Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:47, курсовая работа
Целью данной курсовой работы являются выявление и обоснование рациональных взаимосвязей инвестиционных процессов и системой налогообложения, а также развития налоговых форм и методов государственного стимулирования по формированию налогового потенциала субъектов РФ для увеличения инвестиций в российскую экономику.
Введение………………………………………………………………………….. 2
Глава I. Теоретические основы влияния налоговой политики на инвестиционную активность……………………………………………………. 3
1.1. Сущность налоговой политики……………………………………………3
1.2. Налоговые факторы, влияющие на инвестиционную активность………5
Глава II. Налогообложение в России.. ..................................................................8
2.1. Проблемы налогообложения в Российской Федерации… ………….......8
2.1.1.Налоговое стимулирование промышленных инвестиций…………....8
2.1.2.Налоговое стимулирование инвестиций в ценные бумаги…………12
2.2.Налоговые инструменты и направления их использования для стимулирования инвестиций в современных налоговых системах…………..14
2.2.1.Классификация налоговых инструментов…………………………...14
2.2.2.Направления использования налоговых инструментов……………..19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список используемой литературы………………………
Для
активизации процессов
Возможно применение и второго варианта решения проблемы активизации инвестиционной деятельности, путем возвращения к уже опробованному порядку. Он был оговорен в ранее действующем Законе о налоге на прибыль предприятий и организаций, в котором было предусмотрено освобождение от налогообложения 50 % прибыли, направляемой на финансирование капитальных вложений. Возврат этой «инвестиционной льготы» позволил бы предприятиям более активно развивать собственное производство и модернизировать основные фонды. Причем для отдельных отстающих отраслей промышленности и высокотехнологичных производств размер указанной льготы мог бы достигать и 100 %.
Также необходимо изменить действующую систему амортизации объектов основных средств. Применяемые на сегодняшний день в налоговом законодательстве механизмы амортизации, определения сроков полезного использования имущества не стимулируют организации к осуществлению инвестиций в основные фонды. Существующий механизм амортизации не дает возможности организациям накопить существенных ресурсов для осуществления инвестиций. В результате суммы начисленной амортизации чаще всего идут на пополнение оборотных средств организации.
Однако, практика применения амортизационных механизмов развивается по пути ежегодного пересмотра сроков эксплуатации имущества. В этой связи, в рамках всего государства должен осуществляться пересмотр сроков эксплуатации имущества. При этом Постановление Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» не учитывает отраслевые особенности экономики. Для разных видов оборудования, эксплуатируемого в различных секторах экономики, должны быть предусмотрены свои особенности определения сроков использования имущества.
Таким образом, следует поэтапно осуществлять полный переход в бухгалтерском учете к срокам полезного использования, утвержденным указанным Постановлением. До настоящего времени в ряде случаев предприятия используют нормы амортизации, предусмотренные Постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 года № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР», которое необходимо отменить. Использование современной классификации основных средств позволит, во-первых, сократить сроки полезного использования в среднем с 24 до 18 лет и, во-вторых, существенно увеличить финансовый потенциал предприятий для инвестирования в основные средства.
Несомненно, актуальным остается необходимость изменения порядка учета произведенных реконструкций и модернизаций объектов основных средств.
Реконструкция и модернизация объектов основных средств влечет увеличение их первоначальной стоимости. Вместе с тем в российских стандартах бухгалтерского учета и налоговом законодательстве необходим механизм, при котором первоначальную стоимость объекта будет увеличивать только его последняя реконструкция или модернизация, а предыдущая реконструкция и модернизация будут признаваться убытком организации в размере их остаточной стоимости.
Таким
образом, необходимо, что бы для целей
налогообложения учитывалась
Все выше перечисленные недоработки налогового законодательства тормозят развитие промышленных инвестиционных процессов.
Несомненно то, что многие чиновники не согласились бы с предложенными поправками налогового законодательства, по причине снижения поступления средств в бюджет. Между тем, дальновидное правительство должно понимать, что временный отток средств из бюджета, в дальнейшем будет компенсирован. Предприятия, получившие возможность вкладывать свободные средства в расширение своего производства, совершенствование технологий, с большей отдачей и на более длительную перспективу способны пополнять доходную часть бюджета.
Кроме того, снижение налоговых поступлений в бюджет за счет предоставления «инвестиционных льгот», можно избежать путем совершенствования системы контроля за собираемостью налогов.
Важнейшая часть политики развития фондового рынка - налоговая компонента. Общее мнение - фондовый рынок России в ближайшее время ждут налоговые неприятности (часть вторая Налогового кодекса). Мировой опыт свидетельствует: фондовые рынки, как источник инвестиций, всегда и везде имеют огромные налоговые льготы.
В условиях кризиса, дефицита инвестиций и высоких рисков создание сильных налоговых стимулов, компенсирующих эти риски, является одним из наиболее сильных инструментов побуждения населения к вложению долларовых сбережений - в российские акции и облигации.
Налоговые стимулы важны и для инвесторов - юридических лиц (предприятия под влиянием налогового бремени занижают искусственно прибыльность, отказываются демонстрировать финансовые накопления, которые могли бы вкладывать в собственное развитие или в капиталы других предприятий).
Вместе с тем, самые обычные налоговые методы стимулирования инвесторов в ценные бумаги, которые широко применяются в международной практике, в России не используются.
Невозможно избежать длинных тяжелых таблиц, которые показывают огромное разнообразие форм налоговых стимулов инвестиций в ценные бумаги и, однако, со всей очевидностью свидетельствуют о том, что в российской практике еще и не приступали к действительному налоговому стимулированию инвестиций. Сравнительный анализ международной и российской практики в этой области приведен в таблице 1. (Приложение 2)
Проанализировав данные, приведенные в таблице, необходимо рассмотреть возможности использования в российской практике следующих методов налогового стимулирования инвестиций в акции, не применяемых, как правило, в России:
-полное или частичное освобождение розничных инвесторов от подоходного налога, взимаемого на доходы от акций (дивиденды, рост курсовой стоимости), оптовых инвесторов (юридических лиц) от налога на прибыль, имеющую тот же источник, предоставление налогового кредита на уплату налогов на указанные доходы;
-возможность зачета отрицательных курсовых разниц для розничных инвесторов, возможность переноса на несколько лет вперед отрицательных курсовых разниц для розничных и оптовых инвесторов (что дает возможность зачета их в годы, отличающиеся растущей курсовой стоимостью)
-введение целевых налоговых льгот (освобождение от налога, применение пониженной налоговой ставки), направленных на поощрение долгосрочных инвестиций в акции (льготы применяются в том случае, если акции держатся владельцем в течение определенного срока), неспекулятивных прямых инвестиций (льготы применяются, когда инвестор владеет не менее определенной долей бизнеса), инвестиций в определенные акции (малого бизнеса, определенных приоритетных отраслей, венчурные компании), вывода акций на организованные рынки (льготы возникают, если акции прошли листинг и обращаются н фондовой бирже), спроса на акции (вычет процентов за кредит, взятого на покупку акций, из налогооблагаемой базы), специальных личных и институциональных инвестиционных планов (средства в рамках которых направляются на инвестиции в акции)
-отмена
или снижение по приоритетным ценным
бумагам (например, корпоративным облигациям)
налога на операции
с ценными бумагами, взимаемого как
доля от объема выпуска корпоративных
ценных бумаг (этот налог удорожает эмиссию,
препятствует выходу предприятий на фондовый
рынок)
2.2. Налоговые
инструменты и направления
их использования для
стимулирования инвестиций
в современных налоговых
системах.
2.2.1.
Классификация налоговых
инструментов.
Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций, функционирования налогового механизма, государство использует различные инструменты такие как конкретные виды налогов и элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции.
Одним из методов государственного регулирования инвестиционной деятельности является создание благоприятного налогового режима путем предоставления инвесторам определенных налоговых льгот.
Специфика
института налоговых льгот
- применение налоговых льгот не носит избирательного характера;
- инвестиционные льготы предоставляются исключительно плательщикам, обеспечивающим выполнение государственных инвестиционных программ и заданные объемы производства;
-применение
льгот не должно наносить
-
порядок действия налоговых
Снижение налогового бремени побуждает их направлять освобождающиеся средства в определенные инвестиционные проекты и секторы экономики. Экспертами Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) проведено исследование влияния налогообложения на уровень прямых инвестиций. Были выделены следующие налоговые инструменты, используемые для стимулирования инвестиций в современных налоговых системах:
- уменьшение налоговых
ставок;
- перенос убытков на будущее;
- налоговые льготы (скидки) при осуществлении
капитальных вложений;
- налоговые каникулы;
- инвестиционный налоговый кредит;
- льготный режим налогообложения при
выплате дивидендов;
- льготный режим налогообложения доходов
от прироста стоимости - капитала
при долгосрочных инвестициях;
- прямые налоговые вычеты (скидки) по определенным
видам затрат компаний из налогооблагаемой
прибыли;
- снижение либо отсутствие пошлин;
- налоговые кредиты (скидки) при увеличении
добавленной стоимости;
- налоговые льготы, основанные на численности
занятых;
- налоговые вычеты (скидки) для прибыли,
получаемой в твердой валюте.
Рассмотрим более детально приведенную классификацию налоговых инструментов.
Уменьшение налоговых ставок. Система корпоративного налогообложения может предусматривать пониженные налоговые ставки по сравнению со стандартной, которые применяются для привлечения инвестиций в отдельные отрасли экономики и регионы.
Перенос убытков на будущее (в прошлое), позволяющий существенно снизить налоговую ставку. Здесь наиболее часто используются два метода налогового стимулирования инвестиций. Один из них — перенос убытков на будущее либо в прошлое, что позволяет учитывать убытки, полученные в текущем налоговом периоде, в уменьшение налогооблагаемой прибыли в течение определенного количества лет в будущем и в аналогичном порядке за счет прибыли, полученной в прошлых периодах. Данная мера особенно важна в отношении инвестиционных проектов, предполагающих наличие убытков в течение нескольких первых лет после ввода объекта в эксплуатацию до достижения точки безубыточности. Второй метод — ускоренная амортизация, позволяющая уменьшить налоговое бремя в последующие годы после инвестирования, когда особое значение приобретает наличие у предприятия собственных денежных средств для погашения долговых обязательств. В совокупности указанные методы являются неотъемлемыми элементами эффективной налоговой системы, направленной на создание привлекательного инвестиционного климата.
Налоговые льготы (скидки) при осуществлении капитальных вложений представляют собой вычеты из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, рассчитанные в определенном процентном отношении к объему инвестируемого капитала (приобретаемых активов). Отличительной особенностью действия данного инструмента является прямая зависимость выгоды, получаемой инвестором в результате использования разрешенных вычетов, от размера ставки по налогу на прибыль: чем выше (ниже) налоговая ставка, тем больше (меньше) налоговая скидка и величина чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль. И наоборот, размер инвестиционного налогового кредита не зависит от колебания налоговой ставки. При этом различают два вида вычетов для стимулирования капитальных вложений: ускоренная амортизация и повышенная норма вычетов из налогооблагаемой базы.