Налогообложение: принципы и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:35, контрольная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучить налоговую систему, принципы и формы налогообложения в целом и на примере РБ.
Задачами исследования являются:
рассмотреть экономическую сущность налогов, структуру, виды и функции налогов;
изучить принципы налогообложения, налоговые поступления, потери и связанные с этим последствия;
определить влияние налогового бремени на макроэкономический результат

Содержание

Введение.
Налоги как инструмент фискальной политики. Структура, виды, функции и роль налогов. Налоговая система и ее виды.
Концепции и принципы налогообложения.
Особенности налоговой системы Республики Беларусь.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

    Наиболее популярные  теории в настоящее время - это концепции налогового обмена  или общественного выбора, справедливого  налогообложения и оптимальных  налогов. Все эти концепции  строятся в рамках неоклассической парадигмы. Народное хозяйство рассматривается как система рациональных субъектов, стремящихся оптимизировать свое благосостояние. Функционирование рыночного механизма приводит к оптимальному с точки зрения индивидуального благосостояния распределению редких ресурсов. Социальное благосостояние выступает как сумма оценок индивидуального благосостояния.

    Основы теории общественного  выбора были заложены Р.Викселем  и Э.Линдалем. В настоящее время  ее более известным представителем  является Бъюкенен (лауреат Нобелевской премии за 1986 год). В теории общественного выбора считается, что в целях повышения экономической эффективности государство может взять на себя производство общественных товаров и нейтрализацию экстремальных экономических и социальных явлений. Дополняя, таким образом, рыночный механизм, государство обеспечивает повышение благосостояния всех членов общества. Задача заключается в том, чтобы создать финансовый механизм, при котором предельные затраты на осуществление определенного государственного мероприятия (в форме налоговых платежей) для каждого члена общества  соответствовали бы той предельной выгоде, которую он ожидает получить.

    Это соответствие и  является нормативным критерием   эффективности налогового механизма  для сторонников теории общественного выбора.

    Взгляды Бъюкенена, несомненно, оказывают влияние на разработку  налоговых реформ, но его рекомендации  имеют лишь ограниченное применение.

    Сегодня популярна  теория справедливого налогообложения,  предложенная Г.Саймонсом еще в 1936 г. Под справедливостью понимается одинаковое налогообложение лиц с одинаковыми доходами. В теоретическом отношении теория Саймонса не представляет большого интереса. Причина ее популярности связана с практическим осуществлением ее рекомендаций в качестве мер по усилению рыночного механизма, но сравнению с проектами сторонников теории полезности. Саймонс, прежде всего, был против использования прямых налоговых стимулов (скидок), которые являются наиболее активным средством вмешательства в рыночные отношения. Интересно, что здесь с Саймонсом  смыкаются все выступающее сегодня с неоклассических позиций теоретики.

    В отличие  от взглядов Саймонса концепция  оптимального налогообложения построена  целиком на базе теории предельной полезности и экономики благосостояния (Эджоурт и Пигу). Считается, что равенство предельных затрат и результатов, которое устанавливается на рынке, является условием максимального благосостояния. Поскольку налоги вызывают изменение относительных цен, вносят диспропорциональность в равновесное развитие экономики, благосостояние потребителей и производителей уменьшается. Помимо чистых налоговых изъятий возникают "балластные потери"-  дополнительное налоговое бремя. Максимизация благосостояния связана с минимизацией этой величины. Используя модели общего равновесия, представители теории оптимального налогообложения выявили интересные реакции рыночного механизма на меры налоговой политики.  

    В неоклассических  теориях налогового регулирования исследуется одна из существенных сторон экономики - взаимодействие рыночного механизма распределения ресурсов с системой государственного налогового регулирования.

    В настоящее  время происходит взаимообогащение  двух основных направлений западной финансовой науки, неоконсервативные идеи проникают  в кейнсианскую, а ее положения - в неоклассическую теорию, что выражается в конвергенции налоговой, бюджетной и кредитно-денежной политики.

    Современные  исследователи налогообложения  основное внимание обращают на создание оптимальной налоговой системы, в одинаковой мере обеспечивающей интересы государства и стимулирование экономического роста.

    Западные исследователи  большое внимание обращают на  разработку критериев и показателей,  на основании которых можно судить об эффективности налоговых систем различных стран мира.[17,с.34].

    Исследование  налогов может быть плодотворным  и не носить схоластического  характера, если они рассматриваются  в тесной связи с другими  экономическими категориями и  прежде  всего с государственными расходами. Попытки рассматривать налоги в отрыве от бюджетной политики приводят к неадекватным теоретическим выводам и поэтому не могут быть использованы в качестве рекомендаций, формирующих и реализующих экономическую политику в государстве.  

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Принципы налогообложения.

    Не всякий  обязательный платеж может считаться  налогом. Специфика налогов заключается  в их соответствии определенным  принципам. Впервые принципы налогообложения  были сформулированы Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Он предложил рассматривать три источника налога: ренту, прибыль и заработную плату. Приведем общие воззрения Адама Смита на эту проблему, так как они и сегодня интересны.

    « 1.Подданнье  государства должны по возможности,  соответственно своим способностям  и силам участвовать в содержании  правительства, то есть соответственно  доходу, каким они пользуются  пол покровительством и защитой  государства. Всякий налог, заметим  это раз навсегда, который в конечном счете падает только на один из трех вышеупомянутых видов дохода (рента, прибыль, заработная плата),  является обязательно неравным, поскольку он не затрагивает двух основных.

    2. Налог, который  обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика и всякого другого лица.

    3. Каждый налог  должен взиматься в то время  или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобней платить его.

    4. Каждый налог  должен быть так задуман и  разработан, чтобы он брал и  удерживал из кармана возможно  меньше сверх того, что он приносит  казначейству государства». [21, c.73].

    Как видно  из приведенного текста, А. Смит исходил из следующих принципов налогообложения:

  • равномерность, то есть равнонапряженность налоговых изъятий, единство требований государства к налогоплательщикам, всеобщность налоговых правил;
  • определенность, означающая четкость, ясность, стабильность основополагающих характеристик налоговой системы, их неизменность в течение длительного периода времени (это касается в первую очередь перечня взимаемых налогов и уровня налогового изъятия);
  • простота и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;
  • неотягощенность, то есть умеренность налоговых сумм, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика.

    В рационально  построенной системе налогообложения  соблюдение этих принципов становится  очевидным, однако на практике последние два принципа реализуются не всегда. Поскольку в настоящее время налоги используются как инструмент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени (в рамках определяющих неугнетающий характер налогов) устанавливается в зависимости от конкретных задач государственного регулирования и особенностей экономической ситуации.

    Выше отмечалось, что хотя налоги во всяком  обществе имеют обязательный  характер, тем не менее, одностороннее  рассмотрение налогового инструмента  в качестве прямой производной властных, административных полномочий государства. Формирование налоговой системы происходит на стыке взаимодействия рыночных механизмов и механизмов административно-распорядительных. Поэтому, с одной стороны, установление и взимание налогов есть прерогатива власти, а с другой стороны, формирование перечня налогов и установление уровня налогового бремени на организации и население диктуется условиями рынка и уровнем развития экономики.

    Перечисленные  выше исторически сложившиеся  принципы оказались применимыми и к современному налогообложению. Однако по мере развития регулирующей функции государства в сфере налогообложения пришлось расширить их перечень:

  • всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;
  • стабильность — устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;
  • равнонапряженность (платежеспособность) — взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам, в доле от дохода и прибыли с тем, чтобы относительная налоговая нагрузка была примерно равной для субъектов с разными уровнями доходов;
  • обязательность — принудительность налога, неизбежность его выплаты;
  • социальная справедливость — установление налоговых ставок и налоговых льгот  таким образом, чтобы они ставили всех в примерно равные условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения;
  • горизонтальная справедливость находящиеся в равном положении по уровню доходов должны трактоваться налоговыми законами одинаково;
  • вертикальная справедливость — находящиеся в неравном положении по ню доходов должны трактоваться налоговыми законами неодинаково.[21,с.88].

    Легко видеть, что наряду с заимствованием  давно установленных принципов  предпринята и попытка их модернизации. Вместе с тем представляется, что современные принципы налогообложения должны предусматривать еще, по крайней мере, три пункта.

    Во-первых, налоги  не должны подавлять и тем  более убивать заинтересованность  коллективов и работников в  повышении дохода и прибыли.

    Во-вторых, налоги должны обладать сбалансированностью в том смысле, что их величина вместе с другими поступлениями в бюджет должна уравновешивать государственные расходы, которые в противном случае надо уменьшать.

    В-третьих,  налогообложение не должно приводить к снижению реальных доходов граждан ниже предельно допустимого уровня, определяемого вели прожиточного минимума. [21, c.91].

    Естественно,  что построить систему налогообложения,  отвечающую всем перечисленным  принципам, крайне нелегко. Многие из требований, диктуемых ими трудно совместимы, противоречивы. В этом наряду с политической и экономической нестабильностью состоит причина неустойчивости налогового законодательства, изменения налогов и налоговых ставок.

    Впрочем, динамичность  налогов свойственна большинству государственных систем. Все дело в том, что налоги представляют собой ядро налоговой политики и социально-политического курса в целом. Так что колебания политического, экономического, социального курсов способны порождать изменения в системе налогообложения.

    К тому же  следует иметь в виду, что на  долю налогов приходится 80-90% поступлений  в государственный бюджет, поэтому  любое крупное регулирование  бюджета, связанное прежде всего  с возникновением, усилением или  ослаблением бюджетного дефицита, не может не коснуться налогов.

 

 

         

 

Глава №3 Особенности  налоговой системы в РБ.

3.1 Сущность и структура  механизма налогового регулирования  экономики.

    Одной из  центральных задач реформирования  экономики является создание  эффективной налоговой системы, стимулирующей рост инвестиционной активности и, соответственно устойчивое развитие экономики респу6лики. Налоговая политика важнейший инструмент, позволяющий регулировать деловую активность, создавать предпосылки для снижения издержек производства для повышения конкурентоспособности национальных товаров на мировом рынке.

    Существуют  различные точки зрения и рекомендации  как по вопросу становления  общего уровня налогообложения  (для формирования доходной части  бюджета и одновременно стимулирования хозяйственной деятельности), так и по поводу использования налоговых регуляторов в качестве инструмента, влияющего на экономическую активность. Различия обусловлены не столько принципиальными разногласиями представителей от- дельных школ, сколько объективными условиями национального хозяйства. Речь идет о правильной их идентификации с целью применения адекватной методологии. Основная задача налоговой политики состоит в том, чтобы правильно разработать комплекс мер в зависимости от исходных условий.

    Необходимость  государственного регулирования  экономики в настоящее время,  пожалуй, ни у кого не вызывает  сомнений. Независимо от специфики  национальных экономик большинство  рыночно-ориентированных государств, вмешиваясь в естественные рыночные механизмы, ставят перед собой задачу поддержания и облегчения функционирования рыночной системы, преодоления недостатков, присущих рыночному хозяйству. Только государство как активный интегральный компонент экономики способно решать задачи, осуществление которых посредством только рыночных механизмов бесперспективно. Это стабилизация экономики и преодоление колебаний деловой конъюнктуры, защита конкурентной среды и национального производства, обеспечение процесса социально справедливого перераспределения доходов и национального богатства, выравнивания экономического развития регионов.

    Основы сущеcтвующей налоговой системы Республики Беларусь были заложены в 1992 г. На протяжении всего времени ее существования велась кропотливая работа по совершенствованию налогового законодательства в части сокращения количества налогов и сборов, упрощения методики их исчисления и снижения ставок. Однако и сегодня говорить о том, что действующая налоговая система достигла своего совершенства, преждевременно. До сих. пор среди отечественных экономистов идут жаркие споры об ее эффективности, даются разноречивые оценки уровня налоговой нагрузки и ее влияния на развитие экономики республики.

Информация о работе Налогообложение: принципы и формы