Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 08:26, контрольная работа
Цель работы - изучение налоговых правонарушений и характеристика мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
Цель достигается путем решения следующих задач:
Дать понятие налогового правонарушения
Изучить виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
Проанализировать налоговые санкции и их применение.
СОДЕРЖАНИЕ
В ст. 57 Конституции Российской Федерации установлена обязанность каждого - платить законно установленные налоги и сборы. Налоги – это основа доходной части государственного бюджета, кроме того они являются инструментом регулирования экономики и социальной сферы.
Актуальность темы обусловлена тем, что доминирующим источником бюджетных поступлений в стране остаются налоги. Так как доля налоговых поступлений в федеральном бюджете России имеет тенденцию к повышению. Очевидна значимость предотвращения или уменьшения тех негативных последствий, которые могут возникнуть у государства в связи с нарушениями налогового законодательства.
Объектом исследования выступают правоотношения, возникающие в процессе применения ответственности за нарушения налогового законодательства.
Предметом исследования – налоговые правонарушения.
Нормативно-правовую основу работы составили: Конституция Российской Федерации, отечественное уголовное, налоговое, административное законодательство.
Цель работы - изучение налоговых правонарушений и характеристика мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
Цель достигается путем решения следующих задач:
Поставленные задачи решаются общими и специальными методами исследования: диалектический; эмпирического исследования (наблюдение, сравнение); структурный анализ и сравнительный анализ.
Контрольная работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной
литературы.
Основанием для привлечения к налоговой ответственности является налоговое правонарушение.
Ст. 106 НК РФ налоговое правонарушение определено как виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность. Согласно статистики высшего арбитражного суда с 2010 по 2013 было рассмотрено следующие количество дел.
Динамика налоговых преступлений 2011-2013гг.
2011 |
2012 |
2013 |
8682 |
5818 |
6893 |
Стоит согласиться с Ю.А. Крохиной в том, что налоговое правонарушение является фактическим правовым основанием юридической ответственности и характеризуется совокупностью объективных и субъективных признаков, которые образуют состав налогового правонарушения,1 состоящий из четырех элементов: объект, субъект, объективная и субъективная сторона.
Объект налогового правонарушения – это группа охраняемых законодательством общественных отношений, складывающихся в налоговой сфере. Объектом правонарушения признаются общественные интересы и ценности, которым причиняют вред в результате противоправного посягательства.
По мнению профессора С.В. Запольского объективная сторона налогового правонарушения представляет собой противоправное деяние, которое выражается в действии или бездействии2.
Признаки противоправности принято делить на обязательные (само противоправное деяние и его результат), наличие причинной связи между деянием и результатом (последствиями); факультативные (место, способ, обстановка, время, систематичность и повторность совершения правонарушения).
Субъектом налогового правонарушения Ю.А. Крохина считает лицо, которым нарушено налоговое законодательство, и которое может быть привлечено к ответственности в соответствии с действующим законодательством 3. Им может быть и физическое лицо, и организация 4 (ст. 107 НК РФ).
Физическое лицо может выступать в качестве субъекта налогового правонарушения только по достижении 16 лет и должно быть вменяемым. Привлекаться к ответственности за налоговое правонарушение могут как граждане России, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства.
Профессор С.В. Запольский субъективную сторону налогового правонарушения представляет как психическое отношение лица к совершенному налоговому правонарушению. Раскрывается субъективная сторона налогового правонарушения через категорию вины. Вина есть обязательное условие для привлечения к ответственности за совершенное налоговое правонарушение5.
В НК РФ выделены две формы вины правонарушителя — умысел и неосторожность. Если лицо, совершившее правонарушение, осознавало противоправный характер своего деяния и желало, либо сознательно допускало наступление вредных последствий такого деяния, то оно признается совершенным умышленно6 (п. 2 ст. 110 НК РФ). Если же лицо не осознавало противоправного характера своего деяния или вредный характер наступивших последствий, хотя и могло и должно было это осознавать, такое налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности.7 (п. 3 ст. 110 НК РФ).
Налоговая ответственность за нарушения налогового законодательства предусмотрена в главе 16 НК РФ (ст. 116-129). Всего в главе 16 НК РФ предусмотрено 14 различных составов налоговых правонарушений (без учета квалифицированных составов), которые нарушают нормы НК РФ и влекут за собой применение налоговых санкций.
Виды этих правонарушений можно разделить на категории в зависимости от субъекта налоговой ответственности:
Ответственность налогоплательщиков (физических и юридических лиц):
Меры ответственности предусмотрены для налогоплательщиков, не предоставивших в течение 5 дней8 – (п.2 ст. 23 НК РФ) в налоговые органы информацию об открытии или закрытии счета. Объектом этого правонарушения выступают правоотношения по соблюдению сроков представления сведений об открытии или закрытии счета в банке. Меры ответственности зависят от наличия или отсутствия факта неуплаты налога. Данное правонарушение считается умышленным бездействием и влечет за собой наложение штрафа от 5000 руб. до 10% от общей суммы денежных средств за тот период, на который было задержано представление сведений об открытии счета.
За нарушение срока представления налоговой декларации размер штрафа напрямую зависит от срока задержки представления декларации.
В отношении иных документов, представляемых налогоплательщиками по требованию налоговых органов, в НК РФ рассматриваются два состава правонарушений:
Не соблюдение установленного НК РФ порядка пользования, распоряжения имуществом, на которое наложен арест.
Правильное исчисление и своевременная уплата налогов зависит от правильной организации учета необходимых показателей для налогообложения. В НК РФ содержатся специальные нормы ответственности за грубое нарушение плательщиком правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения. Отдельно предусмотрена ответственность, если такие деяния, привели к занижению дохода.
НК РФ предусматривается также ответственность за нарушение правил составления налоговой декларации. Основанием может быть как несвоевременное, так и неправильное отражение в декларации данных, связанных с исчислением и уплатой налогов. В зависимости от того, привели нарушения к занижению сумм налогов или нет будет зависеть и размер финансовых санкций. Как подчеркивает С.Г. Пепеляев, что положения п.4 ст.120, ст.121 НК РФ применяются в отношении любых сведений о показателях, связанных с исполнением налогоплательщиков обязательств по уплате налогов.9
Привлечение к ответственности за неуплату (неполную уплату) налогов налогоплательщиком может быть осуществлено после проведения выездной налоговой проверки. Объективная сторона данного правонарушения - это действия по занижению налогооблагаемой базы или неправильное исчислению налога. Объектом выступают правоотношения по исполнению основной обязанности налогоплательщика - уплачивать законно установленные налоги. Субъекты этого правонарушения - организации и индивидуальные предприниматели. Это правонарушение может быть совершено как по неосторожности, так и умышленно. Квалифицируемый признак - умысел.
Ответственность иных обязанных лиц:
Ответственность иных лиц, на которых налоговым законом возложено исполнение определенных обязанностей, по мнению Л.А. Коротковой, наступает: за уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст.117 Налогового Кодекса РФ); за нарушение срока представления или отказ в предоставлении необходимых документов должностному лицу налогового органа, проводящему проверку (п.3 ст.119 Налогового Кодекса РФ); непредставление (отказ, уклонение) или предоставление заведомо ложных сведений о налогоплательщике по запросу налогового органа (ст.126 Налогового Кодекса РФ); отказ предоставить документы (предметы) по запросу налогового органа (ст.127 Налогового Кодекса РФ). 10
Велика роль банков и кредитных учреждений в процессе налогооблажения, так как хотя они и не несут ответственность за налоговые правонарушения, но обеспечивают поступление налоговых платежей в бюджет (ст.106 НК РФ)11. Это накладывает на банки и другие кредитные организации определенные обязанности, неисполнение которых влечет ответственность указанных учреждений.
Так в главе 18 НК РФ предусматриваются отдельные виды нарушений банком обязанностей и ответственность за совершение этих правонарушений. Финансовые санкции, применяемые к банковским учреждениям - взыскание штрафа или пени.
Стоит согласиться с М.Ю. Евтеевой, что административная ответственность может наступить лишь при наличии состава административного правонарушения.12
Нормы, включенные в гл. 15 и 16 КоАП РФ, предусматривающие составы противоправного поведения, разделяют на следующие группы:
1) Правонарушения, заключающиеся в неисполнении налоговых обязанностей или противодействии контрольной деятельности налоговых органов;
2) Правонарушения, заключающиеся в несоблюдении порядка работы с денежной наличностью и применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;
3) Правонарушения банками обязанностей, связанных с исполнением обязанностей по содействию в сборе налогов;
4) Правонарушения, заключающиеся в несоблюдении порядка производства и оборота подакцизной продукции;
5) Правонарушения таможенных правил13.
Для привлечения к административной ответственности налоговым органом составляется протокол об административном правонарушении сразу же, после его выявления14 (ст. 28 КоАп). При необходимости сбора дополнительной информации, составление протокола может быть отсрочено не более, чем на двое суток с момента выявления административного правонарушения. Подписывают протокол два должностных лица: от налогоплательщика и от налогового органа. Копия протокола вручается налогоплательщику. В суд протокол направляется в течение суток, а рассматривается в суде в течение 15 дней.