Налогообложение: теоретические аспекты, принципы и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:28, реферат

Краткое описание

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты налогообложения
1.1 Экономическая сущность и функции налогов 4
1.2 Основные виды налогов 8
1.3 Государственная политика, цели и методы 9
2. Основные налоги, собираемые на территории Российской Федерации 15
2.1 Подоходный налог с физических лиц 16
2.2 Налог на прибыль организаций и предприятий 17
2.3 Налог на добавленную стоимость 18
2.4 Акцизы 20
3. Основные налоговые системы Российской Федерации
3.1 Основные принципы построения налоговой системы в экономике 22
3.2 Мероприятия по усовершенствованию налоговой системы России 23
Заключение 25
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Налогообл(чист).doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Карельская государственная педагогическая академия

Факультет технологии и предпринимательства

Кафедра изобразительного искусства  и дизайна

 

 

 

Реферат

Налогооблажение: теоретические аспекты, принципы и формы

 

 

 

 

 

                                              

                                                                               Выполнила Романовская Н.Н.,

                                                                                              студентка 645 группы

                                                                                              Руководитель: Лобашев В.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск

      2013 г.

Оглавление:

 

 

Введение           3

 

  1. Теоретические аспекты налогообложения

  1.1 Экономическая сущность и функции налогов     4

  1.2 Основные виды налогов        8

  1.3 Государственная политика, цели и методы      9

 

2. Основные налоги, собираемые на территории Российской  Федерации  15

  2.1 Подоходный налог с физических лиц      16

  2.2 Налог на прибыль организаций и предприятий     17

  2.3 Налог  на добавленную стоимость       18 

  2.4 Акцизы           20

 

3. Основные налоговые  системы Российской Федерации

  3.1 Основные  принципы построения налоговой системы в экономике   22

  3.2 Мероприятия  по усовершенствованию налоговой  системы России  23

 

 Заключение           25

 

Список литературы          26

 

Введение

 

Одним из рычагов, при помощи которого государство  воздействует на рыночную экономику, является налог. Налогом называется обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов образует налоговую систему страны. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного рычага воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение  налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Через налоги государство  может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств  и ликвидации убыточных предприятий.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие. Этот закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом.

 

1. Теоретические  аспекты налогообложения

 

1.1 Экономическая  сущность и функции налогов

 

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами.

Налоги появились  с разделением общества на классы и возникновением государства. В  истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка – чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Налогообложение – это система распределения  доходов между юридическими или  физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и  физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения – это равномерность и определенность. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют  целевого назначения. Они поступают  в бюджет и используются на нужды  государства. Государство не предоставляет  налогоплательщику, какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

В условиях рыночной экономики любое государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

В налогах заложены возможности и регулирования  доходов населения. Они могут  быть нацелены на ограничение доходов  высокого уровня, могут учитывать  необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут  быть элементом механизма, регулирующего  демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.

Но налоги это  не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

Под налогом  понимается обязательный платеж, поступающий государству в определенных законодательством размерах и в установленные сроки.

В практике налоги имеют вполне экономическое содержание. Их можно рассматривать как плату  государству за те услуги, которые  оно оказывает населению и  другим субъектам экономики. Взимается налог по определенной ставке, представляющей собой долю облагаемых налогом средств субъектов экономики. При этом налог может быть денежным и натуральным.

По объектам обложения налоги делятся на:

  • налог на доходы (выручку, прибыль, заработную плату, проценты, дивиденды, ренту);
  • налог на добавленную стоимость продукции, работ, услуг;
  • налог на имущество (предприятий и граждан);
  • налог на определенные виды деятельности и сделки (сделки с ценными бумагами);
  • налог за пользование природным ресурсами.

Налоги могут  устанавливаться на различных уровнях  государственной власти: федеральном, региональном, местном. Это означает, что они поступают в соответствующие  бюджеты.

Налоги могут  поступать не только в госбюджет, но и во внебюджетные фонды: фонд социального страхования, фонд занятости, дорожный фонд и т.д.

Важнейшие элементы налогов

  • Субъект налога – налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог.
  • Носитель налога – юридическое или физическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит налог субъекту налога, а не государству. Классический пример этому: субъект налога – производитель или продавец товара, например, по налогу НДС, носитель налога – покупатель товара.
  • Объект налога – доход или имущество, измеренные количественно, которые служат базой для исчисления налога.
  • Налоговая база – денежная или физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
  • Источник налога – это доход, из которого выплачивается налог.
  • Единица обложения – единица, в которой измеряется величина налога.
  • Ставка налога – величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твёрдой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой.
  • Налоговый период – срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
  • Налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Принципы  налогообложения

  1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).
  2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер.
  3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
  4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
  5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

Налогам присуща  одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления той или иной проведенной сделки, финансовой операции. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере, удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а тем более – самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Функции налогов

Налоги как  стоимостная категория имеют  свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции: фискальную, стимулирующую и регулирующую.

В настоящее  время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

Суть фискальной функции заключается в обеспечении  поступления необходимых средств  в бюджеты разных уровней для  покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.

Выполнение  регулирующей и стимулирующей функций  достигается путём участия государства  в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные  отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.

Однако между  стимулирующей и регулирующей функциями  налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.

 

1.2 Основные  виды налогов

налог подоходный политика государственный

Налоги делятся  на два основных вида – прямые и  косвенные.

Прямые налоги – это налоги на доходы и имущество. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

К прямому налогу относятся подоходные налоги, налоги на прибыль, взносы в фонды социального  страхования, налоги на имущество (земельный  налог, налог на дома, на прирост  капитала), на операции с ценными  бумагами, на наследство и дарение.

Прямые налоги подразделяются на:

  • реальные, ими облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, недвижимость и т.п.), они взимаются в силу факта владения имуществом независимо от финансового положения и доходов налогоплательщика.
  • личные налоги учитывают платежеспособность налогоплательщика; при их взимании объекты налогообложения (доход, имущество) определяются индивидуально для каждого плательщика с учетом предоставляемых ему льгот. Различают следующие виды прямых личных налогов: подоходный с физических лиц, налог на прибыль корпораций (фирм), налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений и др.

Косвенными  налогами облагаются расходы на потребление. Они представляют собой, по сути, надбавку к цене товара или услуги. К ним относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на покупки и продажи. Косвенный налог, таким образом, предстает как ценообразующий фактор.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит  с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Информация о работе Налогообложение: теоретические аспекты, принципы и формы