Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 21:59, курсовая работа
Цель данной курсовой работы исследовать особенности налогообложения физических лиц на основе российского налогового законодательства.
Задачи, поставленные при написании курсовой работы следующие:
1. Определить основные понятия налогообложения доходов физических лиц.
2. Рассмотреть виды налоговых вычетов.
3. Изучить порядок исчисления налога на доходы физических лиц.
Глава 2. Сравнительный анализ налогооблажения доходов физических лиц в России, Германии, Италии и США
2.1. Сравнительная характеристика подоходного налога России, Германии, Италии и США
Подоходный налог является
основным во всех рассматриваемых странах
и взимается независимо от гражданства.
Таким образом субъектами налогообложения
являются резиденты и нерезиденты данных
стран. Однако общим для всех стран является
то, что налог уплачивают физические лица,
проживающие более 183 дней в году в Германии,
и в США если в течение последних трех
лет это лицо находилось в общей сложности
183 дня. В России также налогоплательщиком
(резидентом) является лицо, фактически
находящееся на территории РФ не менее
183 календарных дней в течение следующих
подряд месяцев.
Объектом обложения в Германии подоходным
налогом являются все доходы человека:
от наемного труда, самостоятельной работы
(у лиц свободных профессий), промысловой
деятельности или деятельности в сельском
и лесном хозяйстве, от капитала, сдачи
имущества в аренду и в наем и все прочие
поступления. В России объектом налогообложения
признается доход, полученный налогоплательщиками:
1) от источников в Российской Федерации
и (или) от источников за пределами Российской
Федерации - для физических лиц, являющихся
налоговыми резидентами Российской Федерации;
2) от источников в Российской
Федерации - для физических лиц,
не являющихся налоговыми
Во всех рассматриваемых зарубежных
странах применяются прогрессивные налоговые
ставки. В России установлено определенное
количество ставок по различным видам
доходов, основная ставка 13%.
Таблица 2.1.Структура налоговых ставок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итак, по данным таблицы видно, что
процентные ставки варьируются в
интервале от 9% до 53% в рассматриваемых
странах. При этом минимальное значение
ставки налога в России (9%), а максимальное
в Германии (53%). В Германии максимальная
ставка налога применяется к гражданам,
чей доход превышает 120 тысяч марок. В нынешнее
время необлагаемый налогом минимум для
подоходного налога составляет в год 5616
Евро (217563 руб.) для одиноких и 11232 Евро
(435127 руб.) для семейных пар. Для доходов,
которые не превышают для одиноких 8153
Евро (315847 руб.) и 16307 Евро (631733 руб.) для
супругов, существует пропорциональное
налогообложение со ставкой 22,9%. Далее
налог взимается по прогрессивной шкале
до объёма доходов в 120041 Евро (4650388 руб.)
для одиноких и 240083 Евро (9300815 руб.) для
тех, кто состоит в браке. Доходы, которые
превышают этот уровень, облагаются по
максимальной ставке 53%.
В России максимальная налоговая ставка - 35% устанавливается в отношении следующих доходов:
· стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, превышающих 4000 рублей.
· процентных доходов по
вкладам в банках в части превышения размеров,
начисленной в соответствии с условиями
договора, над суммой процентов, рассчитанной
по рублевым вкладам исходя из ставки
рефинансирования Центрального банка
Российской Федерации, увеличенной на
пять процентных пунктов, действующей
в течение периода, за который начислены
указанные проценты, а по вкладам в иностранной
валюте исходя из 9 процентов годовых,
если иное не предусмотрено НК РФ;
· суммы экономии на процентах при получении
налогоплательщиками заемных (кредитных)
средств в части превышения размеров,
указанных в пункте 2 статьи 212 настоящего
Кодекса и других.
Объектом обложения подоходным налогом во всех рассматриваемых странах являются все доходы человека: от наемного труда, самостоятельной работы (у лиц свободных профессий), промысловой деятельности или деятельности в сельском и лесном хозяйстве, от капитала, сдачи имущества в аренду и в наем и все прочие поступления.
Если сравнивать налоговые льготы рассматриваемых стран, то можно выявить что условия в каждой стране разные: например, в Италии, лица, в чьих семьях имеются иждивенцы или получающие доход меньше 5,1 млн. лир пользуются налоговыми льготами. В США, имеются индивидуальные налоговые льготы.
Спецификой подоходного налога в Соединенных Штатах является то, что налогообложению обычно подлежит доход семьи. Однако для супругов имеется возможность отдельно подавать налоговую декларацию и рассчитывать налог. Соответственно применяются разные налоговые ставки для разных случаев. Также существует налогооблагаемый минимум, установленный для каждой группы налогоплательщиков..Доходы также уменьшаются на суммы расходов, связанных с профессиональной деятельностью (работой), а также вычитаются еще целый ряд установленных расходов (содержание детей и престарелых родителей, взносы по ипотечной задолженности и т.д.)[39]
Итак, начнем анализ с рассмотрения
зачисляемых в бюджет сумм налога
на доходы физических лиц. Построим графики,
иллюстрирующие динамику налоговых
зачислений в бюджеты по странам(
исходные данные см. Приложение 1).
В России сумма налога на доходы физических
лиц, зачисляемая в бюджет, имеет тенденцию
к росту. Хотя в 2009 году сумма поступлений
была немного ниже предыдущего года, но
данное расхождение незначительно. Темп
прироста за 2008 год составил 33,65%.
Рис.2.1 Налог на доходы физических
лиц в России
Совсем иная картина наблюдается в Соединенных
Штатах Америки. Максимальное значение
рассматриваемого налога было получено
в 2008 году, затем наблюдается тенденция
к снижению. Темп прироста за 2008 год составил
13,63%.
Рис. 2.2 Налог на доходы физических
лиц в США
Тенденция к росту наблюдается в Италии,
в 2009 году значение налога составило 179,5
млрд. евро (6953,83 млрд. руб.), по сравнению
с 2008 годом, где значение было равно 175,3
млрд. евро (6791,122 руб.). Темп прироста совсем
незначительный, он составляет всего лишь
2,39%.
Рис. 2.3. Налог на доходы физических
лиц в Италии
Похожая картина наблюдается и в Германии,
где поступления от налога на доходы физических
лиц растут с каждым годом. Темп прироста
составляет 7,48%.
Рис. 2.4. Налог на доходы физических
лиц в Германии
Сумма налога по отдельным странам рассмотрена
выше. В целом наблюдается тенденция к
увеличению. Наибольший темп прироста
был выявлен за 2008 год в России – 33,65%.
Рассмотрим величину удельного веса налога
в доходах бюджета Италии, Германии, Соединенных
Штатов и России за 2009 год. Наибольший
удельный вес (44,81%) у Соединенных Штатов
Америки. На втором месте Италия (27,23%),
на третьем Россия (22,73%), и на последнем
из рассматриваемых стран – Германия.
Величина удельного веса составила 22,21%.
Рис.2.5. Удельный вес НДФЛ в доходах
бюджета за 2009,%
Удельный вес налога в доходах бюджета
Соединенных Штатов является наибольшим
по процентному соотношению из рассматриваемых
стран. Данное значение составило 44,81%.
Наименьший удельный вес в 2009 году из рассматриваемых
стран у Германии.
Рис. 2.6. Удельный вес НДФЛ в
доходах бюджета США,%
Наибольшая величина удельного веса в
2008 году – 46,30%. При этом определенной тенденции
к увеличению или уменьшению не наблюдается.
Спрогнозируем поступление рассматриваемого
налога на 2010 год. В качестве исходных
данных рассмотрим поступления налога
на доходы физических лиц в период с 2007-2009
года ( см. Приложение 1). Используем для
прогноза пакет анализа Microsoft Excel. При расчетах
использовали выравнивание по прямой
и параболе. Для России наиболее точной
является модель выравнивания по прямой,
так как она обладает наименьшей ошибкой
аппроксимации(5,75) и наибольшим коэффициентом
детерминации(86,5%).
Получили уравнение тренда:
Y=1133,71-119,604*x
Таким образом, получили прогнозное значение
поступления налога на 2010 год (1672,536 млрд.
руб.). Аналогичные действия произвели
при прогнозировании налоговых поступлений
Италии, Германии и США. Пришли к следующим
выводам:
· При прогнозировании налога в США получили
уравнение тренда при выравнивании по
прямой Y=1076,667+55*x. Прогнозное значение
составило 1296,667 млрд. долл. Ошибка аппроксимации
составила 3,52%, коэффициент детерминации
– 70,8%.
· При прогнозировании налога в Германии
получили уравнение тренда при выравнивании
по прямой Y=52,119+4,048*x. Прогнозное значение
составило 68,311 тыс. евро. Коэффициент детерминации
равен 99,8%, ошибка аппроксимации составляет
0,322
·При прогнозировании налога
в Италии получили уравнение тренда при
выравнивании по прямой Y=171,566+2,45*x. Прогнозное
значение составило 181,366 млрд. евро. Коэффициент
детерминации равен 92%, ошибка аппроксимации 0,441%.
Рассмотрим темпы прироста зачисляемых
сумм налога в бюджет:
Таблица 2.2. Темпы прироста
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наибольший темп прироста был выявлен в РФ за 2008 год (31,56%). Наибольшее снижение темпа прироста в США за 2009 год (3,2%). В целом по России и США наблюдается снижение прироста налогов с 2008 по 2009 гг. В Германии и Италии тенденция к росту, в Германии рост составил 1,07.
2.3.Основные направления налоговой политики Российской Федерации на период 2011-2012 года
Основные направления
налоговой политики Российской Федерации
на 2010 год и на плановый период 2011
и 2012 годов (Основные направления налоговой
политики) разработаны Минфином России
в рамках цикла подготовки проекта
федерального бюджета на очередной
период и являются одним из документов,
которые необходимо учитывать в
процессе бюджетного проектирования,
как при планировании федерального
бюджета, так и при подготовке
проектов бюджетов субъектов Российской
Федерации.
Помимо решения задач в области бюджетного
планирования Основные направления налоговой
политики позволяют участникам налоговых
отношений определить ориентиры в налоговой
сфере на трехлетний период, что должно
способствовать стабилизации и определенности
условий ведения экономической деятельности
на территории Российской Федерации. Несмотря
на то, что Основные направления налоговой
политики не являются нормативным правовым
актом, этот документ представляет собой
основание для внесения изменений в законодательство
о налогах и сборах, которые разрабатываются
в соответствии с предусмотренными в нем
положениями. Такой порядок приводит к
увеличению прозрачности и прогнозируемости
налоговой политики государства.
Особое значение настоящий документ приобретает
в условиях мирового финансового кризиса
и разработки приоритетов социально-экономического
развития Российской Федерации в среднесрочной
перспективе, комплекса мер, направленных
на повышение устойчивости российской
экономики.
В трехлетней перспективе 2010 – 2012 годов
приоритеты Правительства Российской
Федерации в области налоговой политики
остаются такими же, как и ранее – создание
эффективной налоговой системы, сохранение
сложившегося к настоящему моменту налогового
бремени. Таким образом, Основные направления
налоговой политики составлены с учетом
преемственности ранее поставленных базовых
целей и задач.
Однако при этом следует принимать во
внимание, что налоговая политика, с одной
стороны, будет направлена на противодействие
негативным эффектам экономического кризиса,
а с другой стороны, - на создание условий
для восстановления положительных темпов
экономического роста. В этой связи важнейшим
фактором проводимой налоговой политики
будет являться необходимость поддержания
сбалансированности бюджетной системы.
Сокращение объемов промышленного производства,
негативная тенденция изменения иных
макроэкономических показателей может
привести к росту задолженности по налогам
и сборам перед бюджетной системой Российской
Федерации и увеличению масштабов уклонения
от уплаты налогов. В целях минимизации
указанных рисков потребуется повышение
качества налогового администрирования,
а также развитие института изменения
срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный
налоговый кредит, рассрочки и отсрочки).
Необходимо постоянно анализировать ситуацию
в мировой, российской экономике и исходя
из имеющихся возможностей изыскивать
варианты поддержки участников экономической
деятельности, стимулировать темпы роста
экономики, в том числе и с помощью механизмов
налоговой политики.
В рамках антикризисных мер налогового
стимулирования в 2008 году в оперативном
порядке были внесены целый ряд уточнений
и изменений в законодательство о налогах
и сборах. В частности, увеличены размеры
налоговых вычетов по налогу на доходы
физических лиц, снижена ставка налога
на прибыль организаций, увеличена «амортизационная
премия» по налогу на прибыль организаций,
введены налоговые льготы по налогу на
добычу полезных ископаемых при добыче
нефти, включая снижение его ставки.
В ходе обсуждения мер налоговой политики
в период экономического кризиса одним
из самых актуальных является вопрос о
том, насколько меры в области налогового
стимулирования экономики способны создать
предпосылки для преодоления кризисных
явлений. Необходимо ли создавать стимулы
для экономического роста с помощью мер
налогового стимулирования (т.е. снижения
налогов для всей экономики или отдельных
ее секторов) либо приоритетными являются
меры бюджетной поддержки, а налоговая
нагрузка, являющаяся источником ресурсов
для бюджетных расходов, должна оставаться
неизменной? Различные страны по-разному
отвечают на этот вопрос, однако представляется,
что подобный выбор в Российской Федерации
уже сделан – основной «антикризисный
налоговый пакет» был принят в конце 2008
года. В ближайшие годы антикризисные
меры будут реализовываться путем осуществления
бюджетной политики.[40]
Также можно подвести итоги совершенствования
налога на доходы физических лиц. В целях
создания благоприятных налоговых условий
для формирования добровольных пенсионных
накоплений с привлечением государственного
софинансирования было предусмотрено
исключение из базы по налогу на доходы
физических лиц взносов на софинансирование
формирования пенсионных накоплений,
направляемых для обеспечения реализации
государственной поддержки формирования
пенсионных накоплений, установлено освобождение
от обложения налогом на доходы физических
лиц и единым социальным налогом взносов
работодателя, уплачиваемых в соответствии
с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г.
№ 56-ФЗ "О дополнительных страховых
взносах на накопительную часть трудовой
пенсии и государственной поддержке формирования
пенсионных накоплений" и с 2009 года
увеличен размер социального налогового
вычета по налогу на доходы физических
лиц со 100 000 рублей до 120 000 рублей.
Начиная с 2009 года увеличены размеры стандартных
налоговых вычетов по налогу на доходы
физических лиц. Сумма дохода, при котором
налогоплательщик имеет право на стандартный
налоговый вычет в размере 400 рублей, увеличена
с 20 000 рублей до 40 000 рублей. Для налогоплательщиков,
на обеспечении которых находится ребенок
(дети), стандартный налоговый вычет с
600 рублей за каждый месяц налогового периода
увеличен до 1000 рублей, а сумма дохода,
при которой налогоплательщик вправе
воспользоваться налоговым вычетом на
ребенка, с 40 000 рублей, начисленных нарастающим
итогом с начала налогового периода, увеличена
до 280 000 рублей.
Был также изменен порядок определения
налоговой базы при получении доходов
в виде материальной выгоды и в виде процентов,
получаемых по вкладам в банках, а также
установлено освобождение от налогообложения
налогом на доходы физических лиц и единым
социальным налогом сумм оплаты профессионального
образования и профессиональной подготовки
физических лиц и сумм, выплачиваемых
организациями (индивидуальными предпринимателями)
своим работникам на возмещение затрат
по уплате процентов по займам (кредитам)
на приобретение и (или) строительство
жилого помещения, включаемые в состав
расходов, учитываемых при определении
налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В кризисных условиях в целях активизации
рынка жилья, облегчения бремени для лиц,
имеющих задолженность по ипотечным кредитам,
был увеличен размер имущественного налогового
вычета на новое строительство либо приобретение
на территории Российской Федерации жилого
дома, квартиры, комнаты или доли (долей)
в них с 1 000 000 рублей до 2 000 000 рублей. Причем
это решение было распространено на правоотношения,
возникшие с 1 января 2008 года. Таким образом,
физические лица, которые приобрели право
собственности на жилые помещения 2008 году,
смогут воспользоваться увеличенным налоговым
вычетом.[41]
Также был уточнен круг лиц, получающих
доходы в денежной и натуральной формах
в порядке дарения, которые должны исчислять
и уплачивать налог на доходы физических
лиц самостоятельно, были освобождены
от налогообложения налогом на доходы
физических лиц суммы доходов в виде жилого
помещения, предоставленного в собственность
бесплатно на основании решения федерального
органа исполнительной власти в случаях,
предусмотренных Федеральным законом
от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Заключение
В результате проведенной
работы можно выделить основные моменты
налогообложения доходов
Российские организации, коллегии адвокатов и их учреждения, индивидуальные предприниматели и постоянные представители иностранных организаций в РФ, в результате отношении с которыми налогоплательщик получил доходы, признаются налоговыми агентами. Налоговые агенты обязаны вести учет доходов, которые они выплачивают работникам в специальной налоговой карточке по форме №1-НДФЛ и составлять справку о доходах физического лица по форме № 2-НДФЛ в конце каждого отчетного периода.
Изучено налогообложение
доходов физических лиц в России,
Соединенных Штатах Америки, Германии
и Италии. Произведен сравнительный
анализ по объему подоходного налога,
уплаченного в период 2007 – 2009 гг.
Произведено сравнение ставки налога
в России и за рубежом. При этом было выявлено,
что процентные ставки варьируются в интервале
от 9% до 53% в рассматриваемых странах. При
этом минимальное значение ставки налога
в России (9%), а максимальное в Германии
(53%). В рассмотренных странах прогрессивные
ставки налогообложения, кроме России(13%).
В трехлетней перспективе 2010 – 2012 годов
приоритеты Правительства Российской
Федерации в области налоговой политики
остаются такими же, как и ранее – создание
эффективной налоговой системы, сохранение
сложившегося к настоящему моменту налогового
бремени. Таким образом, Основные направления
налоговой политики составлены с учетом
преемственности ранее поставленных базовых
целей и задач.
Начиная с 2009 года увеличены размеры стандартных
налоговых вычетов по налогу на доходы
физических лиц. Сумма дохода, при котором
налогоплательщик имеет право на стандартный
налоговый вычет в размере 400 рублей, увеличена
с 20 000 рублей до 40 000 рублей. Для налогоплательщиков,
на обеспечении которых находится ребенок
(дети), стандартный налоговый вычет с
600 рублей за каждый месяц налогового периода
увеличен до 1000 рублей, а сумма дохода,
при которой налогоплательщик вправе
воспользоваться налоговым вычетом на
ребенка, с 40 000 рублей, начисленных нарастающим
итогом с начала налогового периода, увеличена
до 280 000 рублей.
В целях создания благоприятных налоговых
условий для формирования добровольных
пенсионных накоплений с привлечением
государственного софинансирования было
предусмотрено исключение из базы по налогу
на доходы физических лиц взносов на софинансирование
формирования пенсионных накоплений,
направляемых для обеспечения реализации
государственной поддержки формирования
пенсионных накоплений, установлено освобождение
от обложения налогом на доходы физических
лиц и единым социальным налогом взносов
работодателя, уплачиваемых в соответствии
с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г.
№ 56-ФЗ "О дополнительных страховых
взносах на накопительную часть трудовой
пенсии и государственной поддержке формирования
пенсионных накоплений" и с 2009 года
увеличен размер социального налогового
вычета по налогу на доходы физических
лиц со 100 000 рублей до 120 000 рублей.
Также в третьей главе при помощи экстраполяционных
методов прогнозирования получены прогнозные
значение поступления налога на доходы
физических лиц в 2010 году.
Наибольший темп прироста налога на доходы
физических лиц был выявлен в России в
2008 году.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изменениями от 29 декабря 2004 г.) и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изменениями от 29 декабря 2004 г.)
2. Федеральный закон РФ N 71-ФЗ "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" от 30.06.05
3. Федеральный закон РФ № 204-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004.
4. Федеральный закон РФ № 112-ФЗ «О внесении изменений в статью 23 “Налог на доходы физических лиц” Налогового кодекса Российской Федерации от 20.08.2004.
5. Письмо N ММ-6-04/199 «О формах отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2004 год» от 31 декабря 2004.
6. Налоги: Учеб. пособие. Под. ред. Д.Г. Черника. – 4-е издание, перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003.
7. Воробьева Е.В. Заработная плата в 2005 году: Практические рекомендации для бухгалтера. - М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2005.
8. Черник Д. Г. «Налоги».- М.: "Финансы и статистика", 2003.
9. Петров А. Зарплатные налоги: все, что должен знать бухгалтер для правильной работы // Расчет. №10. 2005.
10. Михайловский А. «Идеальная фирма» – гейм № 2 // Московский бухгалтер. № 4. 2004.
11. Подоходный налог «прогрессивным» не станет // Федеральное Агентство Финансовой Информации. № 11. 2005.
12. Электронная справочная система «Гарант» НПП «Гарант-Сервис» 2005г.