Налоговые правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - определение основных участников налоговых правоотношений и их прав и обязанностей.
Задачами работы является:
1. Определение основных участников налоговых правоотношений.
2. Установление прав и обязанностей этих участников налоговых правоотношений.
В первой главе рассматриваются понятия и классификации участников налоговых правоотношений: налогоплательщиков и налоговых органов.. Во второй главе рассматривается представительство в налоговых правоотношениях и виды представительства: законный и уполномоченный.
В третьей главе рассматриваются иные основные участники налоговых правоотношений: банки и налоговые агенты.

Вложенные файлы: 1 файл

Правовой статус налоговых органов.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

9.Право предоставлять  налогоплательщикам отсрочки и  рассрочки по уплате санкций  за налоговые правонарушения. Следует  заметить, что органы Госналоговой службы до ноября 1997 г. имели право предоставлять отсрочки и рассрочки по уплате санкций за налоговые правонарушения. Данные отсрочки и рассрочки предоставлялись только в тех случаях, когда применение штрафных санкций могло привести к прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика. Данное право предоставлялось органами Госналоговой службы в рамках указа Президента РФ от 22.12.93. №2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и взаимоотношениях между бюджетами различных уровней" Указ Президента РФ от 22.12.93. №2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и взаимоотношениях между бюджетами различных уровней». Однако Указом Президента РФ от 15.11.97г № 1233 и №2270 был признан утратившим силу, соответственно органы Госналогслужбы были лишены право на предоставление отсрочек и рассрочек.

10.Право требовать  от банков документы, подтверждающие  исполнение платёжных поручений  налогоплательщиков и иных обязанных  лиц и инкассовых поручений  (распоряжений) налоговых органов о списании счетов налогоплательщиков и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения.

НК определяет, что  обязанность по уплате налога налогоплательщиком считается исполненной с момента  предъявления им в банк поручение  на уплату соответствующего налога при наличии достаточного остатка на счёте налогоплательщика (ст. 45 НК РФ).

Таким образом, указанное  право предоставляется налоговым  органам для установления факта  исполнения налогоплательщиком его  главной обязанности - уплаты налогов. Ранее получение от банка налоговыми органами документов, касающихся хозяйственной деятельности налогоплательщика, возможно, было только с согласия банка. Однако с введением в действие Кодекса банки обязаны представлять соответствующие документы налоговым органам. Кроме того, не представленные налоговому органу сведения о налогоплательщике согласно ст.126 является налоговым правонарушением, за совершение которого предусмотрена ответственность.

11.Право привлекать  для проведения налогового контроля  специалистов, экспертов и переводчиков.

12.Право взывать в  качестве свидетелей лиц, которым  могут быть известны какие-нибудь  обстоятельства, имеющие значение  для проведения налогового контроля.

13.Право заявлять ходатайства  об аннулировании или о приостановлении  действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определённых видов деятельности. Осуществляя налоговый контроль за деятельностью налогоплательщиков, налоговые органы могут выявить нарушение лицензионных требований и условий лицами, осуществляющие свою деятельность на основании лицензии. В связи с этим налоговым органам предоставляется заявлять ходатайства соответствующим органам об аннулировании или приостановлении действий выданных лицензий. Приостановление действия и аннулирование лицензии производятся по основаниям, предусмотренным ст. 13 Федерального закона от 25.09.98г. № 158-ФЗ "О лицензирования отдельных видов деятельности" в редакции Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ Федеральный закон от 25.09 98г. № 158 - ФЗ «О лицензирования отдельных видов деятельности» в редакции Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ..

14.Право предъявлять  в суды общей юрисдикции или  арбитражные суды иски: о взыскании  налоговых санкций с лиц, совершивших  налоговое правонарушение; о признании недействительности государственную регистрацию юридического лица или государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуального предпринимателя; о ликвидности организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ; о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства приобретённого по таким сделкам имущества в случае, предусмотренном гражданским законодательством РФ; о взыскании в доход государства имущества, неосновательно приобретённого - не по сделке, а в результате совершения других незаконных действий; о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите в иных случаях, предусмотренном в НК РФ.

Необходимо заметить, что перечень прав налоговых органов, установленный ст.31 НК, не являются закрытыми. В соответствии с п.2 названой статьи налоговые органы осуществляют так же другие права, предусмотренные НК и федеральными законами.

Налоговые органы обязаны  вести учёт налогоплательщиков; в  настоящее время прядок учёта налогоплательщика установлен в инструкции «О порядке ведения учёта налогоплательщика», утверждённый приказом Государственной налоговой службы Приказ Государственной налоговой службы «О порядке ведения учета налогоплательщика», утвержденный приказом Государственной налоговой службы РФ от 13.06.96г. №ВА-3-12/49..

В случаях, предусмотренных  законодательством о налогах  и сборах, Министерство РФ по налогам  и сборам и его налоговые органы пределах своих полномочий утверждают формы заявлений постановки на учёт в налоговые органы, расчётов по налогам и налоговых деклараций и устанавливают порядок их, устанавливают порядок их заполнения, обязательный для налогоплательщиков.

Министерство РФ по налогам  и сборам в целях единообразного применения налоговыми органами законодательства о налогах и сборах издаёт специально для них приказы, инструкции и методические указания. Главной обязанностью налоговых органов в соответствии со ст.32 НК РФ является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных актов. При осуществлении данной функции налоговые органы обязаны строго соблюдать законодательство о налогах и сборах, т.е. действия налоговых органов должны быть основаны на законах.

Разъяснительная работа о необходимости уплаты налогов  и соблюдения налогового законодательства может вестись налоговыми органами в различных формах и различными способами, в том числе с использованием различных средств массовой информации, направлением памяток налогоплательщикам, а также в школах и на семинарах, в организациях и.т.д.

В соответствии с п.6 ст.32 НК, налоговые органы обязаны соблюдать  налоговую тайну. Положения о  налоговой тайне закрепляются НК в ст. 102. В настоящее время похожая  норма содержится в ст.16 Закона РФ « Об основах налоговой системы в РФ» Закон РФ от 27.12.91г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» в редакции 24.03.2001г., согласно которой налоговые органы и их сотрудники обязаны, сохранит коммерческую тайну и тайну сведений о вкладах граждан и организаций. Существенным отличием норм НК является то, что, налоговые органы обязаны соблюдать не только коммерческую тайну и вкладов граждан и организаций, но и сохранять в тайне любые полученные налоговыми органами о налогоплательщике сведения, за исключением тех, которые указаны в п.1 ст.102. Так, налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1. разглашённых налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2. об идентификационном  номере налогоплательщика;

3. о нарушениях законодательства  о налогах и сборах и мерах  ответственности за эти нарушения;

4. предоставляемых налоговым  (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с междугородними договорами, одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами.

НК впервые установлена обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачёт излишне взысканных или уплаченных сумм налогов, штрафов, пеней. Ранее в соответствии со статьёй 15 Закона «О Государственной Налоговой службе РСФСР» Закон «О Государственной Налоговой службе РСФСР». возврату подлежали только не правильно взысканные суммы налогов. Кроме того, обязанность возврата была предусмотрена некоторыми законами об отдельных налогах. Сейчас установлен общий порядок зачёта или возврата для всех налогов и сборов, который предусмотрен главой 12 НК РФ.

НК или другими федеральными законами о налогах и сборах могут  быть установлены иные обязанности  налоговых органов. Так, в соответствии со ст.80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и обязан по просьбе налогоплательщика поставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату её представления. В соответствии с п.7 ст.83 НК налоговые орган обязаны незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на учёт на основании информации о его деятельности или его имуществе, полученных от других лиц. В соответствии со ст.108 НК налоговые органы обязаны доказывать обстоятельства, свидетельствующие о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении.

НК РФ предусмотрена  обязанность, налоговых органов сообщать органам налоговой полиции о возможных преступлениях в налоговой сфере. Соответствующие материалы должны туда направляться, если выявленные при проверках и иными способами обстоятельства позволяющие предполагать совершение налогового правонарушения. Направление осуществляется независимо от мнения налогоплательщика в трёхдневный срок.

Права и обязанности налоговых  органов реализуются через действия должностных лиц налоговых органов. Должностные лица обязаны действовать  в пределах своей компетенции. Например, налоговый инспектор, проводящий проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые документы для проверки, проводить выемку документов и предметов.

Необходимо отметить, что осуществление  ряда полномочий налогового органа возможно только руководителем или его заместителем. Так, руководитель налогового органа или его заместитель может принять решение о взыскании налога за счёт денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (ст.46), или его имущества (ст.47), о проведении выездной налоговой проверки (ст.89), о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, о наложении ареста на имущество налогоплательщика, о взыскании пеней в бесспорном порядке, рассмотреть акт налоговой проверки и по нему вынести решение.

При исполнении должностными лицами полномочий налоговых органов необходимо учитывать следующие особенности:

1.должностное лицо действует  только в рамках своей компетенции  по принципу "разрешено то, что  прямо установлено законом", поскольку здесь применим принцип " разрешено всё, что не запрещено законом";

2.служебные права должностных  лиц налоговых органов являются  их обязанностями и наоборот;

3.любые права должностных лиц  налоговых органов реализуется  только в пределах функций  данного налогового органа Российской Федерации - контроля за правильностью исчисления, полной и своевременной уплаты налогов.

Должностные лица таможенных органов  при взимании налогов и сборов при перемещении товаров через  таможенную границу РФ помимо обязанностей, предусмотренных Таможенным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующие таможенные правоотношения, несут обязанности, предусмотренные ст.33 НК РФ.

Выделим некоторые полномочия, которыми наделены руководители таможенных органов  и их заместители:

- засчитывать излишне уплаченные  суммы налогов и сборов ликвидируемой  организации по другим налогам,  пеням, штрафам этой организации;

- принимать решения об изменении  срока уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи  с перемещением товара через границу Российской Федерации;

- принимать решения о предоставлении  отсрочки или рассрочки по  уплате налогов, сборов, подлежащих  уплате в связи с перемещением  через таможенную границу Российской  Федерации;

- принимать решения о наложения  ареста на имущество налогоплательщика.

Привлечение к ответственности  за совершение нарушений законодательства о налогах и сборах в связи  с перемещением товаров через  таможенную границу РФ осуществляется в порядке, установленном таможенном законодательством. Данное правило означает, в частности, следующее:

1.производство по делам о  нарушения законодательства о  налогах и сборах в связи  с перемещением товаров через  таможенную границу РФ ведётся  в порядке, установленном разделом X Таможенного кодекса РФ (п. 3 ст. 10).

2.действия лиц, допустивших нарушение законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением через таможенную границу Российской Федерации, могут быть квалифицированы по ст. 249-288 Таможенного кодекса РФ;

3.обжалование действий и исполнение  решений таможенных органов осуществляется в порядке предусмотренным Таможенным кодексом РФ (главы 49-50 ТК РФ).

 

Глава 2.Представительство в налоговых  правоотношениях

Налогоплательщик может участвовать  в налоговых отношениях как лично, так и через своего законного  или уполномоченного представителя Петрова Г.В. Налоговое право. М., 2007. - 48с..

Личное участие налогоплательщика  в отношениях, регулируемым законодательством  о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя  не лишает налогоплательщика права участие в указанных правоотношениях.

Представительство в отношениях, предусмотренном  законодательством о налогах  и сборах, - новшество в налоговом  законодательстве, хотя и до принятия общей части НК РФ налогоплательщик так или иначе выступал в налоговых правоотношениях не только самостоятельно, но и через своих представителей.

В соответствии с налоговым  законодательством главной обязанностью налогоплательщика является своевременная  уплата налогов. Как правило, налогоплательщик сам стремится исполнить все необходимые действия для уплаты налогов, - самостоятельно исчислить налог, представить необходимую документацию в налоговый орган и.т.д. Но иногда в силу объективных причин определённые действия выполнить не возможно или очень затруднительно, например, в случае отдалённости налогоплательщика от налогового органа и.т.д., и в этом случае плательщик налогов может прибегнуть к помощи третьих лиц путём использования института налогового представительства.

Вместе с тем НК, установив право налогоплательщика  участвовать в отношениях, регулируемым законодательством о налогах  и сборах, через представителей, не раскрывает понятие налогового представительства, поэтому в данной ситуации, по моему мнению, можно воспользоваться принципом аналогии права и обраться к гражданскому законодательству, в котором институт представительства разработан довольно детально.

Информация о работе Налоговые правоотношения