Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 14:41, курсовая работа
Целью работы является изучение эффективности налоговой системы. К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов. Так же задачами работы являются уяснение сути понятия системы налогов и налоговой политики государства.
Введение …………………………………………………………….........3
Глава 1. Эффективная налоговая система …………………………......5
1.1. Налоговая система и ее структура…………………………………5
Глава 2 Оптимальная налоговая политика государства ……………. 11
2.1. Основные понятия налоговой политики ………………………….12
2.2. Модели налоговой политики государства ………………………..16
2.3. Средства налоговой политики государства ………………………19
2.4. Особенности налоговой политики в Российской Федерации ……24
Заключение …………………………………………………………….…28
Список источников и литературы ……………………………...………30
Оглавление
Введение …………………………………………………………….......
Глава 1. Эффективная налоговая система …………………………......5
1.1. Налоговая система и ее структура…………………………………5
Глава 2 Оптимальная налоговая политика государства ……………. 11
2.1. Основные понятия налоговой политики ………………………….12
2.2. Модели налоговой политики государства ………………………..16
2.3. Средства налоговой политики государства ………………………19
2.4. Особенности налоговой политики в Российской Федерации ……24
Заключение …………………………………………………………….…28
Список источников и литературы ……………………………...………30
Введение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства.
Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему страны, получая соответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономические эффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли. Некоторые из эффектов видны сразу, например, увеличение акцизов на алкогольные напитки приведет к увеличению цены и, при наличии товаров-заменителей, к некоторому снижению спроса. Другие эффекты проявляют себя лишь в долгосрочном периоде, например, доказано, что снижение налоговой нагрузки на предприятие приведет к увеличению налоговых поступлений лишь через определенный промежуток времени. Вместе с тем, помимо экономического эффекта от воздействия налоговой системы на хозяйствующие субъекты, государство получает также и иные результаты, прямой измеримый эффект от которых отсутствует, но имеет место решение социально-политических задач.
Прежде чем вести дальнейший разговор о налоговой системе необходимо определиться с соответствующими терминами:
Налоги - обязательные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.
Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.
Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.
Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:
1) Подданные государства должны
участвовать в содержании
2) Налог, который обязывается
3) Каждый налог должен взиматься
тем способом или в то время,
когда плательщику удобнее
4) Каждый налог должен быть
так задуман и разработан, чтобы
он брал и удерживал из
Налоговая система — это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Естественно, что идеальную налоговую систему можно создать только на серьезной теоретической основе, учитывающей специфику экономических отношений в обществе, созданный научный и производственный потенциал.
Налоговая система должна органически влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и в то же время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых слоев населения.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.
Целью работы является изучение эффективности налоговой системы. К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов. Так же задачами работы являются уяснение сути понятия системы налогов и налоговой политики государства.
Глава 1. Эффективная налоговая система
Налоговая система, как и любой другой элемент экономики, строится на определенных принципах. Соблюдение этих принципов при формировании системы налогообложения приводит страну к успеху, а пренебрежение ими ведет к пробуксовыванию экономики страны и в конечном итоге - к кризису.
Проблема создания эффективной системы налогообложения интересна, с одной стороны, предприятиям и гражданам, поскольку именно им придется платить налоги, а, с другой стороны, органам государственной власти, поскольку им предстоит эту самую систему создать.
Налоговая система представляет собой единую совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу - изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований.
Налоговую систему любого государства можно рассматривать как законодательно принятую в государстве совокупность налогов и сборов, изымаемых соответствующими органами с субъектов налога (налогоплательщиков).
К налоговой системе, как и иной другой системе, предъявляется ряд требований, которым она должна удовлетворять.
Требования, предъявляемые к налоговой системе, являются признаками (критериями), характеризующими ее оптимальность и эффективность функционирования. К основным требованиям, характеризующим налоговую систему, можно отнести следующие:
- рациональность;
- оптимальность;
- минимизацию количества элементов, составляющих налоговую систему;
- справедливость, в том
числе социальную
- простоту исчисления налогов;
- доступность и понимаемость налогообложения налогоплательщиками;
- экономичность;
- эффективность и др.
Налоговая система должна быть рациональной системой с единой законодательной базой налогообложения в пределах всего экономического пространства государства, с правовым механизмом регулирования всех ее элементов и минимальным количеством нормативных документов, регулирующих и определяющих порядок взимания (изъятия, уплаты) платежей (налогов, сборов, пошлин) и контролем за их уплатой в соответствующие бюджеты: федеральный, региональный и местный.
Рациональность означает разумную обоснованность с точки зрения целесообразности налоговой системы для данного государства. В настоящее время налоговая система России, с точки зрения структуры (элементов системы), представлена:
- Министерством по налогам и сборам (МНС) с его региональными и местными подразделениями;
- Министерством финансов РФ (в котором имеется налоговое управление);
- Федеральной службой
налоговой полиции (ФСНП) и ее
региональными и местными
- Государственным таможенным комитетом (ГТК) с его региональными и местными подразделениями;
- органами государственных
внебюджетных фондов и их
Всего в налоговой системе России задействовано 180 тыс. сотрудников на 140 млн. граждан РФ, так что в среднем на одного налогового служащего приходится 780 граждан России.
Анализ налоговых систем зарубежных стран свидетельствует следующее:
- в США в сфере налогообложения
занят единый орган - Служба внутренних
доходов с ее региональными
и окружными управлениями, насчитывающая
в своем составе 120 тыс. служащих
на 250 млн. граждан, так что в среднем
на одного налогового
- в Великобритании сбор
налогов возложен на единую
службу, насчитывающую 100 тыс. служащих
на 65 млн. населения, что составляет
750 граждан на одного налогового
служащего, при этом собираемость
налогов обеспечивается на
- во Франции сборами
налогов занимается Главное
Требование рациональности системы позволяет оптимизировать структуру системы, минимизировать расходы на ее содержание и оснащение средствами автоматизации процессов сбора, учета, обработки и хранения налоговой информации.
Критериями требования рациональности системы могут выступать:
- Количество налогоплательщиков
или общее количество граждан
государства, приходящихся на одного
налогового служащего. Критерий
является сравнительным по
- Общее количество налоговых
служащих, необходимых для охвата
контролем всех
В рациональной системе с единым централизованным управлением действует единая законодательная и нормативная база с минимальным или оптимально-необходимым количеством достаточно четких, понятных и доступных для понимания и расчетов нормативных документов, регулирующих налоговые отношения и не дублирующих налоговый и таможенный кодексы, а лишь разъясняющих их отдельные положения. Достаточно отметить, что в настоящее время в системе налогообложения действует более 900 инструкций, писем и указаний, зачастую дублирующих и противоречащих друг другу, и это при том, что сам налоговый кодекс напечатан убористым текстом на 750 страницах.
Засилье в системе налогообложения министерств и ведомств, не подчиненных друг другу, порождает огромное количество издаваемых документов, приводящих к непониманию налогового законодательства и неверному исчислению налогов.
Налоговая система должна носить стабильный характер на протяжении определенного периода времени. Стабильность подразумевает, что в налоговое законодательство не должны вводиться новые налоги (сборы), вноситься изменения и дополнения, в том числе в налоговую базу и налоговые ставки, особенно в сторону их увеличения, что приводит к ухудшению положения налогоплательщиков и усугубляет противоречие между властью и гражданами. Период стабильности должен по продолжительности сохраняться минимально, хотя бы в течение одного срока работы законодательного собрания государства (территориального образования).
Критерием стабильности налоговой системы может служить коэффициент стабильности К_ст, характеризуемый выражением:
где Д_н - доход или материальное положение налогоплательщика после внесения изменений в налоговое законодательство;
Д_с - доход или материальное положение налогоплательщика до внесения изменений в налоговое законодательство.
Коэффициент стабильности характеризует относительное ухудшение или улучшение материального положения налогоплательщика в связи с изменениями налогового законодательства.
При К_ст >= 1 - мажоритарное положение налогоплательщика не изменяется или улучшается,
при К_ст <= 1 ухудшается и усугубляется противоречие между властью и налогоплательщиком
Требование стабильности подразумевает, что в налоговой системе должно быть определено и закреплено определенное количество и структура налогов на определенное время, что исключит внесение поправок, изменений и дополнений или новых налогов на определенный в законе период времени. Нестабильность налогового законодательства не только усугубляет противоречие между властью и субъектами налога, но порождает механизмы сокрытия доходов, ухода от их уплаты, что делает налоговую систему малоэффективной.
Информация о работе Оптимальная налоговая политика государства