Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:10, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении неналоговых доходов страны, а также их анализа.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
изучение значения, особенностей и состава неналоговых доходов;
анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ;
пути совершенствования неналоговых доходов.
Предметом исследования являются неналоговые доходы.
Объектом исследования является федеральный бюджет РФ.
Введение………………………………………………………………….…….. 3
1. Значение неналоговых доходов в российской экономике………………..….. 5
1.1 Понятие доходов бюджетов…………………………………………..….. 5
1.2 Особенности неналоговых доходов бюджета РФ…………………..…... 7
1.3 Состав неналоговых доходов бюджета………………………………..…10
1.4 Зарубежный опыт формирования доходной части (в части неналоговых доходов)………………….………………………………………………...….. 15
2. Анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ………….…..…... 19
2.1 Динамика неналоговых доходов Федерального бюджета……….…..… 19
2.2 Структура неналоговых доходов Федерального бюджета………….…. 23
3. Пути совершенствования неналоговых доходов……………………..…….... 25
Заключение………………………………………………………………….….… 29
Список использованной литературы………………………………………..…... 31
1.3 Состав неналоговых доходов бюджета
Неналоговые
доходы государства можно
В Бюджетном кодексе Российской Федерации в статье 41 перечисляются неналоговые доходы.
К неналоговым доходам относятся:
Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает:
1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в том числе:
- средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
- средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
- средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных и муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным и муниципальным гарантиям;
- плата за
пользование бюджетными
- доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;
- часть прибыли
государственных и
- другие доходы
от использования имущества,
2. Доходы от
продажи или иного возмездного
отчуждения имущества,
- средства
от продажи уставного капитала
организаций, находящихся в
- средства от продажи акций, находящихся в собственности государства;
- доходы от реализации государственных запасов и резервов;
- доходы от
продажи государственных
- иные доходы.
3. Доходы от
платных услуг, оказываемых
4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.
5. Иные неналоговые доходы. [2, С. 15-19]
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, зачисляются в доходы федерального, бюджетов субъектов РФ или, соответственно, местного бюджета в полном объеме. Порядок учета доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть определен в нормативных правовых актах подзаконного характера.
Порядок перечисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами различных уровней, а также размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством РФ о приватизации.
В государственной
собственности находится
Штрафные санкции являются одним из источников пополнения доходной части бюджетов РФ.
При этом действующая классификация доходов бюджетов РФ распределяет штрафные санкции по двум источникам доходных поступлений. Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах относятся к налоговым доходам. Иные штрафные санкции являются источником неналоговых доходов. К последним относятся, например:
1) оступление
сумм за выпуск и реализацию
продукции, изготовленной с
2) санкции
за нарушение порядка
3) административные
штрафы и иные санкции,
[9, с.15]
Согласно п.1 ст. 46 Бюджетного кодекса штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено БК РФ и другими законодательными актами РФ. Средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ и решениями судов.
А в п. 2 этой же статьи отмечается, что, кроме штрафов, в доходы бюджетов могут зачисляться суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, взимаемые в принудительном порядке в доход государства. [5]
К числу последних могут быть отнесены, например:
1) суммы, взыскиваемые
с лиц, виновных в совершении
преступлений и недостаче
2) поступление
сумм в возмещение
Суммы конфискаций, компенсаций и тому подобное зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ и судебными решениями.
Неналоговые доходы бюджетов в настоящее время существенно уступают по объемам налоговым поступлениям, oднако именно по степени эффективности управления сбором неналоговых доходов можно с уверенностью делать выводы о компетентности или о некомпетентности конкретных государственных управленцев. [8, с.19]
1.4 Зарубежный
опыт формирования доходной
В формировании и развитии
экономической структуры любого
современного общества ведущую, определяющую
роль играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной
властью экономической
Во всех странах большую часть доходов всех бюджетов составляют налоги. [10, c. 5]
В Центральных и Европейских странах доля налогов 80 - 90%, в США - 95%. В территориальных и местных бюджетов налоги составляют более 50%.
Финансовая система Великобритании включает в себя четыре традиционных звена:
государственный бюджет, местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий.
Основная часть расходов
финансируется из консолидированного
фонда (98%), который формируется
К неналоговым поступлениям относят доходы от продажи государственной собственности, административные взыскания и др.
Доходная часть национального фонда займов формируется за счет процентов, поступающих от корпораций и местных органов власти как оплата за кредит, части прибыли Банка Англии, средств некоторых специальных фондов.
Бюджетное устройство США является федеративным и состоит из трёх уровней:
1. Федеральный бюджет;
2. Бюджеты 50 штатов – членов федерации;
3. Бюджетов 12,7 тыс. административных,
хозяйственно-
Бюджетные доходы состоят
из налоговых и неналоговых
Бюджетные
доходы собираются более чем
в 10 тысячах банковских учреждениях
Доля налоговых поступлений в общей сумме поступлений бюджета США колеблется на уровне 90 процентов. Соответственно доля неналоговых доходов составляет порядка 10%.
Таможенные пошлины и многочисленные прочие источники вносят гораздо меньший вклад в доходную часть американского бюджета, по сравнению со сбором налогов.
Бюджетная система Канады имеет 3 уровня:
1. Федеральный бюджет;
2. Бюджеты провинций и территорий;
3. Бюджеты местных органов власти.
Основным источником доходов являются налоги (более 90% доходной части).
Неналоговые доходы также составляют незначительный удельный вес в доходной части бюджета Канады.
Финансовая помощь бюджетам провинций из федерального бюджета выделяется в виде целевых и нецелевых трансфертов.
Целевой трансферт для финансирования утверждённых программ выделялся бюджетам провинций с целью расходования полученных средств на здравоохранение и среднее образование. Финансовые ресурсы передавались бюджетам провинций в виде прямых перечислений из федерального бюджета, а также путём передачи в доходы региональных бюджетов части налоговых поступлений федерального бюджета.
Как правило, более высокая централизация бюджетной системы и большой объём перераспределяемых бюджетных средств характерны для стран с высокой степенью неравенства бюджетной обеспечённости между субъектами федерации. Например, в Канаде, где из 12 субъектов федерации только два характеризуются существенно меньшей бюджетной обеспеченностью, в федеральный бюджет взимается только 48,2% налоговых доходов, объём финансовой помощи составляет около 15% доходов субъектов федерации.
Доходы региональных бюджетов зарубежных стран формируются за счёт налоговых и неналоговых поступлений, а также за счёт поступлений из вышестоящих бюджетов. Стоит лишь отметить, что налоговые доходы региональных бюджетов представляют собой местные налоги и сборы и часть общих налогов, поступающих в бюджеты данного уровня из вышестоящих бюджетов.
К неналоговым доходам региональных бюджетов относятся доходы от предприятий, находящихся в муниципальной собственности, арендной платы, санкций, налагаемых за нарушение законодательства, добровольных взносов юридических и физических лиц.
В формировании доходной части региональный бюджетов участвуют и такие поступления из вышестоящих органов, как дотации и субвенции, при помощи которых государство имеет возможность покрывать дефицит местных бюджетов.
Основную долю в структуре неналоговых доходов местных бюджетов зарубежных стран составляют доходы от государственной собственности муниципалитетов.
Можно отметить, что по неналоговым доходам местных бюджетов зарубежных стран наблюдается следующая структура, так в доходы США поступает порядка 12% неналоговых доходов из общей суммы доходной части, Франции – 15%, Германии порядка 31%, Англии – 34%.
Информация о работе Неналоговые доходы федерального бюджета, анализ их динамики и структуры