Неналоговые доходы федерального бюджета, анализ их динамики и структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в изучении неналоговых доходов страны, а также их анализа.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
изучение значения, особенностей и состава неналоговых доходов;
анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ;
пути совершенствования неналоговых доходов.
Предметом исследования являются неналоговые доходы.
Объектом исследования является федеральный бюджет РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…….. 3
1. Значение неналоговых доходов в российской экономике………………..….. 5
1.1 Понятие доходов бюджетов…………………………………………..….. 5
1.2 Особенности неналоговых доходов бюджета РФ…………………..…... 7
1.3 Состав неналоговых доходов бюджета………………………………..…10
1.4 Зарубежный опыт формирования доходной части (в части неналоговых доходов)………………….………………………………………………...….. 15
2. Анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ………….…..…... 19
2.1 Динамика неналоговых доходов Федерального бюджета……….…..… 19
2.2 Структура неналоговых доходов Федерального бюджета………….…. 23
3. Пути совершенствования неналоговых доходов……………………..…….... 25
Заключение………………………………………………………………….….… 29
Список использованной литературы………………………………………..…... 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсак.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

На мой  взгляд, доходы, полученные от оказания платных услуг, должны в обязательном порядке реинвестироваться на улучшение материально-технического обеспечения государственных учреждений и на социальные нужды. Следовательно, в сметах, составляемых по каждому виду такой деятельности, целесообразно показывать в составе расходов суммы, предусмотренные бюджетными статьями.

Сохраняется проблема невыполнения прогнозных планов приватизации государственного и муниципального имущества. Неоправданно затягиваются сроки принятия решений по значимым приватизационным сделкам.

Серьезным резервом пополнения доходной базы бюджетов РФ является рост доходов от использования государственной и муниципальной собственности, что возможно лишь при эффективном управлении государственными активами, установлении жесткого контроля со стороны государственных органов за использованием объектов недвижимости, находящихся в ведении государственных и муниципальных  предприятий и организаций, эффективном регулировании ставок арендной платы.  Продажа неэффективной муниципальной собственности инвесторам будет способствовать снижению затрат на содержание объектов, прежде всего, учреждений, финансируемых за счет бюджетов.  [7, С. 4 - 6]

Политика  государственных органов власти и органов местного самоуправления  в сфере управления региональной и муниципальной собственностью должна реализовываться путем оптимизации объема и состава находящейся у регионов собственности, осуществления мониторинга финансово-хозяйственной деятельности предприятий, создания реестра показателей экономической эффективности, а также повышения эффективности управления находящимися в государственной и муниципальной собственности акциями открытых акционерных обществ. [19, c. 13]

Используя имущество, находящееся в государственной  и муниципальной собственности, могут быть получены разные виды доходов. Как показывает практика, наиболее простой и эффективный способ получения доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – это сдача его в аренду.  [6, c.6]

В целях увеличения доходной части бюджетов необходимо разработать комплекс мер по поступлению неналоговых доходов.

Увеличению  доходов от использования имущества  способствует систематизация сведений о его наличии и использовании. В этой связи рекомендуются следующие  мероприятия:

- проведение  инвентаризации имущества, с целью  выявления неиспользованного (бесхозного) и установления направления эффективного его использования;

- определение  и утверждение перечня сдаваемого  в аренду имущества с целью  увеличения доходов, получаемых  в виде арендной платы или  иной платы за сдачу во временное  владение и пользование;

- выявление  неиспользуемых основных фондов  бюджетных учреждений и принятие  соответствующих мер по их  продаже или сдаче в аренду;

- установление  перечня имущества, подлежащего  передаче под залог, в доверительное  управление и расчет объемов  доходов, поступающих в бюджет;

2. В целях  мобилизации доходов по предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности  рекомендуется предусмотреть установление  заданий по объемам привлечения  дополнительных средств бюджетными  учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, без ущерба размеру и качеству услуг, предоставляемых населению бесплатно.

3. В целях  увеличения поступлений неналоговых  доходов бюджетов необходимо  организовать работу по привлечению  дополнительных средств в бюджет  путем:

- установления  размеров платы за пользование  бюджетными средствами, предоставляемыми  на возвратной и возмездной  основе;

- начисления  процентов в случае продления  срока по предоставленным ранее  отсрочкам и рассрочкам платежей;

- установления  ответственных администраторов неналоговых доходов и определения требований к их деятельности.

Также увеличение поступлений арендных платежей будет  обеспечено за счет проведения следующих  мероприятий - сдачи в аренду дополнительных площадей, выявленных в ходе инвентаризации объектов региональной и муниципальной недвижимости; усиления контроля за состоянием и использованием государственного и муниципального недвижимого имущества, проведения проверок законности размещения и использования данной недвижимости силами контрольных органов; погашения задолженности по арендным платежам. С целью осуществления контроля над рациональным использованием государственного и муниципального имущества предусмотрен особый порядок расчета арендной платы за пользование государственным имуществом, вовлеченным в арендный оборот, а также порядок зачисления указанных платежей в региональный бюджет. [20]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

 

Состав бюджетных  доходов, их структура органически  связаны с объемами общественного  производства и национального дохода и определяются финансовой политикой государства.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых  видов доходов и безвозмездных  перечислений.

Неналоговые доходы включают:

1 Доходы от  использования имущества, находящегося  в государственной или муниципальной собственности;

2. Доходы от  продажи или иного возмездного  отчуждения имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности;

3. Доходы от  платных услуг, оказываемых соответствующими  органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;

4. Средства, полученные  в результате применения мер  гражданско-правовой, административной  и уголовной ответственности;

5. Иные неналоговые  доходы.

Следует отметить, что наибольший удельный вес занимают налоговые доходы.

Наблюдается постепенный рост неналоговых доходов  Федерального бюджета РФ.

Так увеличение в 2010 году составило 39,8%, что произошло  за счет значительного роста доходов  от штрафных санкций, а также иных неналоговых доходов. В 2011 году планируется прирост неналоговых доходов в размере 5%.

Наибольший  удельный вес занимают доходы от внешнеэкономической  деятельности.

На втором месте по доле в неналоговых доходах  федерального бюджета занимают доходы от использования имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности – порядка 4% от неналоговых доходов.

Остальные виды неналоговых доходов занимают незначительные позиции в структуре, к таковым  относятся доходы от продажи материальных и нематериальных активов, штрафы, административные сборы, и прочие неналоговые доходы.

Серьёзным резервом пополнения доходной базы бюджетов РФ является рост доходов от использования  государственной и муниципальной  собственности, что возможно лишь при  эффективном управлении государственными активами, установлении жесткого контроля со стороны государственных органов за использованием объектов недвижимости, находящихся в ведении государственных и муниципальных  предприятий и организаций, эффективном регулировании ставок арендной платы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1. Александров И.М.; Бюджетная система Российской федерации. – СПб.: «Альфа», 2009. – 486 с.

2. Батяева А. Р.; Неналоговые доходы и их роль в бюджетной политике государства // Финансовое право. – М.: «Юрист», – 2009.

3. Борисов А.Н.; Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. – «Юстицинформ», 2010.

4. Бычков С.С.; Актуальные вопросы о порядке мобилизации в бюджетную систему поступлений от денежных взысканий (штрафов) //Советник бухгалтера социальной сферы. – М.: «Дело»,2009.

5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ  (с изменениями на 30 сентября 2010 года)

6. Васина Е. С.; Арендная плата как вид неналоговых доходов государственного и муниципального бюджетов. – М.: «Норма»,2009.

7. Гришанова О.А.; Повышение собственных доходов бюджетов субъектов Федерации за счет неналоговых доходов. – М.: «Литкон»,2010.

8. Гуляева И. В.; Администрирование неналоговых доходов. – М.: «Вершина», 2009.

9. Ермакова Е. А.; К вопросу об управлении неналоговыми доходами российского бюджета – М.: «Познавательная книга плюс», 2009.

10. Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В.; Международные финансы: Учеб. пособие / Под общ. ред. И.Н. Жук. – Минск.: «БГЭУ», 2009. – 149 с.

11. Конституция Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 63 с.

12. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ / Московская финансово-промышленная академия. – М., 2010. – 279 с.

13. Парыгина В.А.; Бюджетная система РФ: Учеб. для вузов / В.А. Парыгина, А.А. Тедеев, С.И. Мельников. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009. – 752 с.

14. Пауль А. Г. К вопросу о понятии доходов бюджета. Журнал «Финансовое право», № 3, 2008 г

15. Рудый К.В.; Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран: Учеб. Пос. М.: «Финансы». 2009. – 400 с.

16. Федеральный закон от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год»

17. Федеральный закон от 24 ноября.2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год»

18. Федеральный закон от 24 июля.2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год»

19. Яндиев  М.; Когда не хватает налогов  регионы пытаются повысить эффективность управления госимуществом. «Российская газета». – 11 мая 2009 г.

20. Яндиев  М.. Аренда госимущества как вид  корпоративного бизнеса. «Российская газета». – 20 сентября 2009 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Неналоговые доходы федерального бюджета, анализ их динамики и структуры