Обжалование решений, внесенных по итогам налоговой проверки в вышестоящих налоговых органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - изучение особенностей правового регулирования защиты прав налогоплательщиков при проведении налоговых проверок на современном этапе развития российского налогового права.
Задачи курсовой работы, обусловленные целью, предметом и объектом исследования:
- изучить теоретические основы защиты прав налогоплательщиков при проведении налоговых проверок в соответствии с указанными источниками;
- рассмотреть проблемы и перспективы правового регулирования защиты прав налогоплательщиков при проведении налоговых проверок на основе анализа практики применений законодательных и доктринальных концепций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Правовые основы защиты прав налогоплательщиков………………..4
1.1. Понятие и способы защиты прав налогоплательщика. Общая характери-стика………………………………………………………………………...…4
1.2. Обжалование как форма правовой защиты прав и законных интересов налогоплательщика………………………………………………………….11
Глава 2. Право на обжалование актов налоговых органов, вынесенных по итогам налоговых прове-рок…………………………………………………….19
Заключе-ние………………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по налоговым проверкам.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Срок рассмотрения жалобы составляет один месяц со дня ее получения. Этот срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Согласно п. 3 ст. 140 НК РФ, указанный срок может быть продлен для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней.

Сама процедура рассмотрения жалобы не урегулирована в НК РФ. Целесообразно законодательно закрепить в НК РФ положение об обязательности участия налогоплательщика в рассмотрении поданной им жалобы. Наличие административного усмотрения в части допуска к участию в рассмотрении жалобы, является одним из факторов, снижающих эффективность административного порядка обжалования. По итогам рассмотрения жалобы возможны две ситуации:

1) вышестоящий орган  (должностное лицо), рассматривающий  жалобу, признает правомерными обжалуемые решение, действие (бездействие) - в этом случае он вправе оставить жалобу без удовлетворения, а обжалуемый акт без изменения;

2) вышестоящий орган  (должностное лицо), рассматривающий  жалобу, признает неправомерными обжалуемые решение, действие (бездействие) - при этом принимается решение об удовлетворении жалобы. Если жалобу рассматривал вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо налогового органа), акт подлежит отмене; изменению; может быть вынесен новый акт; прекращено производство по делу. О принятом решении в течение трех дней сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (п. 3 ст. 140 НК РФ). Обращает на себя внимание факт того, что НК РФ не содержит упоминания о необходимости направления копии решения жалобщику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Право на обжалование актов налоговых органов, вынесенных по итогам налоговых проверок

Анализ современного налогового законодательства показал, что к предметам налогового контроля относятся:

1) своевременность  и полнота исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов;

2) соблюдение  налогоплательщиками порядка учета  доходов (расходов) и отчетности и предоставление налоговым органам и их должностным лицам документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;

3) достоверность  и полнота содержащейся в первичных учетных документах, регистров бухгалтерского учета и отчетности информации об объектах налогообложения.

  «Под объектом налоговой проверки следует понимать действия (бездействия) проверяемого лица по правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, а также соблюдению законодательства о налогах и сборах»18. «Предметом налоговой проверки могут быть любые документы, находящиеся в распоряжении налогоплательщика и относящиеся к его деятельности, а также предметы, помещения и территории, с использованием которых связана деятельность налогоплательщика. При этом предмет налоговой проверки в каждом конкретном случае зависит от объекта налоговой проверки»19.

То есть объектом налоговых проверок является вся совокупность налоговых отношений, в ходе которых формируются денежные доходы государства и муниципальных органов власти, а предметом же проверок выступают различные проявления налоговых отношений: законность, достоверность, полнота, своевременность, обоснованность, целесообразность, эффективность, оптимальность и т.д.

Проверка юридических  лиц также имеет свою специфику  в зависимости от организационно-правовой формы и масштабов деятельности проверяемой организации. Так, в современной науке повышенное внимание уделяется налоговому контролю субъектов малого бизнеса, т.к.:

«- во-первых, малые предприятия, составляя подавляющее большинство налогоплательщиков-организаций, играют решающую роль в формировании общего уровня налоговой дисциплины в стране;

- во-вторых, данная сфера предпринимательской деятельности сосредотачивает в себе огромный налоговый потенциал, в значительной части не использованный в настоящее время»20.

Относительно досудебного  производства по фактам нарушений законодательства о налогах и сборах В.А. Матиенко пишет, что досудебное производство по фактам нарушений законодательства о налогах и сборах является автономным видом государственно-правовой деятельности, осуществляемой специально уполномоченными на то организационными звеньями налоговых органов и за счет реализации соответствующего круга средств и методов, зафиксированных в нормативно-правовом статусе данных органов21.

Высший арбитражный  суд Российской Федерации выступил с инициативой создания федеральной административной службы, которая занималась бы разрешением споров, вытекающих из публично-правовых отношений, в досудебном порядке. По мнению И.В. Пановой, задачами административной (внесудебной и досудебной) процедуры рассмотрения административных дел должны являться:

- создание эффективного (объективного, бесплатного, оперативного) механизма защиты прав и законных интересов невластного субъекта с сокращением затрат (экономических, юридических, психологических);

- повышение авторитета  исполнительных органов публичной власти, профессионализма и оперативности при рассмотрении административных дел (понижение уровня бюрократии и коррупции);

- разгрузка судов и  освобождение от несвойственных  им функций административно-юрисдикционного органа;

- создание правовой базы для административной процедуры внесудебного и досудебного рассмотрения административных дел22.

Жалобы налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие  их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают их права, подаются в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего  жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Жалоба налогоплательщика  рассматривается вышестоящим налоговым  органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения налоговым органом. Жалоба на постановление об административном правонарушении рассматривается в десятидневный срок со дня ее поступления в налоговый орган. Определение срока рассмотрения жалобы, а также срока досудебного разрешения соответствующего спора имеет исключительно важное значение. На данный факт обращалось внимание в научной литературе 40-х годов XX в., в которой рассматривались правовые механизмы защиты прав налогоплательщиков. В частности, А. Бекаревич писал: «Правильное и быстрое рассмотрение налоговых жалоб имеет исключительно важное значение. Финансовые органы - от районного финансового отдела до наркомата финансов - должны строить эту работу так, чтобы интересы трудящихся ни в коем случае не пострадали. С другой стороны, при рассмотрении налоговых жалоб финансовые органы должны зорко следить за тем, чтобы соблюдать интересы государства. Чрезмерная доверчивость ко всякой жалобе, некритическое отношение к ней не должны иметь места в работе финансовых органов. Рассмотрение налоговых жалоб дает финансовым органам представление о состоянии налоговой работы и помогает своевременно выявлять и устранять обнаруженные недостатки в этой работе. Регулярный и тщательный анализ материалов по налоговым жалобам способствует также установлению и исправлению неясностей и неточностей в действующих налоговых правилах и разъяснениях»23. А. Бакаревич приводит один пример халатного отношения к рассмотрению жалоб: «Отсутствие правильного учета ведет нередко к утере жалоб. Только беспорядочностью учета можно объяснить такие факты, как нахождение в пальто одного заведующего райфинотделом 30 жалоб, поданных осенью и обнаруженных весной, когда заведующий снова надел это пальто»24.

Говоря о современных  административно-правовых средствах  защиты прав налогоплательщиков, необходимо отметить, что жалоба не подлежит рассмотрению в следующих случаях:

- пропуска срока подачи  жалобы, в соответствии со ст. 139 Налогового кодекса Российской Федерации;

- отсутствия указаний  на предмет обжалования и обоснования  заявляемых требований;

- подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика;

- при наличии документально  подтвержденной информации о  принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом);

- получения налоговым  органом информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.

Заявителю должно быть сообщено о невозможности рассмотрения его  жалобы в десятидневный срок со дня ее получения.

Отказ налогового органа (должностного лица налогового органа) в рассмотрении жалобы не исключает права заявителя (при внесении им всех необходимых исправлений) повторно подать жалобу в пределах сроков, установленных для подачи жалобы.

Документы, которые могут  быть приложены к жалобе:

- акт ненормативного  характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права (постановление о привлечении к административной ответственности);

- акт налоговой проверки;

- первичные документы,  подтверждающие позицию заявителя;

- иные документы, содержащие  сведения об обстоятельствах,  имеющих значение для рассмотрения жалобы.

Жалобы налогоплательщиков рассматриваются: на акты ненормативного характера, неправомерное действие или бездействие налоговых органов - вышестоящим налоговым органом; действия или бездействие должностных лиц налогового органа - вышестоящим должностным лицом данного или вышестоящего налогового органа; действия или бездействие должностных лиц налогового органа путем издания акта ненормативного характера - вышестоящим налоговым органом.

Жалоба на постановление  о привлечении к административной ответственности, вынесенное налоговым органом в отношении организаций, рассматривается вышестоящим налоговым органом; вынесенное должностным лицом налогового органа в отношении физического лица, рассматривается вышестоящим должностным лицом данного или вышестоящего налогового органа.

Все поступающие в  соответствующие налоговые органы жалобы направляются в юридические (правовые) подразделения, на которые возлагается обязанность по рассмотрению жалоб и подготовке решений. Жалоба подлежит направлению в нижестоящий налоговый орган на заключение. В запросе может содержаться указание на необходимость представления копий документов, необходимых для рассмотрения жалобы.

Срок для представления  заключения не может превышать пяти рабочих дней с даты получения жалобы на заключение. Вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе установить более короткий срок для представления заключения.

К запросу могут быть приложены копии следующих документов:

- жалоба;

- акт ненормативного  характера, на который подана жалоба;

- акт налоговой проверки;

- иные документы, содержащие  сведения об обстоятельствах,  имеющих значение для подготовки заключения.

В процессе рассмотрения и подготовки решений по жалобам  налогоплательщиков юридические (правовые) подразделения запрашивают мнение соответствующих методологических подразделений. Запросы направляются с приложением необходимых документов (при их наличии).

Подача жалобы в вышестоящий  налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом в исключительных случаях при наличии достаточных документально подтвержденных оснований.

Комиссия по рассмотрению жалоб налогоплательщиков возглавляется  руководителем или заместителем руководителя налогового органа, осуществляющим оперативное руководство юридическим (правовым) подразделением. Комиссия по рассмотрению жалоб налогоплательщиков включает руководство юридического (правового) подразделения, специалистов, принимающих непосредственное участие в подготовке рассмотрения жалобы, и иных специалистов юридических (правовых) подразделений, обладающих знаниями по вопросу рассматриваемой жалобы.

При достаточных основаниях полагать, что обжалуемый акт, действие или бездействие не соответствуют законодательству Российской Федерации, комиссия рассматривает жалобы налогоплательщиков в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения указанные лица извещаются заблаговременно. Если налогоплательщик несмотря на извещение не явился, то жалоба рассматривается в его отсутствие. В случае если налогоплательщик не может присутствовать при рассмотрении жалобы и обращается с просьбой перенести рассмотрение жалобы, налоговый орган рассматривает возможность такого переноса с учетом сроков, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. При достаточных основаниях полагать, что обжалуемый акт, действие или бездействие не соответствуют законодательству Российской Федерации, в комиссию по рассмотрению жалоб налогоплательщиков приглашаются представители методологических подразделений. При тех же основаниях могут приглашаться представители нижестоящих налоговых органов.

Информация о работе Обжалование решений, внесенных по итогам налоговой проверки в вышестоящих налоговых органах