Налогоплательщики и объект налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 14:31, реферат

Краткое описание

Налог на доходы физических лиц является одним из самых собираемых налогов как в России, так и во многих промышленно-развитых странах. Он формирует значительную часть федерального, регионального и местного бюджетов. До 01.01.2001 г. на территории России взимался подоходный налог в соответствии с одноименным законом РФ. На протяжении многих лет принцип налогообложения доходов граждан менялся. В настоящее время установлена фиксированная ставка, что противоречит принципу справедливости. Также нарушается принцип однократного взимания налога, поскольку сам налогоплательщик отдает часть своего дохода, а также работодатель уплачивает единый социальный налог с доходов своего работника. Однако освобождены от налогообложения многие выплаты социального характера, такие как пенсии, пособия и другое, установлены налоговые вычеты, учитывающие имущественное и социальное положение налогоплательщика.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Общая характеристика налога………………………………………………..3
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)………………………………….5
2.1 Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц…5
Налогоплательщики и объект налогообложения……………………………9
3.1 Налоговые вычеты………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………...17
Список используемых источников……

Вложенные файлы: 1 файл

налоги.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

       Введение…………………………………………………………………………2

  1. Общая характеристика налога………………………………………………..3
  2. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)………………………………….5

           2.1 Экономическое содержание и  структура налогов с физических  лиц…5

  1. Налогоплательщики и объект налогообложения……………………………9

           3.1 Налоговые вычеты………………………………………………………11

     Заключение……………………………………………………………………...17

     Список  используемых источников…………………………………………….19

Введение

 

     Налог  на доходы физических лиц является  одним из самых собираемых налогов как в России, так и во многих промышленно-развитых странах. Он формирует значительную часть федерального, регионального и местного бюджетов. До 01.01.2001 г. на территории России взимался подоходный налог в соответствии с одноименным законом РФ. На протяжении многих лет принцип налогообложения доходов граждан менялся. В настоящее время установлена фиксированная ставка, что противоречит принципу справедливости. Также нарушается принцип однократного взимания налога, поскольку сам налогоплательщик отдает часть своего дохода, а также работодатель уплачивает единый социальный налог с доходов своего работника. Однако освобождены от налогообложения многие выплаты социального характера, такие как пенсии, пособия и другое, установлены налоговые вычеты, учитывающие имущественное и социальное положение налогоплательщика. Целью на писания работы, определение значения налога на доходы физических лиц в общей налоговой системе. Задачами в данном случае являются:

Определение законодательной  базы по налогу на доходы физических лиц. Рассмотрение элементов налога, таких как объект обложения, налоговая база, налогоплательщики, ставка, льготы и т. д. Научно установлено, что налогоплательщик готов отдавать до 30% своих доходов. Если налоговое бремя превышает 30%-ный барьер, то доходы начинают скрываться. Задачей государства в таком случае является установление оптимального размера налога таким образом, чтобы повысить его собираемость и вывести доходы «из тени»

 

 

 

 

   1. Общая характеристика налога.

 

 

       Налог на доходы физических лиц является прямым федеральным налогом. Он установлен главой 23 НК РФ. Налогоплательщиками являются физические лица РФ, а также не резиденты, получающие доход от источников в РФ. Объектами налогообложения являются доходы, полученные в РФ, а также доходы, полученные за пределами России гражданами РФ. Доход может быть выражен в денежной, натуральной формах, а также в форме материальной выгоды. По различным видам доходов могут быть установлены различные ставки. Налог перечисляется в налоговые органы налогоплательщиками самостоятельно или налоговыми агентами. Налоговыми агентами являются работодатели, выплачивающие доход своим работникам. Они обязаны вести учет доходов налогоплательщиков в карточках 1 НДФЛ, а также удерживать и перечислять в налоговый орган налог с любых доходов налогоплательщиков. При невозможности удержать исчисленную сумму налога, налоговый агент обязан в течении одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств, письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумму задолженности налогоплательщика. Налог перечисляется налоговыми агентами не позднее дня, следующего за выплатой дохода работнику. По истечении года работодатели до 1 апреля следующего отчетного периода подают отчет в налоговый орган по месту регистрации по форме 2-НДФЛ на каждого работника.

Для целей обложения  налогом доходами являются:

I. От  источников в РФ:

1. Дивиденды  и проценты, полученные от российских  организаций и индивидуальных  предпринимателей или представительств иностранных организаций в РФ.

2. Страховые  выплаты от российских организаций  или представительств иностранных  организаций в РФ.

3. Доходы от  использования авторских или  иных смежных прав,

4. Доходы, полученные  от сдачи в аренду имущества,

5. Доходы от  реализации недвижимого имущества,  акций, иных ценных бумаг, долей  в уставном капитале, прав требований  к организации и иного имущества,

6. Вознаграждение  за выполнение трудовых или  иных обязанностей, выполненную  работу, оказанную услугу, совершение действий в РФ,

7. Пенсии, пособия,  стипендии и иные аналогичные  выплаты,

8. Доходы, полученные  от использования транспортных  средств,

9. Доходы, полученные  от использование водопроводов, линий электропередач, линий оптико-волоконной связи или иных средств связи, включая компьютерные сети на территории РФ,

10. Выплаты правопреемникам  умерших застрахованных лиц в  соответствии законодательством  РФ ФРФоб обязательном пенсионном  страховании,

11. Иные доходы, полученные налогоплательщиком, в результате осуществления им деятельности в РФ.

II. Доходы, полученные за пределами РФ:

1. Дивиденды  и проценты, полученные от иностранных  организаций,

2. Страховые  выплаты, полученные от иностранных  организаций,

3. Доходы от  использование авторских и смежных прав за пределами РФ,

4. Доходы от  сдачи в аренду или иного  использования имущества, находящегося  за пределами РФ,

5. Доходы от  реализации недвижимого имущества,  акций, иных ценных бумаг, долей  участия в уставной капитале  за пределами РФ, прав требования к иностранной организации, иного имущества, находящегося за пределами РФ,

6. Вознаграждения  за выполнение трудовых или  иных обязанностей, выполненную  работу, оказанную услугу, совершение  действий резидентами за пределами  РФ,

7. Пенсии, пособия,  стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством иностранного государства.

8. Доходы, полученные  от использования транспортных  средств за пределами РФ,

9. Иные доходы, полученные налогоплательщиком  в результате осуществление деятельности за пределами РФ.

  Налоговым  периодом по налогу на доходы  физических лиц является календарный  год, по истечении которого  сдается декларация в налоговый  орган. Налог исчисляется как  соответствующая налоговой ставке  налоговая база. Налоговая база уменьшается на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты.

 

 

2. Налог  на доходы физических лиц (НДФЛ)

2.1 Экономическое  содержание и структура налогов  с физических лиц.

 

    В  РФ установлены федеральные, региональные  и местные налоги и сборы. Налог на доходы физических лиц относятся к федеральным налогам и сборам. Как и любой другой налог, подоходный налог (налог на доходы физических лиц - НДФЛ) является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно стремится осуществлять различные задачи. Так, с помощью этого налога обеспечиваются денежные поступления в бюджеты регионального и местного уровней; регулируется уровень доходов населения и соответственно структура личного потребления и сбережения граждан; стимулируется наиболее рациональное использование получаемых доходов; уменьшается неравенство доходов; реализуется действие механизма «автоматических стабилизаторов». Одной из целей налогообложения является снижение неравенства в доходах, воспринимаемого как несправедливое. Для осуществления этой цели применяются прогрессивный подоходный налог, налоги на имущество, акцизы на товары роскоши, различные ставки налога на добавленную стоимость для товаров массового и ограниченного спроса, льготы для малодоходных категорий налогоплательщиков. Однако перечисленные меры не направлены для того, чтобы сформировать у всех одинаковый уровень дохода. Поэтому при налогообложении доходов вопрос об их справедливом неравенстве может ставиться как определение такого их различия, которое может быть названным «нормальным».

    Подоходное  налогообложение обладает большими  возможностями воздействия на  уровень реальных доходов населения,  позволяет с помощью системы  льгот, выбора объекта и ставок  налогообложения стимулировать  стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан. Кроме того, тяжесть бремени индивидуального подоходного налога во многом определяет уровень обложения и другими налогами. Цели взимания и основные черты подоходного налога в России во многом схожи с принятыми во многих промышленно развитых странах аналогичными налогами. Его место в налоговой системе определяется следующими факторами:

- подоходный  налог - это личный налог, т.  е. объектом обложения является  не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком;

- подоходный  налог в большей степени реализует  основные принципы налогообложения  - всеобщность, равномерность и  эффективность;

- налоговые  платежи регулярно поступают  в доходы бюджета;

-  основной  способ взимания подоходного налога - у источника выплаты дохода является достаточно простым и эффективным механизмом формирования бюджета государства.

     Кроме  того, сравнивая налоговое законодательство  стран с развитой рыночной  экономикой в сфере подоходного  налогообложения физических лиц, можно выделить следующие общие черты:

- подоходный  налог с физических лиц - один  из важнейших источников государственных  доходов;

- во всех  странах подоходный налог взимается  по прогрессивной шкале, диапазон  ставок которой достаточно широк;

- во многих  странах в результате проведенных  реформ произошло резкое сокращение  максимальных ставок налога и  их количества.

    Самые  выгодные в отношении подоходного  налога страны - ОАЭ, Россия и  китайская автономная территория  Гонконг. Об этом свидетельствуют результаты обнародованного исследования, проведенного консалтинговым агентством Mercer. В списке из 32 государств лидируют ОАЭ - здесь вообще не взимается подоходный налог, а с граждан удерживается только 5% на социальные взносы. Следовательно, чистый доход жителей ОАЭ составляет 95% от их заработной платы. Служащие в России и в Гонконге платят 13% и 14,2% налогов соответственно. Азиатские страны, включая Тайвань, Сингапур, Южную Корею и Китай, занимают верхние строчки списка. Здесь низкие ставки налоговых поборов. Великобритания - на 14-м месте, также как Австралия и Соединенные Штаты. Ставка подоходного налога здесь 29,4%. Причем для граждан, имеющих детей, фискальные органы делают скидку (26,2%).

   Эксперты  отмечают, что практически во всем мире граждане, имеющие детей, платят меньше налогов, чем бездетные. Единственные страны, где от детей нет никакой выгоды в плане налогов - это Бразилия, Индия и Турция. Наименее привлекательными для кармана сотрудников оказались такие европейские страны как Франция, Италия и Германия. Их разместили на 22, 28 и 29 местах соответственно. Замыкают список Дания, Венгрия и Бельгия. Налоговики этих стран существенно облегчают кошельки граждан. Причем бельгийцам повезло меньше всего - им приходится отдавать государству больше половины своих доходов. Налогообложение доходов граждан РФ на протяжении последнего десятилетия претерпел ряд изменений. В основе исчисления этого налога был принятый в декабре 1991 г. закон «О подоходном налоге с физических лиц» №1998-1. Хотя за последние годы ставки подоходного налога неоднократно менялись, однако сохранялась их прогрессивная основа. Впервые в отношении основных доходов (оплаты труда) стала применяться единая ставка 13%, благодаря чему может усилиться мотивация вывода гражданами России своих доходов из «тени». Дополнительным эффектом применения подоходного налога является реализация механизма «автоматических стабилизаторов» - такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВНП на изменения совокупного спроса». Считается, что их роль в рыночной экономике очень важна. Во-первых, они смягчают циклические колебания экономического роста, совокупного спроса, нормы безработицы и объема инвестиций. Во-вторых, эти механизмы имеют важное преимущество по сравнению с применяемой от случая к случаю фискальной политикой, так как не надо принимать специального решения об их использовании.

       Второй по значению налог с  населения - налог на имущество  физических лиц - играет весьма  важную роль в налоговой системе  РФ, так как охватывает более 20 млн. налогоплательщиков, являющихся собственниками различного вида имущества. Налог на имущество выполняет не только фискальную роль, пополняя доходную базу бюджетов органов местного самоуправления, но и воздействует на формирование структуры личной собственности граждан. Повышение или снижение ставок налога на имущество, предоставление различного рода льгот позволяет уменьшить имущественную дифференциацию населения. Налог на имущество в определенной степени является дополнением к НДФЛ, что вполне оправданно, так как граждане, направляя свои доходы на приобретение имущества, в ряде случаев уклоняются от налогообложения доходов, но в то же время у них возникает обязанность уплачивать налог на приобретенное имущество. Основанием для взимания налога на имущество, переходящего в порядке следования или дарения (в редакции НК РФ - налога на наследование и дарение) является признание полученного наследства или дара в качестве дополнительно дохода физического лица. Чем дальше степень родства между наследодателем и наследником, тем меньше наследство является приобретением через собственный труд, тем выше, соответственно, должен быть размер взимаемого налога.

    В  настоящее время в РФ к числу  взимаемых с физических лиц  имущественных налогов относятся: налог на имущество; налог на наследование или дарение; транспортный налог. По каждому из перечисленных налогов на федеральном уровне принят закон, в соответствии с которым и регулируется налогообложение населения.

 

 

3. Налогоплательщики  и объект налогообложения

 

 

   Налог  считается установленным в том  случае, когда определены налогоплательщики  и элементы налогообложения: объект  налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок  и сроки уплаты налога.

   Плательщиками  налога на доходы физических  лиц (НДФЛ) признаются физические  лица - налоговые резиденты РФ, а  также не являющиеся налоговыми  резидентами Российской Федерации,  но получающие доходы от источников  в РФ.

       Объектом обложения НДФЛ признаются доходы, определенные ст. 208 НК РФ. Основными видами налогооблагаемых доходов являются доходы, полученные: резидентами - как на территории РФ, так и за ее пределами; нерезидентами только на территории РФ.

К ним  относятся:

- дивиденды  и проценты, выплачиваемые российской организацией или иностранной организацией;

Информация о работе Налогоплательщики и объект налогообложения