Особенности исчисления единого налога при упрощённой системе налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявить проблемы и определить перспективы её развития.
Эта цель реализуется путем решения следующих задач:
1. изучить исторический аспект становления налоговой системы в России;
2. охарактеризовать основные принципы построения налоговой системы;
3. выявить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;
4. оценить перспективы развития налоговой системы РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4-5
ГЛАВА 1. Становление налоговой системы Российской Федерации
1.1. История становления налоговой системы в России…………………………10
1.2. Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы Российской Федерации………………………………………………………....11-15
ГЛАВА 2. Перспективы и проблемы налоговой системы РФ
2.1. Проблемы современной налоговой системы РФ………………..…….…16-18
2.2. Государственные меры совершенствования налоговой системы РФ на 2011-2013 гг…………………………………………………………………………....19-24
2.3. Предложения по совершенствованию налоговой системы……………...25-28
Заключение…………………………………………………………………….…....29
Список использованной литературы…………………………………………..30-33

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности исчисления единого налога при упрощённой системе налогобложения.docx

— 72.78 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие, принципы  построения и основные функции  налоговой системы Российской  Федерации

 

Для того чтобы охарактеризовать налоговую систему Российской Федерации  необходимо исследовать теоретические  основы ее построения, рассмотреть  принципы и основные функции.

В «Экономическом словаре» под ред. Архипова А. И. содержится следующее  определение налоговой системы  — «совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами»6.

Алиев Б. Х. дает следующее  определение: «Налоговая система - система  экономико-правовых отношений между  государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета  путем отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляется по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе»7.

Налоговую систему можно  определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы  законодательства о налогах и  сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и  систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится  друг с другом в тесной взаимосвязи  и взаимозависимости8.

Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным  рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой  системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений, принимаемых на уровне федерации и регионов. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и сдерживает её в других исходя из общенациональных интересов.

К системообразующим условиям (факторам) формирования и функционирования налоговых систем относятся:

  • собственная налоговая доктрина и налоговая политика государства;
  • законодательная база для строительства налоговой системы;
  • механизм установления и ввода в действие налогов и сборов;
  • виды налогов;
  • порядок распределения налогов по уровням бюджетной системы;
  • система налоговых органов;
  • формы и методы налогового контроля и др.

Выделяются следующие общепринятые принципы построения эффективной налоговой  системы:

  • Экономическая эффективность

Налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства и  эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).

  • Определенность налогообложения

Налоговая система должна быть построена  таким образом, чтобы налоговые  последствия принятия экономических  решений предпринимателем (и юридическим, и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в течение  длительного периода времени. Таким  образом, этот принцип практически  смыкается с принципом стабильности налоговой системы.

  • Справедливость налогообложения

Этот принцип является основным при построении налоговой системы  и предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов  налогоплательщика в отношениях между ним и налоговой администрацией.

  • Простота налогообложения и низкий уровень издержек по взиманию налогов

Налоговое законодательство должно содержать  простые формулировки, понятные большинству  налогоплательщиков, а процедура  взимания налогов должна быть относительно дешевой9.

Система налогообложения  Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3)10:

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы11. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

2. Налоги и сборы не  могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться  исходя из социальных, расовых,  национальных, религиозных и иных  подобных критериев. Не допускается  устанавливать дифференцированные  ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Налоги и сборы должны  иметь экономическое основание  и не могут

быть произвольными. Недопустимы  налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных  прав.

4. Не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие  единое экономическое пространство  РФ и, в частности, прямо  или косвенно ограничивающие  свободное перемещение в пределах  территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК. Налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы), местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК.

6. При установлении налогов  должны быть определены все  элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов  законодательства о налогах и  сборах толкуются в пользу  плательщика налога или сбора12.

Экономическая сущность налогов  непосредственно вытекает из их функций.

В условиях развитых рыночных отношений налогам присущи следующие  функции:

  1. Фискальная функция

Проявляется в обеспечении  государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления  его деятельности.

  1. Регулирующая.

Государственное регулирование  осуществляется в двух основных направлениях. Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений.

Регулирование развития народного  хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным  экономическим законом, действующим  в обществе, является закон стоимости.

  1. Стимулирующая.

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс и социально-экономическую деятельность приоритетных для государства направлений, увеличивает число рабочих мест. Эта функция проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

  1. Распределительная.

Посредством налогов в  государственном бюджете концентрируются  средства, направляемые затем на решение  народно-хозяйственных проблем, как  производственных; так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ —  научно-технических, экономических  и др. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер13.

Функции налогов отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике.

Цель налоговой политики государства – выработка и принятие управленческих решений в области налогообложения. Инструментами налоговой политики являются: налоговая ставка, налоговая база, налоговые льготы.

Основные принципы, которые должны находиться в основе налоговой политики:

  • соотношение прямых и косвенных налогов;
  • применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;
  • дискретность или непрерывность налогообложения;
  • широта применения налоговых льгот, их характер и цели;
  • использование систем вычетов, скидок, изъятий и их целевая направленность;
  • степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;
  • методы формирования налоговой базы1.

 

 

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

 

2.1. Проблемы современной налоговой системы РФ

 

Налоги являются основным регулятором всего воспроизводственного процесса, влияя на пропорции, темпы  и условия функционирования экономики.

Можно выделить три направления  налоговой политики государства:

  • политика максимизации налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно»;
  • политика установления разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства путем обеспечения благоприятного налогового климата;
  • политика, предусматривающая достаточно высокий уровень налогообложения, но при значительной социальной защите населения.

В странах с развитой экономикой преобладают два последних направления. Для России характерен первый, фискальный тип налоговой политики, при котором  государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов.

К основным проблемам отечественной налоговой системы можно отнести следующие:

1. Нестабильность налоговой  политики.

2. Чрезмерное налоговое  бремя, возложенное на налогоплательщика14.

3. Низкий уровень собираемости  налогов и высокая неплатежеспособность  предприятий.

4. Чрезмерное распространение  налоговых льгот, что приводит  к огромным потерям бюджета  (правда, в последние годы многие  из них были отменены)15.

5. Отсутствие стимулов  для развития реального сектора  экономики.

6. Эффект инфляционного  налогообложения. В условиях инфляции капитал с длительным циклом оборота (фермерский, промышленный) несет дополнительную налоговую нагрузку.

7. Чрезмерный объем начислений  на заработную плату.

8. Единая ставка налога  на доходы физических лиц.

Основной причиной перехода на «плоскую» шкалу налога на доходы физических лиц является стремление вывести заработную плату из «тени». Но как показывает практика, данная мера не оправдала возложенные на нее надежды.

9. Перенос основного налогового  бремени на производственные  отрасли.

10. Тенденция к расширению  доли прямых налогов.

11. Теневая экономика.

12. Еще одна проблема  заключается в том, что наряду  с законами действуют многочисленные  подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения  и т.д. Это, прежде всего,  затрудняет работу самих налоговых  служб. Этого сложно избежать  из-за высокого динамизма процессов,  которые происходят в хозяйственной  жизни страны.

          13. Проблемы в налоговом законодательстве.

Главная проблема Налогового кодекса РФ, как представляется, заключается в том, что он не раскрывает комплексный характер налоговых  отношений как специальных властных отношений, возникающих в процессе налогообложения.

Есть и другие нерешенные проблемы современного налогового законодательства в России:

  • вводимые налоги не подкрепляются экономико-правовой документацией; нет ссылок на конституционные основы установления того или иного налога; нет связи бюджетных интересов и интересов налогоплательщика;
  • понятие цели налога как инструмента финансового обеспечения деятельности государства официально не прокомментировано, и в практике бюджетного распределения финансирования социальных интересов гражданина осуществляется оп остаточному методу;
  • среди функций налогообложения на первый план выходит фискальная (по ст. 8 НК РФ)16.

Большой резерв для налогообложения  сосредоточен в теневой экономике. Но капиталам, укрытым от налогообложения, и при желании владельцев крайне сложно вернуться в легальную  производственную сферу: крупные инвестиции могут привлечь внимание налоговых  органов к источнику средств. Поэтому капиталы, единожды попавшие в теневой оборот, так в нем  и остаются или вывозятся за границу.

Информация о работе Особенности исчисления единого налога при упрощённой системе налогообложения