Налоговые проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 13:51, курсовая работа

Краткое описание

Налоговая система Российской Федерации является важнейшим элементом развития рыночной экономки. Именно налоги составляют доходную часть федерального, региональных и местных бюджетов страны, являясь, таким образом, основным источником доходов государства. Выполняя фискальную функцию, налоги, кроме того, представляют собой важнейший инструмент экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства и социально-экономические параметры страны.

Налоговая система должна быть гармоничной и соответствовать уровню экономического развития государства.

Сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются очень актуальными.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………..………………….……………..…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК…………………………………..……………………..……………..5

1.1. Сущность, цели и правила проведения налоговых проверок…………..…6

1.1.1. Камеральная налоговая проверка………………………………………....5

1.1.2. Выездная налоговая проверка……………………………………….….…8

1.2. Нормативно-правовая база проведения налоговых проверок.…..……….11

1.3. Зарубежный опыт проведения налоговых проверок……………………...13


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК В РОССИИ……………………………………………………………………….....17

2.1. Методика проведения налоговых проверок………………………………17

2.2. Анализ доначислений налоговых платежей по итогам камеральной налоговой проверки……………....………………………………..…..………...19

2.3. Анализ доначислений налоговых платежей по итогам выездной налоговой проверки …………………………………………………………......21
ГЛАВА 3. МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК……………………………………………………..24

3.1. Совершенствование камеральных налоговых проверок…………………24

3.2. Совершенствование выездных налоговых проверок …………….............26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………30

Вложенные файлы: 1 файл

налоговые проверки (2).doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Анализ  доначислений налоговых платежей по итогам       камеральной  налоговой проверки 

     В 2009 году относительно к 2008 году суммы доначисленных платежей по камеральным проверкам (без учета пеней по текущей задолженности) увеличились в 1,6 раза  и составили  67,4 млрд. рублей.

     За 2009 год налоговыми органами с использованием информации, полученной от таможенных органов, а также в режиме координации контрольных мероприятий проведено 118,5 тыс. камеральных налоговых проверок организаций-участников внешнеэкономической деятельности, по результатам контрольных мероприятий доначислено порядка 19,5 млрд. рублей.

       По результатам камеральных и  выездных проверок в государственную казну за 2009 год дополнительно начислено платежей порядка 274,8 млрд. рублей, что на 54,3 млрд. рублей (или на 25%) больше, чем в 2008 году. Кроме того, по результатам проверок отказано в возмещении НДС по экспортным операциям и на внутреннем рынке на сумму 51,3 млрд. рублей.

     Прирост сумм дополнительно начисленных  платежей на 9,2 пункта опережает прирост  налоговых поступлений (15,4%).  

     За I квартал 2004 года по результатам выездных и камеральных проверок налоговыми органами доначислено 115 млрд. рублей (по предварительным данным),  проведено  62,5 тыс. выездных налоговых проверок налогоплательщиков-организаций (здесь и далее приведены отчетные данные) и 23,2 тыс. проверок физических лиц. Сумма доначисленных платежей  по результатам выездных проверок  по сравнению с I кварталом 2008 года увеличилась на 24,8 млрд. рублей или в 2 раза и составила 48,9 млрд. рублей.

     Отмечаются положительные сдвиги в организации и проведении камеральных проверок, которым отводится приоритетная роль в решении вопроса повышения эффективности налогового контроля. Так в 2008 году относительно к 2008 году суммы доначисленных платежей по камеральным проверкам (без учета пеней по текущей задолженности) увеличились в 1,6 раза  и составили  67,4 млрд. рублей [15]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3. Анализ доначислений налоговых  платежей по итогам               выездной налоговой проверки

     За  истекший 2007 год налоговыми органами проведено 605 тыс. выездных налоговых проверок налогоплательщиков - организаций и 415 тыс. проверок физических лиц.

     В результате контрольной работы, проведенной  налоговыми органами как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими  контролирующими и правоохранительными органами, в государственную казну дополнительно начислено налогов и пеней и предъявлено налоговых санкций на сумму 274 млрд. рублей, что составило 12% к общей сумме платежей, начисленных налогоплательщикам на основании налоговых деклараций и расчетов. Сумма дополнительно начисленных платежей увеличилась по сравнению 2000 годом на 25 млрд. рублей [14].

     Существенно возросла результативность проверок: в расчете на одного работника  налоговых органов, занимающего  должность руководителя или специалиста, доначислено платежей на сумму 1865 тыс. рублей (что по сравнению с 2006 годом больше на 146 тыс. рублей или на 9 %), взыскано 406 тыс. рублей (что по сравнению с 2000 годом больше на 119 тыс. рублей или в 1,4 раза). Доначисления в расчете на одну выездную проверку налогоплательщика - организации возросли в 1,2 раза и составили 113 тыс. рублей, взыскания - в 1,4 раза и составили 43 тыс. рублей [15].

     По  результатам контрольной работы наиболее значительные доначисления и  взыскания в консолидированный бюджет произведены налоговыми органами Красноярского края, Москвы и Санкт-Петербурга, Кемеровской, Самарской и Свердловской областей. 

     Значительные  доначисления получены при проверках:

  • крупнейших налогоплательщиков, представляющих ведущие отрасли экономики Российской Федерации (12 млрд. рублей),
  • организаций, которые не представляют отчетность в налоговые органы или представляют "нулевую" отчетность (4,5 млрд. рублей);
  • организаций, осуществляющих добычу, производство, использование и обращение драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них (субъекты рынка драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе кредитных организаций (3,4 млрд. рублей);
  • нефтяных компаний и организаций-экспортеров нефти и нефтепродуктов (3,3 млрд. рублей);
  • организаций и физических лиц, занимающихся оптовой торговлей (3,3 млрд. рублей);
  • организаций, осуществляющих лов, переработку, транспортировку и реализацию рыбы и морепродуктов, в том числе реализацию нерезидентам (2,7 млрд. рублей);
  • строительных организаций (2,5 млрд. рублей);
  • организаций и физических лиц, осуществляющих реализацию горюче-смазочных материалов (2,2 млрд. рублей);
  • организаций агропромышленного комплекса (2,1 млрд. рублей);
  • налоговых агентов по вопросу учета доходов физических лиц и полноты отражения их в представленных в налоговые органы сведениях (2,0 млрд. рублей) [15].

     Помимо  этого существенные нарушения выявлены по вопросам соблюдения валютного законодательства, доначислено штрафных санкций в  размере 2,0 млрд. рублей.

     По вопросам соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением в сфере торговли и оказания услуг доначислено штрафных санкций на сумму 690 млн. рублей [15].

     К нарушителям налоговой дисциплины принимаются предусмотренные действующим законодательством меры воздействия (налоговые санкции, административные штрафы, уголовная ответственность).

  2008 2009
Количество  выездных проверок организаций, тыс. 220 123,4
Сумма доначисленных неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, млрд. рублей 576,7 215,5
Сумма предъявленных налоговых санкций  и начисленных пеней, млрд. рублей 523,4 175,7

Табл.1 Показатели контрольной работы налоговых  органов за 2004 год и 2005 год

     Всего ФНС России за 2005 год проведено 155 тысяч выездных налоговых проверок организаций, при этом по результатам 97% проведенных проверок выявлены нарушения.

     По  результатам выездных налоговых  проверок за 2005 год налоговыми органами страны дополнительно начислено  в бюджеты всех уровней 233 млрд.руб., из них по НДС – 95,2 млрд.руб., по налогу на прибыль – 69,8 млрд.руб., по ЕСН – 8,2 млрд.руб. [15].

     ГЛАВА 3 МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОВЕРОК

     3.1. Совершенствование камеральных налоговых проверок 

     Совершенствование камерального контроля - фактор повышения эффективности выездных налоговых проверок.

     Минфин  предлагает внести изменение в налоговое  законодательство в части совершенствования  камеральных проверок, в первую очередь  банков. Об этом сообщил источник в  правительстве в преддверии заседания кабинета министров, на котором будут рассматриваться меры по совершенствованию налогового администрирования. Источник подчеркнул, что налоговые органы не могут выехать во все организации, которые надо проверить, и поэтому у налоговиков есть график невыездных проверок [13].

     Проблема  заключается в том, продолжил  источник, что по результатам таких  проверок «часто появляются вопросы, которые  оспариваются». По словам источника, это  связано с несовершенством налогового законодательства, а также с собственными трактовками отдельных положений и законов финансистами и бухгалтерами проверяемых предприятий и специалистами по исчислению налогов.

     Минфин  РФ предлагает в рамках совершенствования  норм, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков, упорядочить процесс проведения камеральных налоговых проверок, в частности, конкретизировав вопросы, которые должны проверяться при проведении таких проверок.

     Также предлагается установить порядок, в  соответствии с которым при выявлении  существенных изменений показателей в отчетности по сравнению с показателями отчетности предыдущих периодов налоговый орган вправе направить налогоплательщику уведомление с указанием выявленных фактов и требованием представить пояснения.  

     

СХЕМА 1. «Новый порядок проведения камеральной  проверки с 01.01.07 г.» 

        Помимо этого, предлагается определить конкретные случаи (возврат или возмещение ранее уплаченного налога, использование налоговой льготы или налогового вычета), когда могут быть истребованы дополнительные документы в ходе проведения камеральных проверок, а также исчерпывающий перечень таких документов [13].

     Предусматривается исключение возможности повторного истребования документов, которые ранее уже представлялись в налоговые органы. Также предлагается увеличить с 5 до 10 дней срок представления истребованных документов, возможность увеличения этого срока руководителем налогового органа с учетом объема истребованных документов.

     3.2. Совершенствование выездных налоговых  проверок 

     Минфин  РФ предлагает установить предельный срок проведения выездной налоговой  проверки в два месяца, а для  организаций, имеющих обособленные подразделения, — пять месяцев. Об этом говорится в материалах Минфина РФ к заседанию коллегии ведомства, которое состоится во вторник.

     При этом в предельный срок выездной налоговой  проверки предлагается не включать время  проведения экспертиз или встречных  проверок, а также время представления налоговому органу истребованных документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки [14].

     В целях дальнейшего совершенствования  планирования и полготовки к выездных налоговых проверок необходимо проведение следующих мероприятий:

  • разработка единого программного обеспечения, внедрение которого позволит автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков;
  • внедрение качественно новых основ для проведения камеральной проверки, такие как применение методов, основанных на системе косвенных индикаторов налоговой базы, а также обеспечение приёма как можно большего количества налоговых деклараций в электронном виде. Все это обеспечит автоматизированный отбор налогоплательщиков для  выездных налоговых проверок  и повысит их результативность;
  • необходимы дальнейшие усилия в развитии межведомственного информационного взаимодействия налоговой службы с МВД России, таможенной службой, службой судебных приставов, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

     Если  с 1 января 2007 года при проведении повторной  выездной проверки будет обнаружен  факт совершения налогоплательщиком правонарушения, которое не было выявлено в результате первоначальной проверки, налоговые  санкции к налогоплательщику  применяться не будут. Об этом Минфин России напоминает в письме от 07.11.2006 № 03-07/1-308.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В данной курсовой работе была раскрыта тема «Налоговые проверки организаций».

     На  основании вышеизложенного материала  можно сделать следующие выводы:

  • Целью проведения налоговых проверок является установление своевременного и правомерного исчисления и уплаты налогоплательщиком налогов и других обязательных платежей в бюджет.
  • Камеральная проверка является основной формой текущего контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджеты различного уровня.
  • Наиболее эффективной формой налогового контроля является выездная налоговая проверка, так как она выявляет наибольшее число налоговых правонарушений.
  • Проведение выездных налоговых проверок целесообразно в первую очередь в тех случаях, когда затраты на них многократно перекрываются суммами дополнительно начисленных в результате проверки налогов. 
  • За I квартал 2010 года по результатам выездных и камеральных проверок налоговыми органами доначислено 115 млрд. рублей (по предварительным данным),  проведено  62,5 тыс. выездных налоговых проверок налогоплательщиков-организаций (здесь и далее приведены отчетные данные) и 23,2 тыс. проверок физических лиц.
  • По результатам выездных налоговых проверок за 2010 год налоговыми органами страны дополнительно начислено в бюджеты всех уровней 233 млрд.руб., из них по НДС – 95,2 млрд.руб., по налогу на прибыль – 69,8 млрд.руб., по ЕСН – 8,2 млрд.руб.
  • Совершенствование камерального контроля - фактор повышения эффективности выездных налоговых проверок.

Информация о работе Налоговые проверки