Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 14:41, курсовая работа
Целью работы является изучение эффективности налоговой системы. К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов. Так же задачами работы являются уяснение сути понятия системы налогов и налоговой политики государства.
Введение …………………………………………………………….........3
Глава 1. Эффективная налоговая система …………………………......5
1.1. Налоговая система и ее структура…………………………………5
Глава 2 Оптимальная налоговая политика государства ……………. 11
2.1. Основные понятия налоговой политики ………………………….12
2.2. Модели налоговой политики государства ………………………..16
2.3. Средства налоговой политики государства ………………………19
2.4. Особенности налоговой политики в Российской Федерации ……24
Заключение …………………………………………………………….…28
Список источников и литературы ……………………………...………30
Наиболее частый объект налогового стимулирования – инвестиционная деятельность. Во многих государствах полностью или частично освобождается от налогообложения прибыль, направляемая на эти цели. Нередко в целях стимулирования инвестиционной активности освобождаются от НДС технологическое оборудование и запасные части к нему. В системе налогообложения ряда стран предусматривается создание специальных инвестиционных фондов, не облагаемых подоходным и некоторыми другими видами налогов.
С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных импортозамещающих производств, способствующих выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.
Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов.
Для поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такой вид налоговой льготы, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога. Полное освобождение налогоплательщиков от уплаты налогов на определенный период получило название «налоговых каникул».
При взимании налога на доходы или прибыль в ряде стран практикуется отнесение убытков текущего года на прибыль либо доходы следующего года или следующих лет. В ряде стран осуществляется налогообложение консолидированных налогоплательщиков, что позволяет в рамках их баланса производить взаимозачет убытков и прибылей. Нередко используются налоговые скидки в виде возврата корпорациям налогов, ранее уплаченных государству, налоговые льготы первым покупателям новых выпусков акций компаний и др.
В ряде зарубежных стран предоставляются различные виды льгот в зависимости от формы собственности. Например, зачастую объекты, находящиеся в государственной собственности, освобождаются от уплаты земельного налога, нередко устанавливается льготное налогообложение прибыли государственной корпорации и др. Иногда налоговые льготы устанавливаются в зависимости от гражданства с целью стимулирования иностранных инвестиций.
Использование налоговых льгот или преференций является характерным примером прямого воздействия на процессы регулирования и стимулирования. Полное освобождение от уплаты отдельных налогов, базой которых служит доход или прибыль, используется государствами, как правило, для развития новых отраслей экономики или сфер деятельности, для стимулирования инвестиций в малоосвоенные или неблагоприятные регионы страны. Подобные налоговые освобождения практикуются, в основном, сроком на 3-5 лет. Гораздо дольше существовала льгота малым предприятиям, которые освобождались от налога на прибыль полностью в течение первых двух лет с момента организации и частично - в течение двух последующих лет. Под льготное налогообложение во многих странах подпадает прибыль, направляемая на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Льготами по уплате налогов нередко имеют право пользоваться организации инвалидов, предприятия, использующие на производстве наемный труд представителей социально уязвимых групп населения. Российское налоговое законодательство предусматривает и такую форму освобождения от налогов, как инвестиционный налоговый кредит, представляющий собой направление налогов в течение определенного договором времени не в бюджет, а на инвестиции данного конкретного налогоплательщика.
В отличие от полного налогового освобождения частичное налоговое освобождение представляет собой систему налоговых льгот для определенной части предпринимательского дохода, что обеспечивает избирательность и гибкость применяемых форм государственного регулирования экономики. В частности, в этом случае используются такие экономические, финансовые и налоговые рычаги, как ускоренная амортизация, уменьшенная по времени против общих правил, или дифференцированная налоговая ставка, отсрочка и рассрочка уплаты налога, создание свободных от налогообложения различных резервных, инвестиционных и иных фондов и другие конкретные виды налоговых льгот и преференций. Достижение цели формирования необходимых финансовых ресурсов для органов власти всех уровней обеспечивается путем установления в общегосударственном законодательстве системы федеральных, региональных и местных налогов. Широкое применение во многих экономически развитых странах получила практика предоставления права регионам и муниципалитетам устанавливать надбавки к общефедеральным налогам.
Важным элементом налогового механизма являются налоговые санкции. Они, с одной стороны, являются инструментом в руках государства, нацеленным на обеспечение безусловного выполнения налогоплательщиком налоговых обязательств. С другой стороны, налоговые санкции нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, они непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования.
Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов.
Формирование налоговой базы также является серьезным инструментом налоговой политики государства, поскольку от этого зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства, инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития. Система налогообложения большинства стран предусматривает, в частности, различные виды формирования налоговой базы, связанной с амортизационными отчислениями. В основном на практике используют нормативную, пропорциональную и ускоренную амортизацию. Разрешение осуществлять ускоренную амортизацию, т.е. списывать стоимость основного капитала не в соответствующих физическому износу нормах, а в увеличенном размере, приводит к искусственному завышению издержек производства и, соответственно, к снижению отражаемой на счетах прибыли, а значит, и налоговых выплат. Вместе с тем этот вид амортизации способствует созданию условий для роста инвестиционной активности. Законодательством отдельных стран разрешено, кроме того, списывать на амортизацию половину стоимости нового оборудования. Во многих странах осуществлен переход к использованию неравномерного метода амортизационных списаний: в первый год-два списывается наибольшая часть стоимости, а по отдельным видам оборудования производится единовременное списание стоимости в начале срока службы.
Безусловно, изменения в налоговой политике в значительной степени отражают те перемены, которые происходят в экономике, политике и идеологии государства.
2.4. Особенности
налоговой политики в
Формирование налоговой политики России, результатом корой стала радикальная реорганизация налоговой системы страны, велось под знаком принятых без обсуждения следующих постулатов:
Без особых раздумий, опираясь на данные убеждения, на российскую почву были перенесены целые блоки, составляющие основу западной налоговой системы, такие как массовое декларирование доходов, гражданами (хотя на Западе получатели таких, как в России, мизерных доходов не только не подают декларации, но и вообще не признаются плательщиками подоходного налога), НДС (который в российском варианте в основном возлагается на видимую, производящую часть бизнеса), система широкого социального обеспечения (с очень высокими ставками социальных налогов), налог на прибыль корпораций (значение которого в большинстве западных стран сейчас сознательно и целенаправленно снижается и который в ряде ведущих стран мира хотят просто отменить). В последствии в данную систему вносились отдельные корректировки, однако это не изменило ее основного назначения - массивно осуществлять перераспределение доходов, фискально карать и ограничивать базовые, "тяжелые" отрасли производства, всемерно способствовать экспорту капиталов.
«В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные».
В состав федеральных налогов входят: налог на добавленную стоимость, подоходный налог физических лиц, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, таможенные пошлины, государственная пошлина, гербовый сбор и т.д.
К региональным налогам относят: налог на имущество предприятий, лесной налог и др.
Местные налоги включают: налог на имущество физических лиц, земельный налог и ряд других налогов, вводимых местными властями с учетом своих нужд.
Взносы в Пенсионный и другие социальные фонды имеют общефедеральный характер и собираются от имени соответствующих внебюджетных фондов.
Таким образом, по составу налогов, и размерам налоговых ставок Россия уже достаточно близко "подтянулась" к уровню самых передовых в этом смысле западных стран.
В тоже время в стране все еще не создана полноценная рыночная экономика, и одной из причин этого является торможение качественных изменений в налоговом механизме. На финансовом рынке по прежнему господствует государство и его ресурсы, а накопления частного сектора либо хранятся дома, либо вплоть до последнего времени перетекали за рубеж. Этому способствует, прежде всего, налоговая политика, которая стимулирует вытеснение капиталов из производственного сектора и не позволяет развиться нормальному инвестиционному процессу. Между тем, хотя по своим основным параметрам и составу налогов российская система налогообложения в значительной степени следует западным моделям, в ее реальном воздействии на производственные и инвестиционные процессы преобладают более негативные, чем позитивные, моменты.
Чтобы выявить, в чем же причины такого явления, необходимо сравнить экономическую ситуацию в России и странах Запада, обратить внимание на те черты и особенности налоговой политики в западных странах, которые, видимо, ускользнули от внимания тех, кто готовил современное налоговое законодательство.
Во-первых, не нуждается в доказательствах тот факт, что одни и те же виды налогов по-разному проявляют себя в различных экономических условиях и для разных экономических субъектов. В странах с развитой рыночной экономикой основным плательщиком налогов является средний класс, получающий доходы в основном легальными путями - большей частью в виде заработанной платы, перечисляемой безналичным путем на банковские счета граждан. Кроме того, в большинстве западных стан доходы населения растут, в них велика доля различного рода социальных пособий, поэтому высокие ставки налогов оправданы ситуацией и функционально используются властями как средство "охлаждения" рынка и сокращения избыточного спроса.
В России значительная часть доходов имеет криминальный или полулегальный характер, в частном товарном обороте велика для наличных денег, учет на большинстве предприятий отстает от западных стандартов. При этом производственная активность в стране невысока, многие предприятия находятся в сложном финансовом положении. Неудивительно, что налоги, которые на Западе не считаются чрезмерно обременительными, в России превращаются в угрозу экономической безопасности государства.
Международный эксперт М. Хадсон указывает, что «советы, которые получила Россия (по реформированию налоговой системы) от Международного валютного фонда, Всемирного банка и американских консультантов - не лучшего свойства. Российская налоговая система сейчас стимулирует биржевые спекуляции, а не производство. Если налоговый кодекс закрепит эту систему, то основное бремя налогов будет вновь возложено на простых граждан».
Во-вторых, заимствуя западные формы налогов и режимов налогообложения, Россия исключает их них целый ряд важнейших условий и норм. В первую очередь:
В России в результате последовательного применения целого ряда налоговых изъятий, доходы среднего наемного работника оказались урезанными на 60 - 70% сверх уже удержанных подоходных налогов. Эта сумма слагается из платежей в социальные фонды, НДС, акцизы и таможенные пошлины. Только в Пенсионные фонды переводиться почти 30% от выплачиваемой заработной платы, что выглядит полным абсурдом, к примеру, для мужской части населения страны: средняя продолжительность жизни мужчин не достигает 60 лет, т.е. они не доживают до пенсии, за которую платят всю жизнь. К этому следует добавить налоги на автомобили, на жилье, земельные участки и т.д. Но еще до всех этих налогов из доходов наемных работников удерживается подоходный налог.
Суммируя вышесказанное можно сделать вывод, что в России налоговая политика по-прежнему основана на постулатах, заимствованных из прошлого периода административно-командных методов управления экономикой. Первый исходит из того, что государственные инвестиции всегда заведомо эффективнее, чем частные, поэтому большая часть чистого дохода общества должна аккумулироваться в государственном бюджете. Второй - из того, что капитал в России инвестируется и применяется с нулевым риском и дает гарантируемый доход, что оправдывает его налогообложение даже в том случае, если по отчетности он не приносит дохода его собственнику. И, третий - из того, что государство способно более эффективно заботиться о социальных нуждах личности, чем сама личность.
Информация о работе Оптимальная налоговая политика государства