Налогообложение: принципы и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:35, контрольная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучить налоговую систему, принципы и формы налогообложения в целом и на примере РБ.
Задачами исследования являются:
рассмотреть экономическую сущность налогов, структуру, виды и функции налогов;
изучить принципы налогообложения, налоговые поступления, потери и связанные с этим последствия;
определить влияние налогового бремени на макроэкономический результат

Содержание

Введение.
Налоги как инструмент фискальной политики. Структура, виды, функции и роль налогов. Налоговая система и ее виды.
Концепции и принципы налогообложения.
Особенности налоговой системы Республики Беларусь.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

    В настоящее  время налоговая нагрузка на  экономику республики вполне  сопоставима с ее уровнем в большинстве зарубежных стран, однако во внутренней структуре данного показателя имеются существенные различия. В странах с рыночной экономикой налоги с населения (подоходный налог, налоги на недвижимость и землю) сопоставимы с величиной налогов, взимаемых с юридических лиц, — в среднем это соотношение составляет 50% на 50%. Например, во Франции налоговая нагрузка составляет 40% от ВВП, при этом на бизнес приходится 23%, а на население — 17%. Что же касается стран СНГ, в том числе Республики Беларусь, то здесь сложилась несколько иная структура налоговых систем. Преобладающую часть налогов в бюджет перечисляют предприятия и организации, а роль населения в этом процессе незначительна. Например, в России за счет прямого налогообложения населения собирается только 10%-12% всех налогов. В Республике Беларусь этот показ еще ниже — около 8%-1О%.[9, c.17-19].

    Вместе с  тем это не значит, что население  практически не участвует в  формировании доходов бюджета.  Являясь конечным потребителем  продуктов питания, товаров народного потребления и различных услуг. физические лица являются фактическими плательщиками скрытых в цене этих товаров косвенных налогов и сборов. перечисленных ранее в бюджет юридическими лицами. Таким образом, приобретая товары и услуги. население возмещает предприятию не только издержки на их производство, но и все уплаченные в бюджет платежи.

    В результате  сложившаяся структура налоговой  нагрузки, характеризуемая высокой  долей косвенных налогов не  способствует процессу формирования налоговой культуры и ответственности в обществе. поскольку большая часть населения участвует в сфере налоговых отношений лишь косвенным образом. На сегодняшний день по данным статистики, население в виде прямых налогов уплачивает около 5% получаемых доходов, в которых заработная плата составляет только половину. При этом уровень сокрытия от налогообложения получаемых населением доходов, по различным оценкам, составляет от 30% до 70%.

    Основной причиной, побуждающей отечественные субъекты  предпринимательства активно прибегать к сокрытию доходов. является высокий уровень налогового пресса на заработную плату. Так, в соответствии с действующим законодательством, помимо подоходного налога с граждан, предприятие платит в бюджет отчисления в фонд социальной защиты населения (35% от ФЗП) и единый платёж от фонда оплаты труда 5%.

      Более  того, заработная плата, являясь  элементом добавленной стоимости  и, следовательно, включается  в базу обложения НДС, а также  оборотными налогами от выручки.  В результате суммарное налоговое давление на фонд заработной платы составляет 75%, что выходит за все разумные рамки и усиливает мотивацию отечественных предприятий по нелегальной выплате заработной плате.[9, c.18].

    Таким образом,  приоритетной задачей в системе  налогообложения РБ является рост инвестиционной активности, доходных статей бюджета, при одновременном сокращении налоговой нагрузки на бизнес и население. Важной проблемой остаётся активное сокрытие доходов, что несомненно актуализирует разработку и внедрение новых, эффективных инструментов налогового регулирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Вопросы совершенствования налоговой  системы Республики Беларусь.

    Постепенное  реформирование налоговой системы  в республике положительно сказывалось  на экономике, укрепило самостоятельность плательщиков, поставило их примерно в сопоставимые условия хозяйствования.

    В то же  время ряд положений законодательства  и дополнений к нему снижает  действенность налоговой системы,  а именно: некоторые из них  носят общий характер, дающий  возможность неоднозначного толкования; льготный порядок налогообложения недостаточно точно сформулирован; введение отдельных изменений в ходе реформирования нарушает сущность налогов и неналоговых платежей и противоречит их содержанию. Кроме того, значительные обязательные платежи становятся преградой развития производства, причём не учитываются законы экономической теории, в соответствии с которыми в зависимости от спроса и предложения все налоги и неналоговые платежи можно переложить либо на производителя, либо на потребителя, что в конечном счёте, при сложившейся экономической ситуации, является результатом изъятий из дохода потребителя, а это не лучшим образом сказывается на нашей экономике и на бюджете. Для нас наилучшей моделью налогового пресса является соответствие между косвенными и прямыми налогами и неналоговыми платежами.

    Одним из  основных недостатков является  введение частных изменений и  дополнений в налоговую систему,  которые не успевают принимать  к работе как плательщики, так  и налоговые органы. Это наносит ущерб полноте и регулярности налоговых поступлений в бюджет.

    Законодательная  и нормативная база по налогам  усложнена, что приводит к ошибкам,  как со стороны бухгалтеров  предприятий, так и со стороны  работников контролирующих органов.  Однако последние не несут за это какой-либо ответственности.

    До предприятий  не доводятся нормативные документы  по налогообложению, а налоговые  органы отказываются давать разъяснения  и консультации. Как следствие,  ошибки по расчетам с бюджетом, которые квалифицируются как преднамеренное нарушение законодательства, что влечет за собой наложение финансовых санкций.

Неурегулированность законодательства и взаимосвязанность платежей приводит к тому, что если плательщик неправильно  произвел расчеты по одному налогу, то автоматически ошибка воспроизводится в расчетах по другим платежам.

Существующая налоговая  система характеризуется недореализованностью фискальной функции. В соответствии с законами экономического развития налоги это одна из составляющих фискальной политики государства. Именно в этом направлении налоги утратили свое содержание. Они слабо влияют на темпы инфляции, то есть не регулируют денежную массу, так как в полной мере ложатся на доход потребителя.

    Не соблюдаются  и принципы построения налоговой  системы, что приводит к нарушениям не только законов развития экономики, но и правовой базы налогообложения.[11, c.16-17].

    Таким образом,  налоговая система Республики  Беларусь требует пересмотра  по следующим направлениям:

  • унификация платежей и сборов;
  • упрощение системы расчетов;
  • функциональное назначение налогообложения;
  • взаимоувязанность характера платежа, налоговой базы и источников покрытия;
  • обоснование нормативной базы механизма налогообложения и практики применения налогов и неналоговых платежей;
  • разработка модели соотношения прямых и косвенных платежей стратегии и тактики на налогообложения.

    Проанализировав  действующие нормативные документы,  изучив практику и теорию налогообложения  стран с различными типами  экономик, а также практику расчётов  и учета налогов и неналоговых платежей на предприятиях перерабатывающей промышленности Республики Беларусь, можно сделать следующие выводы и предложения:

    Изменения  и дополнения, внесенные за последние  годы в налоговое законодательство  Республики Беларусь сделали нашу налоговую систему более гибкой и прогрессивной, что повысило ее эффективность и дало возможность упростить расчеты с бюджетом и фондами. Однако методика исчисления налога на добавленную стоимость имеет серьезные недостатки и содержит многие нерешенные вопросы, для устранения которых предлагается внести следующие изменения и дополнения:

  • для субъектов хозяйствования, которые доход от реализации продукции (работ, услуг) определяют по мере поступления денег на счет в банке, сроки уплаты налога установить в течение месяца и не взимать, с них штрафные санкции за неуплату налога в эти сроки;
  • сроки уплаты НДС устанавливать по согласованию с субъектом хозяйствования в индивидуальном порядке в зависимости от их финансового состояния и расчетной дисциплины;
  • исключить из налогооблагаемой базы для НДС косвенные платежи, так как это противоречит сущности добавленной стоимости и косвенного налогообложения.

    При определении  размера акцизных сборов считается  целесообразным:

  • заменить ставки платежей в белорусских рублях на процентные, что позволит предприятиям сохранить сумму прибыли, закладываемую в цену продукции (работ и услуг);
  • расчет авансовых платежей производить не по проценту изъятия, а по удельному весу продукции, сложившемуся за предыдущий отчетный период.

    Важное направление  перспективной белоруской налоговой  политики – унификация с российским  налоговым законодательством. В  России проводится радикальная  налоговая реформа, основными  направлениями которой являются  либерализация налогового законодательства, снижение налогового бремени, обеспечение равных условий налогообложения для всех налогоплательщиков, устранения неэффективных налогов и сокращения налоговых ставок, расширение базы налогообложения и усовершенствование системы сбора налогов.

    В Налоговом Кодексе России предусмотрены льготы, нацеленные на активизацию инвестиционной деятельности. Предприятиям может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит, т.е. изменен на основании договора срок уплаты налога. Они получают возможность в течение определенного срока уменьшать платежи по налогу на прибыль с последующей уплатой суммы кредита и процентов. Срок действия налоговых кредитов – от 1 до 5 лет. Кредиты предоставляются для осуществления инвестиций в НИОКР, техническое перевооружение производства и т. д.

    Для стимулирования  создания производств в реальном  секторе экономики предусмотрены  налоговые каникулы, которые предоставляются  в виде освобождения от налогообложения  прибыли, полученной от вновь  созданного производства, на период  окупаемости не более трех лет.[20, c.77]

    Реформа уже  дает положительные результаты: отмечается существенный экономический  рост, повышается деловая активность, соответственно растут поступления  в бюджет.

    В Беларуси  целесообразно проведение налоговой  реформы, аналогичной российской, что не только способствовало бы созданию единого экономического пространства, но и позволило бы переориентировать налоговые методы регулирования экономики на решение комплекса задач: обеспечение доходов бюджета; активизацию конкурентных рыночных сил; стимулирование инвестиционной активности предпринимателей; разрешение социальных проблем.[6,с.29].

    Таким образом,  на сегодняшний день сложно  сказать, что предпочтительнее  для нашей республики. Всё будет  зависеть от того, будут ли  найдены другие доходные источники бюджета и на сколько рационально будет осуществляться расходование бюджетных средств. Хочется надеяться, что в ближайшем будущем осуществится реформа налоговой системы Республики Беларусь, результатом которой станет снижение налоговой нагрузки, рост конкурентоспособности отечественных товаров, подъём жизненного уровня населения, оживление деловой активности и создание условий для повышения экономической и социальной стабильности в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

    Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней.

    Существование  налогов экономически оправдано  постольку, поскольку экономически  оправдано существование государства. Налоги — это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы.

    Налоги сегодня  являются главным инструментом  перераспределения доходов финансовых  ресурсов.

    С экономической  точки зрения налоги представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне.

    Налоги служат  главным источником пополнения  доходов государства; являются  одним из основных рычагов воздействия государства на рыночную экономику. Поэтому создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших задач любого государства.

   Что касается  сущности налогов, то она связана  с тем, что государство выражая  интересы общества в различных сферах деятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, международную, оборонную, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия для государственного регулирования социально-экономических процессов используется финансово-бюджетный механизм и его составная часть - налоги.

    Налоговая  система - совокупность установленных  и взимаемых налогов в той  или иной стране, форм и методов  налогообложения, взимания и использования  налогов, а также налоговых органов.

    Налоговая  система есть единство экономических,  правовых и организационных факторов, обуславливающих ее самостоятельность  и функционирование.

    В Беларуси  целесообразно проведение налоговой  реформы, аналогичной российской, что не только способствовало бы созданию единого экономического пространства, но и позволило бы переориентировать

Таким образом, на сегодняшний  день сложно сказать, что предпочтительнее для нашей республики. Всё будет  зависеть от того, будут ли найдены  другие доходные источники бюджета и на сколько рационально будет осуществляться расходование бюджетных средств. Хочется надеяться, что в ближайшем будущем осуществится реформа налоговой системы Республики Беларусь, результатом которой станет снижение налоговой нагрузки, рост конкурентоспособности отечественных товаров, подъём жизненного уровня населения, оживление деловой активности и создание условий для повышения экономической и социальной стабильности в обществе.

Информация о работе Налогообложение: принципы и формы