В настоящее
время налоговая нагрузка на
экономику республики вполне
сопоставима с ее уровнем в большинстве зарубежных
стран, однако во внутренней структуре
данного показателя имеются существенные
различия. В странах с рыночной экономикой
налоги с населения (подоходный налог,
налоги на недвижимость и землю) сопоставимы
с величиной налогов, взимаемых с юридических
лиц, — в среднем это соотношение составляет
50% на 50%. Например, во Франции налоговая
нагрузка составляет 40% от ВВП, при этом
на бизнес приходится 23%, а на население
— 17%. Что же касается стран СНГ, в том числе
Республики Беларусь, то здесь сложилась
несколько иная структура налоговых систем.
Преобладающую часть налогов в бюджет
перечисляют предприятия и организации,
а роль населения в этом процессе незначительна.
Например, в России за счет прямого налогообложения
населения собирается только 10%-12% всех
налогов. В Республике Беларусь этот показ
еще ниже — около 8%-1О%.[9, c.17-19].
Вместе с
тем это не значит, что население
практически не участвует в
формировании доходов бюджета.
Являясь конечным потребителем
продуктов питания, товаров народного потребления
и различных услуг. физические лица являются
фактическими плательщиками скрытых в
цене этих товаров косвенных налогов и
сборов. перечисленных ранее в бюджет
юридическими лицами. Таким образом, приобретая
товары и услуги. население возмещает
предприятию не только издержки на их
производство, но и все уплаченные в бюджет
платежи.
В результате
сложившаяся структура налоговой
нагрузки, характеризуемая высокой
долей косвенных налогов не
способствует процессу формирования налоговой культуры и ответственности
в обществе. поскольку большая часть населения
участвует в сфере налоговых отношений
лишь косвенным образом. На сегодняшний
день по данным статистики, население
в виде прямых налогов уплачивает около
5% получаемых доходов, в которых заработная
плата составляет только половину. При
этом уровень сокрытия от налогообложения
получаемых населением доходов, по различным
оценкам, составляет от 30% до 70%.
Основной причиной,
побуждающей отечественные субъекты
предпринимательства активно прибегать к сокрытию доходов.
является высокий уровень налогового
пресса на заработную плату. Так, в соответствии
с действующим законодательством, помимо
подоходного налога с граждан, предприятие
платит в бюджет отчисления в фонд социальной
защиты населения (35% от ФЗП) и единый платёж
от фонда оплаты труда 5%.
Более
того, заработная плата, являясь
элементом добавленной стоимости
и, следовательно, включается
в базу обложения НДС, а также
оборотными налогами от выручки.
В результате суммарное налоговое давление на фонд заработной
платы составляет 75%, что выходит за все
разумные рамки и усиливает мотивацию
отечественных предприятий по нелегальной
выплате заработной плате.[9, c.18].
Таким образом,
приоритетной задачей в системе
налогообложения РБ является рост инвестиционной
активности, доходных статей бюджета,
при одновременном сокращении налоговой
нагрузки на бизнес и население. Важной
проблемой остаётся активное сокрытие
доходов, что несомненно актуализирует
разработку и внедрение новых, эффективных
инструментов налогового регулирования
3.2. Вопросы совершенствования налоговой
системы Республики Беларусь.
Постепенное
реформирование налоговой системы
в республике положительно сказывалось
на экономике, укрепило самостоятельность плательщиков, поставило их примерно
в сопоставимые условия хозяйствования.
В то же
время ряд положений законодательства
и дополнений к нему снижает
действенность налоговой системы,
а именно: некоторые из них
носят общий характер, дающий
возможность неоднозначного толкования; льготный
порядок налогообложения недостаточно
точно сформулирован; введение отдельных
изменений в ходе реформирования нарушает
сущность налогов и неналоговых платежей
и противоречит их содержанию. Кроме того,
значительные обязательные платежи становятся
преградой развития производства, причём
не учитываются законы экономической
теории, в соответствии с которыми в зависимости
от спроса и предложения все налоги и неналоговые
платежи можно переложить либо на производителя,
либо на потребителя, что в конечном счёте,
при сложившейся экономической ситуации,
является результатом изъятий из дохода
потребителя, а это не лучшим образом сказывается
на нашей экономике и на бюджете. Для нас
наилучшей моделью налогового пресса
является соответствие между косвенными
и прямыми налогами и неналоговыми платежами.
Одним из
основных недостатков является
введение частных изменений и
дополнений в налоговую систему,
которые не успевают принимать
к работе как плательщики, так
и налоговые органы. Это наносит ущерб полноте и регулярности
налоговых поступлений в бюджет.
Законодательная
и нормативная база по налогам
усложнена, что приводит к ошибкам,
как со стороны бухгалтеров
предприятий, так и со стороны
работников контролирующих органов.
Однако последние не несут за это какой-либо ответственности.
До предприятий
не доводятся нормативные документы
по налогообложению, а налоговые
органы отказываются давать разъяснения
и консультации. Как следствие,
ошибки по расчетам с бюджетом,
которые квалифицируются как преднамеренное нарушение законодательства,
что влечет за собой наложение финансовых
санкций.
Неурегулированность законодательства
и взаимосвязанность платежей приводит
к тому, что если плательщик неправильно
произвел расчеты по одному налогу,
то автоматически ошибка воспроизводится
в расчетах по другим платежам.
Существующая налоговая
система характеризуется недореализованностью
фискальной функции. В соответствии
с законами экономического развития
налоги это одна из составляющих фискальной
политики государства. Именно в этом направлении
налоги утратили свое содержание. Они
слабо влияют на темпы инфляции, то есть
не регулируют денежную массу, так как
в полной мере ложатся на доход потребителя.
Не соблюдаются
и принципы построения налоговой
системы, что приводит к нарушениям не только
законов развития экономики, но и правовой
базы налогообложения.[11, c.16-17].
Таким образом,
налоговая система Республики
Беларусь требует пересмотра
по следующим направлениям:
- унификация платежей и сборов;
- упрощение системы расчетов;
- функциональное назначение налогообложения;
- взаимоувязанность характера платежа, налоговой базы и источников покрытия;
- обоснование нормативной базы механизма налогообложения и практики применения налогов и неналоговых платежей;
- разработка модели соотношения прямых и косвенных платежей стратегии и тактики на налогообложения.
Проанализировав
действующие нормативные документы,
изучив практику и теорию налогообложения
стран с различными типами
экономик, а также практику расчётов
и учета налогов и неналоговых платежей на предприятиях
перерабатывающей промышленности Республики
Беларусь, можно сделать следующие выводы
и предложения:
Изменения
и дополнения, внесенные за последние
годы в налоговое законодательство
Республики Беларусь сделали нашу налоговую систему более гибкой
и прогрессивной, что повысило ее эффективность
и дало возможность упростить расчеты
с бюджетом и фондами. Однако методика
исчисления налога на добавленную стоимость
имеет серьезные недостатки и содержит
многие нерешенные вопросы, для устранения
которых предлагается внести следующие
изменения и дополнения:
- для субъектов хозяйствования, которые доход от реализации продукции (работ, услуг) определяют по мере поступления денег на счет в банке, сроки уплаты налога установить в течение месяца и не взимать, с них штрафные санкции за неуплату налога в эти сроки;
- сроки уплаты НДС устанавливать по согласованию с субъектом хозяйствования в индивидуальном порядке в зависимости от их финансового состояния и расчетной дисциплины;
- исключить из налогооблагаемой базы для НДС косвенные платежи, так как это противоречит сущности добавленной стоимости и косвенного налогообложения.
При определении
размера акцизных сборов считается
целесообразным:
- заменить ставки платежей в белорусских рублях на процентные, что позволит предприятиям сохранить сумму прибыли, закладываемую в цену продукции (работ и услуг);
- расчет авансовых платежей производить не по проценту изъятия, а по удельному весу продукции, сложившемуся за предыдущий отчетный период.
Важное направление
перспективной белоруской налоговой
политики – унификация с российским
налоговым законодательством. В
России проводится радикальная
налоговая реформа, основными
направлениями которой являются
либерализация налогового законодательства, снижение налогового бремени, обеспечение
равных условий налогообложения для всех
налогоплательщиков, устранения неэффективных
налогов и сокращения налоговых ставок,
расширение базы налогообложения и усовершенствование
системы сбора налогов.
В Налоговом Кодексе России предусмотрены льготы,
нацеленные на активизацию инвестиционной
деятельности. Предприятиям может быть
предоставлен инвестиционный налоговый
кредит, т.е. изменен на основании договора
срок уплаты налога. Они получают возможность
в течение определенного срока уменьшать
платежи по налогу на прибыль с последующей
уплатой суммы кредита и процентов. Срок
действия налоговых кредитов – от 1 до
5 лет. Кредиты предоставляются для осуществления
инвестиций в НИОКР, техническое перевооружение
производства и т. д.
Для стимулирования
создания производств в реальном
секторе экономики предусмотрены
налоговые каникулы, которые предоставляются
в виде освобождения от налогообложения
прибыли, полученной от вновь
созданного производства, на период
окупаемости не более трех лет.[20, c.77]
Реформа уже
дает положительные результаты:
отмечается существенный экономический
рост, повышается деловая активность,
соответственно растут поступления
в бюджет.
В Беларуси
целесообразно проведение налоговой
реформы, аналогичной российской, что не только
способствовало бы созданию единого экономического
пространства, но и позволило бы переориентировать
налоговые методы регулирования экономики
на решение комплекса задач: обеспечение
доходов бюджета; активизацию конкурентных
рыночных сил; стимулирование инвестиционной
активности предпринимателей; разрешение
социальных проблем.[6,с.29].
Таким образом,
на сегодняшний день сложно
сказать, что предпочтительнее
для нашей республики. Всё будет
зависеть от того, будут ли
найдены другие доходные источники бюджета
и на сколько рационально будет осуществляться
расходование бюджетных средств. Хочется
надеяться, что в ближайшем будущем осуществится
реформа налоговой системы Республики
Беларусь, результатом которой станет
снижение налоговой нагрузки, рост конкурентоспособности
отечественных товаров, подъём жизненного
уровня населения, оживление деловой активности
и создание условий для повышения экономической
и социальной стабильности в обществе.
Заключение
Налоги представляют собой обязательные платежи,
взимаемые центральными органами государственной
власти с юридических и физических лиц
и поступающие в бюджеты различных уровней.
Существование
налогов экономически оправдано
постольку, поскольку экономически
оправдано существование государства. Налоги
— это экономическая база содержания
государственного аппарата, армии, непроизводственной
сферы.
Налоги сегодня
являются главным инструментом
перераспределения доходов финансовых
ресурсов.
С экономической
точки зрения налоги представляют собой
инструмент фискальной политики и одновременно
метод косвенного регулирования экономических
процессов на макроуровне.
Налоги служат
главным источником пополнения
доходов государства; являются
одним из основных рычагов воздействия государства на рыночную
экономику. Поэтому создание эффективной
системы налогообложения является одной
из важнейших задач любого государства.
Что касается
сущности налогов, то она связана
с тем, что государство выражая
интересы общества в различных сферах деятельности, вырабатывает
и осуществляет соответствующую политику
- экономическую, социальную, международную,
оборонную, демографическую и др. При этом
в качестве средства взаимодействия для
государственного регулирования социально-экономических
процессов используется финансово-бюджетный
механизм и его составная часть - налоги.
Налоговая
система - совокупность установленных
и взимаемых налогов в той
или иной стране, форм и методов
налогообложения, взимания и использования
налогов, а также налоговых органов.
Налоговая
система есть единство экономических,
правовых и организационных факторов,
обуславливающих ее самостоятельность
и функционирование.
В Беларуси
целесообразно проведение налоговой
реформы, аналогичной российской,
что не только способствовало бы созданию единого
экономического пространства, но и позволило
бы переориентировать
Таким образом, на сегодняшний
день сложно сказать, что предпочтительнее
для нашей республики. Всё будет
зависеть от того, будут ли найдены
другие доходные источники бюджета и на сколько
рационально будет осуществляться расходование
бюджетных средств. Хочется надеяться,
что в ближайшем будущем осуществится
реформа налоговой системы Республики
Беларусь, результатом которой станет
снижение налоговой нагрузки, рост конкурентоспособности
отечественных товаров, подъём жизненного
уровня населения, оживление деловой активности
и создание условий для повышения экономической
и социальной стабильности в обществе.