НА ТЕМУ:
“Налогообложение: принципы и формы”
План.
Введение.
- Налоги как инструмент фискальной политики. Структура, виды, функции и роль налогов. Налоговая система и ее виды.
- Концепции и принципы налогообложения.
- Особенности налоговой системы Республики Беларусь.
Заключение.
Список использованной
литературы.
Содержание.
Стр.
Глава №1. Налоги как
инструмент фискальной политики.
Структура, виды, функции
и роль налогов.
Налоговая система.
5
Глава №2.
Концепции и принципы налогообложения.
16
Глава №3. Особенности
налоговой системы Республики Беларусь.
26
Введение
Актуальность исследования
данной темы в современных
экономических условиях не вызывает
сомнений. Ведь от эффективно
действующей налоговой системы
зависит не только экономическая
активность, но и в целом деятельность
всего механизма национальной экономики.
Проблематика исследования принципов
и форм налогообложения исходит из необходимости
их качественной перестройки и формирования
в новых экономических условиях с поправкой
на экономическую безопасность, интеграцию
РБ с Россией.
Таким образом,
объектом исследования становятся
налоги и налоговая система,
предметом ее принципы, формы
и инструменты регулирования
в современных условиях.
Целью исследования
является изучить налоговую систему, принципы и формы
налогообложения в целом и на примере
РБ.
Задачами исследования
являются:
- рассмотреть экономическую сущность налогов, структуру, виды и функции налогов;
- изучить принципы налогообложения, налоговые поступления, потери и связанные с этим последствия;
- определить влияние налогового бремени на макроэкономический результат;
- исследовать сущность, структуру и особенности налогового регулирования в РБ;
- оценить инструменты налогового регулирования в РБ;
- рассмотреть вопросы совершенствования налоговой системы в РБ.
Структура
курсовой работы состоит из
введения, 3глав, заключения и списка
литературы.
Основными
методологическими подходами, примененными
в исследовании, явились: метод
индукции и дедукции, метод диалектики,
сомнения, эклектики – как синтез различных
методов, метод анализа и синтеза, частные
методы анализа: графический метод, экономико-математические
методы, метод сопоставления.
Степень освещенности
темы в литературе является
удовлетворительной и достаточно полной.
Основой написания
теоретической части явились
учебники, учебные пособия, монографии
по экономике, истории экономики,
налогам и налогообложению. Написание
практической части стало возможным
после изучения данных статистики
и анализа периодической печати, сборников, газет, журналов,
отраженных в списке литературы. Интересными
явились материалы журналов «Консультант»,
«Вестник» (Министерства по налогам и
сборам РБ), «Налоговый вестник», «Бухгалтерский
учет и анализ».
Объем курсовой
работы составляет 38 печатных страниц.
Глава
№ 1 Налоги как инструмент фискальной
политики. Структура, виды, функции
и роль налогов.
- Экономическая сущность налогов.
Налоги и
налоговая система — это не
только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы
экономики рыночного типа. Очевидно, что
без формирования рациональной налоговой
системы, не угнетающей предпринимательскую
деятельность и позволяющей проводить
эффективную бюджетную политику, невозможны
полноценные преобразования экономики
РБ.
Налоги известны
людям с глубокой древности,
когда они фигурировали в форме
дани, подати. Возникновение налогов
связано с необходимостью содержания
государства. Их неизбежность
настолько очевидна, что еще в
1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов декларации независимости
США, писал: «В этом мире ни в чем нельзя
быть твердо уверенным, за исключением
смерти и налогов.
Налоги представляют
собой обязательные платежи, взимаемые
центральными органами государственной
власти с юридических и физических лиц и поступающие
в бюджеты различных уровней. Существование
налогов экономически оправдано постольку,
поскольку экономически оправдано существование
государства. Налоги — это экономическая
база содержания государственного аппарата,
армии, непроизводственной сферы.
Первоначально
роль налогов сводилась только
к реализации фискальных полномочий.
В дальнейшем; с усложнением экономической
деятельности и возникновением
необходимости государственного
регулирования, у государства
появляются специфические экономические функции.
Поэтому способы воздействия налогов
на экономическую жизнь постепенно дифференцировались,
становились всё более разносторонними.
[8, c. 219]
Налоги сегодня являются
главным инструментом перераспределения
доходов финансовых ресурсов. Такое перераспределение
осуществляют государственные органы
в целях обеспечения средствами тех лиц,
предприятий, программ, секторов и сфер
экономики, которые испытывают потребность
в ресурсах, но не в состоянии обеспечить
ее собственных источников. Другими словами,
налоговое регулирование доходов ставит
своей основной задачей сосредоточение
в руках государства денежных средств,
необходимых для решения проблем социального,
экономического, научно-технического
развития страны, региона или отрасли.
Таким образом, с юридической
точки зрения налоговые отношения
представляют собой систему специфических
обязательств, в которых одной
стороной является государство,
а другой — субъект налогообложения
(юридическое или физическое лицо).
С экономической точки зрения налоги
представляют собой инструмент фискальной
политики и одновременно метод косвенного
регулирования экономических процессов
на макроуровне. Соответственно, можно
выделить два направления регулирующей
деятельности государства в области налогообложения.
Одно из них заключается в аккумулировании
налоговых платежей и формировании доходной
части бюджета с целью выполнения государством
задач по реализации общественных потребностей
(фискальная функция государства в сфере
налогообложения). Другое состоит в стимулировании
(дестимулировании) посредством налоговых
рычагов определенных видов экономической
деятельности или отраслей экономики
(регулирующая функция государства в сфере
налогообложения).[14,с.6].
1.2 Структура, виды, функции
и роль налогов
Налоги служат главным
источником пополнения доходов
государства; являются одним из
основных рычагов воздействия
государства на рыночную экономику.
Поэтому создание эффективной
системы налогообложения является
одной из важнейших задач любого
государства.
Налоги в экономике
выполняют фискальную и регулирующую
функции. Первая обеспечивает поступление
средств в государственную казну,
вторая заключается в том, что
через систему дифференцированных
налоговых ставок и льгот можно
влиять на процесс общественного воспроизводства: стимулировать
развитие отдельных отраслей расширять
и сокращать платежеспособный спрос населения
и т. д.
Каждый налог
содержит следующие элементы: субъект,
объект, источник, единицу обложения,
налоговую ставку, налоговый оклад, налоговые льготы. Субъектом налогообложения
выступает налогоплательщик. Это физическое
или юридическое лицо, которое обязано
платить налог. Объектом налогообложения
является тот доход, товар или имущество,
которые подлежат налогообложению.[2, c.150].
Источник налога
– это те средства, из которых
выплачивается налог (заработная
плата, прибыль и т. д.). Единицей
обложения выступает единица
измерения объекта (рубль, гектар
и т. д.). Налоговой ставкой называется
величина налога, взимаемого с
единицы измерения объекта. Сумма же налога, уплачиваемая
с одного объекта, образует налоговый
оклад. Налоговые льготы – это частичное
или полное освобождение субъекта налогообложения
от налога в соответствии с действующим
законодательством. Вопросами обложения
и сбором налогов ведает специальный налоговый
аппарат, который, как правило, входит
в состав министерства финансов. Для регулирования
налоговых отношений государство разрабатывает
налоговое право, т. е. Совокупность юридических
норм, правил, законов, определяющих виды
налогов в государстве, порядок их исчисления,
взимания, отмены и т. д. В налоговом праве
предусматриваются и меры наказания за
нарушения налогового законодательства.
В основном это денежные штрафы, пеня,
которые взыскиваются с плательщика за
сокрытие или занижение доходов, подлежащих
налогообложению, несвоевременную уплату
налогов и другие нарушения. Налоговая
система любой страны включает различные
виды налогов. В зависимости от принятых
критериев их можно классифицировать
по-разному. Так, по объекту обложения
налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые – это налоги на доходы физических
и юридических лиц (подоходный налог, налог
на прибыль и т. д.) или на отдельные объекты
имущества (налог на недвижимость, земельный
налог и т. д.). При прямых налогах лицо,
чей доход или имущество облагаются налогом,
и лицо, уплачивающее его, являются одним
и тем же. Главным среди прямых налогов,
взимаемых с юридических лиц, является
налог на прибыль (доход). Плательщики
его – предприятия, осуществляющие хозяйственную
и коммерческую деятельность, объект обложения
– специально рассчитываемая облагаемая
прибыль. Ставки налога на прибыль, как
правило, дифференцированы в зависимости
от объекта обложения, устанавливается
перечень льгот.
Подоходный
налог в одних странах взимается как с физических, так и
юридических лиц, в других – только с физических.
Налогообложению подлежат доходы, получаемые
юридическими лицами, за вычетом тех затрат,
которые они несут в связи с осуществлением
своей деятельности. Плательщиками подоходного
налога, взимаемого с физических лиц, являются
граждане страны, иностранцы и лица без
гражданства. Объектом обложения – личный
доход граждан (заработная плата, различного
рода выплаты и поощрения, дивиденды по
акциям и т. д.). Ставки налога возрастают
с увеличением дохода.
Земельный
налог платят юридические и
физические лица, которым земельные
участки переданы во владение,
пользование либо являются их
собственностью. Юридические лица
уплачивают налог с 1 га сельхозугодий
по ставкам, дифференцируемым в зависимости от качества земли в
соответствии с ее оценкой по земельному
кадастру, физические лица – со всей площади
своего участка.
К косвенным
налогам относят те, которые включают
в цену товара или услуги. Такой
налог фактически платит потребитель, но перечисляется он в налоговые органы
предпринимателями. Государство косвенно
взимает налог с потребителя.
Основные косвенные
налоги: налог на добавленную
стоимость (НДС), акцизы, таможенные
пошлины. Налог на добавленную
стоимость уплачивают юридические лица, а также предприниматели,
осуществляющие свою деятельность без
образования юридического лица. Объектом
обложения является стоимость, которую
предприятия добавляют к стоимости сырья,
материалов или товаров при производстве
и реализации продукции, выполнении работ
или оказании услуг. Ставки налога обычно
дифференцированы.[3, c. 130].
Акцизы –
налог, устанавливаемый на отдельные
виды товаров, работ, услуг,
которые по специфике своих
свойств имеют монопольно высокие
цены и устойчивый спрос. Ими облагаются винно-водочные, табачные,
ювелирные и меховые изделия, пиво и т.
д. Плательщиками являются юридические
и физические лица, производящие товары
и выполняющие услуги, на которые установлены
ставки акцизов. Объектом обложения является
выручка, полученная от реализации произведенной
продукции.
Таможенные
пошлины взимаются таможнями
с товаров, перевозимых через
границу по ставкам, предусмотренных
таможенным тарифом. Различают
ввозные, вывозные и транзитные
таможенные пошлины. Их величина
определяется либо в процентах к таможенной стоимости
товаров, либо в абсолютном размере на
единицу облагаемого товара.
По принципам
построения различают пропорциональные
(ставка остается неизменной при
увеличении или уменьшении дохода
налогоплательщика), регрессивные (ставки возрастают по мере увеличения
дохода налогоплательщика и уменьшаются
по мере его сокращения) налоги.
В зависимости
от характера использования налоги
делятся на общие и специальные
(целевые). Общие поступают в казну
государства и используются для общегосударственных нужд,
специальные имеют строго определенное
назначение, например чрезвычайный налог,
взимаемый в РБ, направляется на ликвидацию
последствий катастрофы на ЧАЭС.