Налог на имущество организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 10:41, реферат

Краткое описание

В современных условиях для управления предприятием необходимо определенное количество знаний во многих областях экономики. Наряду с менеджментом, маркетингом, бухгалтерским учетом и некоторыми другими направлениями основы налогообложения занимают одно из важнейших мест и являются неотъемлемой частью деятельности любого предприятия.
Налог на имущество организаций является основным налогом субъектов РФ, поэтому его, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, другими видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных уровней, необходимо рассматривать отдельно.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. . . .3
2 СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ. . . . . . . . . . . . . 4
3НАОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РФ. . . . . . . . . . . . . .
3.1 Налогоплательщики и объект налогообложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
3.2 Налоговая база. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
3.3 Налоговый период и налоговая ставка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
3.4 Налоговые льготы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
3.5 Порядок исчисления суммы налога, сумм авансовых платежей по налогу
и порядок уплаты налога. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.6 Налоговая декларация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  СУЩНОСТЬ НАЛОГА  НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

 

 

Необходимость налога на имущество обусловлена наличием в современной России предприятий  разных форм собственности. Именно конкуренция  между ними вызывает необходимость взимания налога не только с получателей доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту доходов предприятия. Тот или иной критерий классификации налогов относит налог на имущество организаций к определенной группе: по субъекту обложения - к налогам с юридических лиц; по объекту налогообложения - к имущественным налогам; по уровню подчиненности - к региональным. Все это свидетельствует о налоге на имущество организаций как о неотъемлемой части налоговой системы страны.

До реформы 1992 г. обложение  имущества предприятий в России также имело место и осуществлялось в виде платы в бюджет за производственные фонды и сверхнормативные запасы собственных оборотных средств. Такая плата была введена в  СССР экономической реформой 1965 г. В тот период введение этого налога имело целью стимулировать предприятия освобождаться от излишков сырья и оборудования и не накапливать его на складах. Переход на рыночные условия хозяйствования в начале 90-х гг. принципиально изменил экономическое назначение платы за производственные фонды. Начиная с 1992 г. плата за производственные фонды приобрела все признаки налога. Теперь, во-первых, налог на имущество предприятий реализует налоговые отношения между предприятием и государством. Во-вторых, формирование налоговой базы учитывает особенности существующих экономических отношений (нематериальные активы, износ, переоценка, льготы и т.п.).

При взимании налога на имущество  реализуются обе функции налога: и фискальная и регулирующая. Фискальная - благодаря тому, что посредством налога на имущество обеспечиваются небольшие, но стабильные поступления в доходы бюджетов. Регулирующая функция реализуется через заинтересованность предприятий в уплате меньших сумм налога путем освобождения от лишнего, неиспользуемого, не приносящего дохода имущества.

В большинстве развитых стран налогу на имущество отводится  более активная роль в налоговой системе. Это связано, прежде всего, с высокой степенью стабильности налоговой базы. Налоговая база налога на имущество, как правило, менее подвержена рыночным колебаниям, она мало зависит от результатов хозяйственной деятельности предприятий; ее легко спрогнозировать государству и учесть при разработке проекта бюджета на очередной финансовый год. Поэтому преимущества налога на имущество для государства очевидны: регулярность поступления в бюджет, простота в контроле и исчислении. Однако и этот налог не лишен возможности ухода от уплаты. Осуществляется это не прямым сокрытием объектов налогообложения, а уловками в юридическом оформлении либо самого имущества, либо статуса налогоплательщика, когда владельцем становится физическое лицо.

Факт занижения налогооблагаемой базы с помощью перехода собственности, а также недостаточное выполнение налогом на имущество предприятий стимулирующей функции повлекли за собой рассмотрение вопроса о едином режиме налогообложения недвижимости юридических и физических лиц. Поэтому в большинстве развитых стран сегодня существует единый налог на недвижимость, который включает еще и земельный налог. В нашей стране земельный налог относится к ресурсным налогам и не считается пока имущественным фактором создания стоимости продукции, что не совсем верно. Поэтому в будущем предполагается, что налог на имущество предприятий, физических лиц и земельный налог должны быть объединены в единый налог на недвижимость.

С 1 января 2004 года вступила в действие главой 30 Налогового кодекса  РФ «Налог на имущество организаций», где определен порядок расчета, налогоплательщики, налоговая базы и другие аспекты уплаты налога.

Очевидно, что в системе  имущественного налогообложения налог  на имущество организаций занимает центральное место. Его доля в общей сумме поступлений от имущественных налогов составляет более 95%, хотя удельный вес в доходах консолидированного бюджета РФ невысок – около 5% и не имеет существенного значения, в отличие, например, от налога на имущество корпораций за рубежом.

 

3 НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО  ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РФ

 

3.1 Налогоплательщики  и объект налогообложения

 

Плательщиками налога на имущество в соответствии с п. 1 ст. 373 Кодекса признаются:

  1. российские организации;
  2. иностранные организации, если они осуществляют деятельность в России через постоянные представительства и (или) владеют на праве собственности недвижимым имуществом, находящимся на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

К российским организациям относятся все юридические лица, образованные в соответствии с законодательством  РФ. Следовательно, плательщиками налога на имущество организаций являются и коммерческие, и некоммерческие российские организации.

К иностранным организациям относятся иностранные юридические  лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также филиалы и представительства таких юридических лиц и организаций.

В то же время не признаются налогоплательщиками организаторы Олимпийских и Параолимпийских игр в отношении имущества, используемого ими в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи и развитием его как горноклиматического курорта.

Для российской организации объектом налогообложения является любое движимое и недвижимое имущество, которое учтено на ее балансе в качестве объектов основных средств. При этом в объект налогообложения включается и то имущество, которое вы передали другим лицам во временное владение, пользование, распоряжение, в доверительное управление или внесли в совместную деятельность.

Объектами налогообложения  для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

Объект налогообложения  для иностранных организаций  различается в зависимости от следующих критериев:

1) ведет организация  или нет деятельность в РФ  через постоянное представительство;

2)имеет ли организация  недвижимое имущество в РФ, если  постоянного представительства у нее нет.

Если иностранная организация  ведет деятельность в России через  постоянное представительство, то объектом налогообложения для нее будет  любое движимое и недвижимое имущество, которое относится к основным средствам по правилам бухгалтерского учета.

Для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства  в России, объект налогообложения  возникает, только если они имеют  имущество, которое отвечает определенным условиям, а именно:

1) имущество является  недвижимым;

2) имущество находится  на территории РФ;

3) имущество принадлежит  иностранной организации на праве  собственности.

К объекту налогообложения не относится следующее имущество:

1) земельные участки;

2) иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).

Отметим, что Кодекс не содержит понятий «объекты природопользования», «природные ресурсы», «водный объект». В этом случае можно обратиться к  отраслевому законодательству, которое регулирует соответствующие правоотношения.

Объектом налогообложения  не признается также имущество федеральных  органов исполнительной власти, если одновременно соблюдаются следующие условия:

  1. имущество принадлежит указанным органам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
  2. в федеральном органе исполнительной власти законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  3. имущество используется для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

 

3.2 Налоговая база

 

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость  имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налоговая база для каждой категории плательщиков налога на имущество  определяется по-разному:

  1. для российских организаций;
  2. иностранных организаций, которые ведут деятельность через постоянное представительство в РФ;
  3. иностранных организаций, у которых нет постоянного представительства в РФ, но имеется в собственности недвижимое имущество на территории РФ.

Российские организации  определяют налоговую базу самостоятельно по результатам налогового или отчетных периодов.

По итогам налогового периода налоговая база исчисляется  исходя из среднегодовой стоимости имущества, которое относится к объектам .

Налоговая база по итогам отчетных периодов - I квартала, полугодия, 9 месяцев исчисляется по истечении каждого из них. Налоговая база за отчетный период определяется как средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налоговая база (база для исчисления авансовых платежей) рассчитывается по всему имуществу организации в целом.

Однако есть исключения. Так, налоговая база рассчитывается отдельно в отношении:

  1. имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
  2. недвижимого имущества, расположенного вне места нахождения организации (обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс);
  3. имущества, которое облагается налогом по разным ставкам;
  4. недвижимости, фактически находящейся на территориях разных субъектов РФ.

Для исчисления налоговой  базы (среднегодовой и средней  стоимости имущества) необходимы данные бухгалтерского учета об остаточной стоимости основных средств, которые являются объектами налогообложения.

Средняя стоимость имущества  за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Среднегодовая стоимость  имущества за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин  остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Иностранные организации  определяют налоговую базу самостоятельно. При этом налоговая база рассчитывается отдельно в отношении:

  1. имущества постоянного представительства иностранной организации, которое облагается по месту постановки представительства на учет в налоговых органах;
  2. недвижимого имущества, находящегося вне постоянного представительства иностранной организации;
  3. имущества, которое облагается по разным ставкам;
  4. недвижимого имущества, которое находится на территориях разных субъектов РФ либо частично в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ.

Налоговая база уменьшается  на сумму законченных капитальных  вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях РФ, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.

Налоговая база в рамках договора простого товарищества определяется исходя из остаточной стоимости признаваемого объектом налогообложения имущества, внесенного налогоплательщиком по договору простого товарищества, а также исходя из остаточной стоимости иного признаваемого объектом налогообложения имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, составляющего общее имущество товарищей, учитываемого на отдельном балансе простого товарищества участником договора простого товарищества, ведущим общие дела.

Лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, обязано для  целей налогообложения сообщать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каждому налогоплательщику - участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) сведения об остаточной стоимости имущества, составляющего общее имущество товарищей, на 1-е число каждого месяца соответствующего отчетного периода и о доле каждого участника в общем имуществе товарищей. При этом лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, сообщает сведения, необходимые для определения налоговой базы.

Информация о работе Налог на имущество организации