Основные направления совершенствования налогообложения предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 07:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы изучить зарубежный опыт налогообложения юридических лиц и возможности его использования в отечественной практике.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
Определить сущность, значение и роль налогообложения юридических лиц.
Рассмотреть систему налогообложения юридических лиц в РФ.
Проанализировать зарубежный опыт налогообложения юридических лиц и возможности его использования в отечественной практике.
Охарактеризовать реформирование системы налогообложения юридических лиц на основе зарубежного опыта.

Вложенные файлы: 1 файл

Ispravlenia_07_06_2013_Nalogooblozhenie_yuridic (2).docx

— 61.29 Кб (Скачать файл)

Порядок исчисления и уплаты налога определен гл. 25.2 Налогового кодекса РФ в отношении специального водопользования.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование  по законодательству РФ.

Объекты налогообложения - различные  виды пользования водными объектами, а именно: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для  целей лесоповала и др.

Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении  каждого водного объекта. Если в  отношении объекта установлены  различные налоговые ставки, налоговая  база определяется применительно к  каждой ставке.

Общая сумма налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения. Срок уплаты не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация представляется в налоговый орган, в срок установленный для уплаты налога. [14; с. 340]

Налог на добычу полезных ископаемых. Порядок исчисления и уплаты определен  гл. 26 Налогового кодекса РФ. Налог  носит воспроизводственный характер.

Налогоплательщики - организации  и индивидуальные предприниматели, являющиеся пользователями недр. В  зависимости от категории субъекта налога налогоплательщик подлежит постановке на учет по месту нахождения участка  недр, по месту нахождения организации  либо по месту жительства физического  лица.

Объект налогообложения - полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ или за ее пределами  на территориях, находящихся под  юрисдикцией РФ, а так же полезные ископаемые, извлеченные из отходов  добывающего производства.

Установлены виды полезных ископаемых, добыча которых подлежит налогообложению. К ним относятся: каменный уголь, торф, нефть, природный  газ, руды черных, цветных и редких металлов, минеральные воды и др.

Налоговая база - стоимость  добытых полезных ископаемых, исчисленная  налогоплательщиком самостоятельно исходя из сложившихся у налогоплательщика  цен реализации или расчетной  стоимости.

Оценка стоимости добытых  полезных ископаемых определяется тремя  способами:

1. Исходя из сложившихся  у налогоплательщика за соответствующий  налоговый период цен реализации  без учета государственных субвенций;

2. Исходя из сложившихся  у налогоплательщика за соответствующий  налоговый период цен реализации  добытого полезного ископаемого;

3. Исходя из расчетной  стоимости добытых полезных ископаемых.

Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному  ископаемому. В отношении добытых  полезных ископаемых, для которых  установлены различные налоговые  ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, облагаемая база определяется применительно к  каждой налоговой ставке.

Налоговый период - календарный  месяц.

Ставки налога зависят  от вида полезных ископаемых запасов  и составляют от 0 до 17,5%. Специальная  ставка 0% применяется при добыче некоторых полезных ископаемых: полезных ископаемых в части нормативных  потерь полезных ископаемых; газа горючего природного из нефтяных месторождений; минеральных вод, используемых исключительно  в лечебных целях без их непосредственной реализации.

Пользователи недр, осуществляющие за счет собственных средств поиск  и разведку месторождения, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых с коэффициентом 0,7.

Налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию, начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая  добыча полезных ископаемых. Эта декларация передается в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика  не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, перечисляется  в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Государственная пошлина. С 1 января 2005 г. размер и порядок уплаты обязательных платежей при обращении  в суды, нотариат, государственные  органы за получением разрешений (лицензий) или регистрацией установлены гл. 25.3 Налогового кодекса РФ.

Государственная пошлина - это  сбор, взимаемый с организаций  и физических лиц, за совершение в  их интересах юридически значимых действий и выдачу им документов (копий, дубликатов) уполномоченными органами и должностными лицами.

Субъекты налогообложения (налогоплательщики) - организации и  физические лица в случае, если они:

- обращаются за совершением  юридически значимых действий;

- выступают ответчиками  в судах, когда решение суда  принято не в их пользу и  истец освобожден от уплаты  государственной пошлины.

Объекты взимания пошлины - это исковые и иные заявления  и жалобы, подаваемые в суды; совершение нотариальных действий нотариусами  государственных контор; государственная  регистрация и другие юридически значимые действия; рассмотрение и выдача документов, связанных с приобретением гражданства РФ, въездом в РФ; регистрация программ для ЭВМ; осуществление федерального природного надзора.

Законом установлена твердая  сумма государственной пошлины. Размеры пошлины определены на каждый вид совершаемых юридически значимых действий и выдачу документов.

Например, по делам, рассматриваемым  в судах общей юрисдикции, требуется  заплатить 100 руб. (для физических лиц) и 2000 руб. (для юридических лиц) при  подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а  так же искового заявления имущественного характера.

Однако, прежде чем платить государственную пошлину, целесообразно поинтересоваться установленными законодательством льготами.

Полное освобождение от уплаты пошлины распространяется на отдельные  категории физических лиц (Герои  СССР и РФ, участники и инвалиды войны и др.) и организации (бюджетные  учреждения, суды, государственные  органы и др.), установлены дополнительные основания неуплаты пошлины, например, регистрация арестов имущества.

При обращении в суды общей  юрисдикции не уплачивают пошлину: истцы - по некоторым видам исков; стороны - при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении  брака; организации и физические лица - при подаче в суд некоторых  видов заявлений и жалоб и  др.

При обращении за совершением  нотариальных действий так же установлены  льготы. В этом случае от уплаты могут  быть освобождены общественные организации  инвалидов, школы-интернаты, воинские части и др.

При государственной регистрации  актов гражданского состояния освобождение от пошлины получают физические лица, а так же органы управления образованием, опеки и попечительства - за выдачу повторных свидетельств о рождении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Плательщики уплачивают пошлину  в следующие сроки:

а) при обращении в суды - до подачи запроса, ходатайства, заявления;

б) плательщики, выступающие  ответчиками в судах, когда решение  суда принято не в их пользу - в  десятидневный срок со дня вступления в законную силу решение суда;

в) при обращении за совершением  нотариальных действий - до совершения нотариальных действий;

г) при обращении за выдачей  документов - до выдачи документов; и  др.

 

 

Глава 2. Основные направления  совершенствования налогообложения  предприятий

2.1. Зарубежный опыт налогообложения  и возможности его использования  в отечественной практике

 

Налоговая реформа, начавшаяся в 90-е годы, изменила финансовые взаимоотношения  между государством, предприятиями  и гражданами. На первый взгляд, в  России складывается налоговая система, подобная системам западноевропейских стран. Однако до сих пор не удается  добиться ни устойчивого поступления  доходов в бюджет и социальные фонды, ни обеспечить государственную  поддержку притоку инвестиций и  росту экспорта.

Основным налогом с  предприятий в развитых странах  является налог на прибыль. Базой  данного налога является разность между  валовым доходом из всех источников без налогов на товары и услуги с разрешенными издержками производства. В последние годы имело место  значительное снижение максимальных ставок обложения прибыли.

Промысловые налоги взимаются  в некоторых зарубежных странах  местными органами власти и, как правило, увеличивают издержки производства. Основным является промысловый налог  на доход, облагаемый подоходным налогом  до вычета промысловых налогов с  некоторыми особенностями.

Обложению подлежат все виды доходов, имущества, внутренний и внешний  торговый оборот. Наряду с прибылью кампаний и заработками граждан  к доходам относится прирост  рыночной стоимости ценных бумаг, получаемые по ним дивиденды, арендная плата и т.д. Порядок налогообложения дивидендов определяет тип налоговой системы. При классической системе дивиденды не вычитаются из облагаемого дохода предприятия и вторично облагаются, поступив акционерам в руки.

При системе предписаний  корпорационный подоходный налог, начисленный  на распределяемые дивиденды, приплюсовывается полностью или частично. К их сумме  как возвращаемый кредит и при  определении окончательных налоговых  обязательств акционера на сумму  «дивиденд плюс кредит» вычитается .

Таким образом, при классической системе дивиденды облагаются дважды, при системе полных предписаний - один раз. Приложения этих систем часто  дополняются так называемой льготой  участия, при которой из облагаемого  дохода вычитаются от 85 до 100 % дивидендов от постоянного и существенного  участия (от 0 - 51 %, чаще 10 - 25 %) в капиталах  другой корпорации, а удержанный у  источника этих дивидендов налог  вычитается из налоговых обязательств по налогу на прибыль. Это позволяет  избежать двойного налогообложения  дивидендов.

Во всех анализируемых  странах, кроме Дании, наниматели и  работники обязаны выплачивать  взносы на социальную защиту. В Дании  они включены в ставки индивидуального  подоходного налога.

Базой налога на имущество (чистое) в основном служит общая стоимость  движимого и недвижимого имущества  за вычетом по нему долговых обязательств. Налог на имущество взимается  в Финляндии, Норвегии, Греции, Германии, Австрии и Люксембурге. Налог  на недвижимое имущество взимается  в Германии, Финляндии, США. База этого  налога - рыночная стоимость недвижимого  имущества на начало года, из которой выделяются фиксированные вычета, позволяющие малым предприятиям избежать налога или значительно снизить его.

В группу налогов на товары и услуги входят акцизы, НДС, налог  с оборота и налог с продажи. Наиболее широкое распространение  имеют акцизы и НДС. Налог с оборота до 1992 года взимался в Финляндии, налог с продаж существует в США. Базой НДС является выручка от реализации облагаемых товаров, услуг, включая акцизы и таможенные пошлины для импортируемых товаров. Наиболее распространены ставки НДС от 15 до 20 %.

По структуре налоговых  поступлений страны можно разделить  на следующие группы:

а) доля налогов на прибыль, на товары, услуги, а также отчисления на социальную защиту незначительны  и колеблются в пределах 25 - 38 % (Испания, Италия, Германия, Бельгия, Норвегия, Западная Европа в среднем);

б) наибольшей является доля подоходных налогов (от 37,5 до 58,6 %) в  США, Соединенном Королевстве Великобритании, Финляндии, Люксембурге, Дании, Швеции и Польше;

в) наибольшей является доля отчислений на социальную защиту (38,4 - 46,1 %) в Австрии, Франции, Нидерландах;

г) наибольшей является доля налогов на товары и услуги (42 - 48,1 %) в Португалии, Греции, Ирландии.

Сравнение ставок отдельных  налогов и платежей не дает представления  о тяжести налогового бремени  в различных странах и не позволяет  оценить влияние системы налогов  и платежей на хозяйственную активность населения. Для этой цели можно использовать понятие совокупной (эффективной) ставки налогов (ЭС) как отношение общей  суммы налогов и платежей, внесенных  предприятием, работником, акционером к добавленной стоимости в  процессе производства и реализации товаров и услуг. Эффективная  ставка показывает, какая часть добавленной  стоимости взимается в государственный  бюджет и внебюджетные фонды.

Эффективная ставка налогов  характеризует общее налоговое  бремя. Однозначного ответа, какое ее значение является слишком высоким, нет. Зарубежные исследования, например, результат Ааффера, показывает, что изъятие у производителей более 35 - 40 % добавленной стоимости делает невыгодным инвестиции в расширение производства. Такую ситуацию называют налоговой ловушкой.

Самой низкой ЭС оказалась  в Гонконге - 20,5 %. Самой высокой  ЭС оказалась в России - 58,9 % (при  ставке налога на прибыль 24 %).

Таким образом, бремя налогов  в России значительно тяжелее, чем  в зарубежных странах и намного  выше уровня налоговой ловушки. Степень налогообложения различных факторов (амортизации, зарплаты и прибыли) также выше, чем в этих странах).

Поскольку российская налоговая  система строилась по образу и  подобию налоговых систем развитых стран, то их опыт в сфере налогообложения  будет несомненно полезен. Но необходимо, конечно, учитывать специфику российской экономики. Специфика России в том и состоит, что жизненно важный для нее экономический подъем может обеспечить только государство: других денег, кроме государственных, на инвестиции и необходимое потребление у нее в ближайшее время не будет. Таким образом, судьба России находится в руках налогов, их фискальной функции, понимаемой в широком воспроизводственном плане.

Информация о работе Основные направления совершенствования налогообложения предприятий