Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 17:06, курсовая работа
Переход к рыночным отношениям качественно изменил содержание, значение и стратегические цели государственного регулирования экономики. Социально-экономические процессы, происходящие в национальном хозяйстве России во многом определяются научно-обоснованной государственной инвестиционной политикой, которая позволяет повысить темпы экономического роста, доходы федерального и консолидированного бюджета.
Происходящие в стране инвестиционные процессы в значительной степени связаны со сложившимися на макро- и микро-уровне финансово-экономическими условиями.
Инвестиционная льгота по налогу на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет. Предоставление регионами наиболее значительных по масштабу льгот – по региональной части федерального налога на прибыль – осуществляется крайне выборочно из-за ограничений, накладываемых законодательством и системой межбюджетных отношений. Согласно ст. 284 НК РФ, ставка налога, подлежащего зачислению в региональный бюджет, может быть понижена для инвесторов, вкладывающих не менее 10 млн. руб. в основные фонды, на 4% из 17,5% региональной части поступлений по налогу на прибыль, что весьма незначительно.
Освобождение
от налога на имущество организаций-
Амортизационная премия. С 1 января 2006 года вступила в силу поправка в Налоговый кодекс РФ, разрешающая организациям списывать 10% первоначальной стоимости объектов основных средств единовременно при вводе в эксплуатацию оборудования. Федеральным законом от 26.11.2008 г. амортизационная премия увеличена до 30% (для основных средств, относящихся к третьей- седьмой амортизационным группам). Данная налоговая льгота распространяется на все без исключения сферы экономической деятельности и на капитальные вложения как производственного, так и непроизводственного характера, что не совсем отвечает принципам действия налоговых льгот.
Инвестиционный налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит, как видно даже из его названия, имеет важнейшее предназначение – помочь организации-налогоплательщику в осуществлении инвестиционной деятельности. Между тем, данный налоговый инструмент развития экономики практически не работает. За последние десять лет в стране не было выдано ни одного рубля инвестиционного налогового кредита. Причины неразвитости механизма инвестиционного налогового кредитования видятся, прежде всего, в невыгодных условиях его предоставления. Для устранения этих проблем на наш взгляд, нужно значительно расширить сроки и облегчить условия кредитования, превратив данную форму льготы в реально действующий стимул инвестиций.
Таким образом, можно сделать вывод, что все рассмотренные методы стимулирования инвестиционной деятельности выступают одним из главных инструментов реализации регулирующей функции налогообложения, направленной на стимулирование или сдерживание процессов воспроизводства, его темпов усиливая или ослабляя накопление капитала, тем самым, увеличивая или уменьшая инвестиционные ресурсы. Вместе с тем, действующие в России в настоящее время налоговые льготы и стимулы инвестиций все еще отличаются низкой эффективностью и не позволяют в полной мере реализовать свое непосредственное назначение – обеспечение экономического роста за счет увеличения инвестиционной активности. Это подтверждает необходимость их дальнейшего развития с учетом передового опыта западных стран. Поэтому для дальнейшего развитие инвестиционного процесса необходимы соответствующие действия со стороны государства, и в первую очередь в сфере правового регулирования инвестиционной деятельности.
Глава 3 Совершенствования системы налогового регулирования инвестиционного деятельности
3.1. Мировой
опыт налогового регулирования
инвестиционной
деятельности
Мировой опыт показывает, что страны, которым удалось обеспечить приемлемые для бизнеса издержки, низкие уровни инвестиционных рисков и на этой основе активизировать собственные и привлечь зарубежные инвестиции в основной капитал, смогли сформировать условия для устойчивого и длительного роста национальной экономики. Во многом успешное экономическое развитие этих стран обусловлено реализацией ими эффективной налоговой политики в области инвестиционной деятельности.
Основные налоговые льготы, стимулирующие инвестиционный процесс в развитых странах, характеризуются следующим образом:
1. налоговый кредит - часть стоимости нового оборудования вычитается из налога на прибыль при его приобретении с последующей полной компенсацией вычета в течение срока службы этого оборудования.
2. налоговые скидки - вычет
из налога на прибыль с
3. налоговые субсидии - прямые вычеты
из налоговых выплат или
«Инвестиционного налогового
Инвестиционная налоговая скидка предоставляется лишь после ввода новой техники в эксплуатацию. Право на получение налоговой скидки наступает для компании автоматически: его не надо доказывать и обосновывать, т. к. оно закреплено законодательством.
Размер скидки устанавливается в процентах от стоимости внедряемой техники и составляет: 5,3% в Японии (для электронных техники и оборудования), 50% в Великобритании (для 1-го года эксплуатации новой техники, технологии, материалов и т.п.), 10 - 15% в Канаде (в зависимости от освоенности территории месторасположения компании - освоенные или неосвоенные районы страны) и 100% в Ирландии. В США налоговая скидка на инвестиции применяется лишь для энергетического оборудования.
В качестве налоговых стимулов в США выделяют льготы на корпоративный налог; низкие базовые ставки налога продаж и подоходного налога; налоговые каникулы и налоговые скидки и т.д. Налоговая система США считается сегодня наиболее оптимальной среди других стран мира.
Налоговые каникулы - это полное или частичное освобождение коммерческой организации от уплаты налога на прибыль в течение определенного периода времени после размещения инвестиций. Смысл такого освобождения состоит в повышении привлекательности размещения инвестиций и тем самым увеличения налогооблагаемой базы в будущем.
Налоговые каникулы нашли свое применение не только в США, но в таких развитых странах как Великобритания, Франция, Германия, а также в странах Восточной Европы и Юго-Восточной Азии. В России налоговые каникулы применяются в Новгородской и Тверской областях, Чувашии, Татарстане, Санкт- Петербурге и т.д.
Во Франции налоговые каникулы распространяется на вновь созданные мелкие и средние фирмы (в том числе научно-исследовательские) со снижением на первые 5 лет их деятельности на 50% уплачиваемого ими подоходного налога.
Налоговые субсидии (вычеты из налоговых выплат) действуют в Великобритании, по которым разрешается уменьшать прибыль путем вычета 20% стоимости нового оборудования из величины валового дохода.
Другим инструментом налогового регулирования инвестиционной деятельности развитых стран являются, налоговые льготы, связанные с системой амортизационных списаний. Они используются для стимулирования опережающего развития конкретных отраслей, поощрения НИОКР или для общего инвестиционного оживления.
В высокоразвитых странах широко применяется ускоренная амортизация оборудования как стимул для обновления производственных фондов. Так, в США установлен срок амортизации в 5 лет для оборудования и приборов, используемых для НИОКР, со сроком службы более 4 и менее 10 лет. В Японии система ускоренной амортизации введена для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо оборудование, которое содействует эффективному использованию ресурсов и не вредит окружающей среде. Применяются разнообразные нормы ускоренной амортизации - от 10 до 50%. Однако наиболее распространенная ставка составляет в среднем 15 - 18%.
Компаниям в Великобритании разрешено списание полной стоимости технического оборудования в 1-й год его работы. В Германии в 1-й год может быть списано 40% расходов на приобретение оборудования и приборов, используемых для проведения НИОКР. Система амортизационных списаний в Швеции позволяла оборудование со сроком службы до 3-х лет и с незначительной ценностью списывать в расходы в год приобретения, а в целом машины и оборудование - в течение 4-5 лет. Во Франции существует возможность применения ускоренной амортизации к важнейшим видам оборудования: энергосберегающему, экологическому, информационному.
Кроме того, формы налоговых инвестиционных льгот, установленные в развитых странах, сообразуются с конкретными экономическими условиями и задачами промышленной политики этих стран. Следует подчеркнуть что эти льготы могут сильно различаться применительно к специфике местных условий, определяющих необходимость изыскания средств для осуществления программ развития, создания рабочих мест, развития здравоохранения, образования и т.д.
К основным льготам такого рода следует отнести освобождение от налогов (федеральных или местных) на срок до 10 лет для фирм, зарегистрированных и действующих в депрессивных или районах со сложными природно-климатическими условиями, что характерно для севера Канады.
3.2. Направления совершенствования налогообложения инвестиционной деятельности в России
Одним из основных недостатков российской налоговой системы является фискальная направленность (при этом роль регулирующей функции значительно принижена) и недостаточное использование налоговых механизмов в целях стимулирования инвестиционной активности расширения производства. Сложившаяся система налогообложения постоянно вытесняет капиталы из производственного сектора, не позволяя развиваться нормальному инвестиционному процессу, так как блокирует важнейший источник инвестиций – добавочный доход.
Кроме того, следует отметить крайнюю нестабильность, сложность, запутанность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения, а также несовершенную систему контроля за собираемостью налогов, что в свою очередь приводит к претензиям со стороны налоговых органов к налогоплательщикам в отношении применения некоторых норм налогового законодательства (применение коэффициентов ускоренной амортизации, компенсационные выплаты за работу во вредных и тяжелых условиях труда, расчет налога на добычу полезных ископаемых, возмещение экспортного НДС и т.д.).
Внутренние производственные инвестиции могут стимулироваться различными способами, в том числе посредством реформирования налоговой системы. В отличие от многих зарубежных стран, в которых проводилось реформирование налогового законодательства, и публиковались соответствующие научные исследования по проблеме налогового стимулирования инвестиций, опубликованных отечественных исследований по указанной тематике в России практически нет. Принимая во внимание практическое отсутствие опубликованных отечественных исследований по указанной проблеме, возникает необходимость в оценке уже осуществленных масштабных налоговых изменений и необходимых изменений в будущем, с точки зрения их влияния на стимулирование инвестиций.
Первоочередная задача
экономической политики Правительства
РФ на данном этапе – стимулирование
роста инвестиционной активности, обусловлена
низким уровнем ее технического вооружения,
изношенностью парка
Глава 25 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) нуждается в дальнейшем реформировании в отношении расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой и (или) усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг) либо осуществленные с целью совершенствования применяемых технологий, увеличения сроков службы и мощности предприятия. В настоящее время порядок налогового учета указанных расходов, оговорен в ст.262 НК РФ. Необходимость внесения изменений в данную статью обусловлена тем, что практически каждый инвестиционный проект начинается с крупных капиталовложений в научно-исследовательские работы, принять в расходы которые, в соответствии с нормами ст. 262 НК РФ, налогоплательщик может только после того, как результаты данных работ будут использованы в производстве и (или) при реализации товаров (работ, услуг) и кроме всего прочего, только в течении года. То есть, если инвестиционный проект крупномасштабный и подготовительный этап длительный, то налогоплательщик вообще может лишиться возможности включать в расходы в целях налогообложения прибыли произведенные расходы на научные исследования и опытно-конструкторские работы. Таким образом, инвестируя свои средства на разработку инвестиционных проектов, организации несут неоправданную налоговую нагрузку, в то время когда необходимо высвобождать как можно больше средств на дальнейшее инвестирование проекта.
Немало важным моментом налогового стимулирования промышленных инвестиций является совершенствование амортизационной политики. Введение в действие гл.25 НК РФ обеспечило более либеральный режим амортизационного списания в целях налогообложения прибыли и оказало положительное влияние на финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов реального сектора экономики. Вместе с тем новая амортизационная система пока еще не стала эффективным инструментом стимулирования инвестиционной активности. Введенная с 1 января 2006 года поправка в НК РФ, разрешающая организациям списывать 10 % первоначальной стоимости объектов основных средств единовременно при вводе в эксплуатацию, является определенным стимулом для организаций на пути накопления средств на модернизацию технологического оборудования. Но, очевидно, этого не достаточно.
Информация о работе Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в РФ