие благоприятного налогового режима является ярко выраженным преимуществом.
Глава 2. Состояние налогообложения инвестиционной деятельности в современной России
За последние годы в России был проведен ряд налоговых реформ. К позитивным результатам проводимой реформы следует отнести некоторое снижение налогового бремени налогоплательщика за счет снижения налоговых ставок по основным налогам (налог на прибыль – до 24 %, НДС – до 18 %, налог на доходы физических лиц – до 13 %, страховые взносы – до 26 %), а так же изменения налоговой амортизации (изменений сроков полезного использования и правил амортизации основных фондов). Положительным результатом также является введение специальных налоговых режимов, направленных на снижение налогового бремени для налогоплательщиков, упрощения процедуры налогообложения и администрирования.
Обращаясь к налоговому стимулированию инвестиционной активности отечественных предприятий, следует отметить, что несмотря на проведенные реформы, сформировавшийся в России в настоящее время список налоговых льгот и преференций, предусмотренных для компаний, занимающихся инвестиционной деятельностью, относительно невелик. Кроме того, имеющиеся льготы отличаются невысокой экономической эффективностью.
Таблица 1. Действующие
в РФ налоговые стимулы
Форма налогового стимулирования |
Характеристика действия |
Оценка эффективности |
1. Снижение налога на прибыль организаций с 35 до 20% (с 1.01.2009) |
Увеличивает сумму чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации, но не регулирует накопление (инвестиции) и потребление. |
Не влияет на размер инвестиций. Организация, покупающая новое оборудование или внедряющая новые технологии, не получает налоговые выгоды. |
2. Уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль: - учет процентов по долговым обязательствам
инвестиционного характера - учет убытков от реализации |
Уменьшает облагаемую базу по налогу на прибыль. |
Позволяет отнести часть расходов от приобретения, реконструкции и модернизации объекта основных средств на внереализационные расходы текущего периода. |
3. Освобождение от |
Инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения, являются средствами целевого финансирования и не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. |
Применима только для иностранных инвестиций. Срок действия ограничен одним годом. |
4. Снижение доли налога на
прибыль организаций, |
Регионы принимают законы, позволяющие снижать налог на прибыль организаций до 13,5% при заключении инвестиционных соглашений или на период окупаемости проекта, или при росте налоговой базы по сравнению с предыдущим периодом или в зависимости от объема кап. вложений. |
Инвестиционная льгота очень незначительна. Инвесторы при выборе региона для инвестиций больше рассматривают общий инвестиционный климат. Налоговая ставка рассматривается при прочих равных условиях (максимальная возможная сумма льгот – 4%). |
5. Освобождение от налога на
имущество организаций- |
Регионы вправе определять налоговую базу, порядок и сроки уплаты, устанавливать льготы в виде полного освобождения или понижающей ставки, сроком не более 7 лет. |
Цена льготы невелика, непривлекательна для инвесторов, в сумме уплаченных налогов налог на имущество составляет около 3%. |
6. Освобождение от налога на
прибыль, полученной от |
В течение 6 лет, прибыль, полученная от реализации инвестиционного проекта взимается по ставке 0%, с 7 по 12 год – по ставке 50% от общеустановленной ставки. |
Действует только на территории особых экономических зон. |
7. Освобождение от НДС |
Освобождается от НДС передача исключительных прав на изобретения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, права на интеллектуальную собственность. |
Позволяет снижать цены на научно-техническую продукцию, стимулирует выполнение НИОКР. На инвестиции напрямую не влияет. |
8. Амортизационная премия. |
Включаются в состав расходов отчетного или налогового периода произведенные затраты на капитальные вложения не более 30% первонач. ст-ти основных средств (с 1.01.09 г.). |
Распространяется на все виды экономической деятельности и на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера. |
9. Повышающий коэффициент (не более 3) в отношении амортизируемых средств, используемых для научно-технической деятельности. |
Позволяет применять ускоренную амортизацию (в 3 раза по сравнению с обычной нормой) на основные средства, используемые в научно-технической деятельности. |
Снижает базу налога на прибыль в случае осуществления инноваций, сокращает срок полезного использования научного оборудования. |
10. Инвестиционный налоговый кредит. |
Предоставляется по заявлению. Проценты по кредиту – не менее 1/2 и не более 3/4 ставки рефинансирования. Сумма не более 30% от стоимости приобретаемого оборудования, срок – не более 5 лет. Ограничение – не более 50% суммы налога на прибыль. |
Данная льгота практически не работает. За последние 10 лет не выдано ни одного рубля налогового кредита. Слишком трудно получить. Может быть отменена ввиду не применения. |
Снижение налога на прибыль. При введении пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций с 35 до 24% (а с 01.01.2009 г. – до 20%) законодатель рассчитывал на то, что освобождающиеся при этом средства предприятия будут вкладывать в инвестиции, поэтому ликвидировал действовавшую инвестиционную льготу. Как показали исследования автора, расчеты государства не оправдались: крупные предприятия снизили долю собственных источников инвестиций за период с 2001 по 2010 годы с 45% до 30%. Таким образом, необходимость возврата инвестиционной льготы по налогу на прибыль организаций подтверждается реальным снижением инвестиционной активности предприятий.
Уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль.
Освобождение от налогообложения прямых иностранных инвестиций на финансирование капитальных вложений. В соответствии с пп.14 п.1 ст. 251 инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения, являются средствами целевого финансирования и не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Организации, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках целевого финансирования, по окончании налогового периода (календарного года) представляют в налоговые органы отчет о целевом использовании полученных средств.
Информация о работе Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в РФ