Особенности исчисления и уплаты физическими лицами транспортного налога в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение исчисления и уплаты физическими лицами транспортного налога.
Объектом исследования данной работы является транспортный налог.
Предмет – вопросы исчисления и уплаты данного налога.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
изучить транспортный налог и порядок его исчисления,
определить основные элементы, т.е. субъекты, объекты, ставки, налоговую базу, порядок и сроки уплаты;
сравнить ставки транспортного налога в разных регионах;
посмотреть, как менялись ставки на протяжении нескольких периодов;
рассмотреть пути совершенствования транспортного налога

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 96.88 Кб (Скачать файл)

12.11.2009 Государственный совет республики Коми вынес решение о повышении транспортного налога, однако хотя закон вступает в силу с 2010 года, фактически увеличенный налог автовладельцы заплатят только в 2011 году, при этом повышение коснулось всех автомобилей кроме грузовых с мощностью двигателя менее 200 л.с.

Так же осталась без изменения ставка транспортного налога по яхтам и гидроциклам, однако тут нет ничего неожиданного - по данным видам транспортных средств она итак превышает все разумные нормы. А вот автомобили с мощностью менее 100 л.с. разделили, добавив дополнительную градацию, за автомобиль мощностью до 70 л.с. ставка транспортного налога составит 5 рублей, а от 71 до 85 л. с. - 10 рублей, от 86 до 100 лошадиных сил - 15 рублей. Таким образом, на особо мощные автомобили ставка транспортного налога может вырасти вдвое. [17]

В данный момент власти разных субъектов РФ задаются вопросом, будут ли они повышать ставки налога или нет. Их решение может вызвать недовольство граждан и массовые забастовки. Все эти меры по повышению ставки налога могут привести к ухудшению состояния в экономике, которое только начало выходить из кризиса.

Установленные статьёй 2 Закона ставки действовали в практически неизменном виде с 2003 года по 2009 год. За эти годы изменения коснулись только ставок налога за мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя свыше 35 л.с., которые были снижены с января 2004 года с 10 руб. за 1 л. с. до 7 руб. за 1 л. с.,  а с января 2005 года в таблице налоговых ставок появилась строка 11.1, согласно которой за самолеты, имеющие реактивные двигатели ставка налога устанавливается согласно силе тяги в размере 20 руб. за 1 кг. силы тяги.

Сложившаяся ситуация поменялась с принятием Закона Омской области от 23.07.2009 N 1183-ОЗ «О внесении изменения в статью 2 Закона Омской области «О транспортном налоге». Данные законодательный акт опубликован в газете «Омский вестник» от 27.07.2009 года №68, текст Закона размещен  в системе «Консультант Плюс».     Данный законодательный акт вводит новые ставки транспортного налога, которые будут применяться при исчислении данного налога с 1 января 2010 года. Исчисленный физическим лицам транспортный налог за будущий 2010 год по новым ставкам, физические лица могут уплатить до 1 февраля 2011 года.

Рассмотрим на примере легкового и грузового транспорта, как изменятся ставки транспортного налога с 2010 года на территории Омской области.

По легковому транспорту в наименьшей степени возросли ставки налога за автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. – по ним налоговая ставка выросла с 5 руб. за 1 л. с. до 7 руб. за 1 л. с., по всем остальным легковым автомобилям величина налоговой нагрузки у их собственников возрастет наполовину, ввиду увеличения ставок налога.  Например, для автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л. с. до 150 л. с. налоговая ставка возрастет с 10 руб. за  1 л. с.  до  15 руб. за 1 л. с.

По грузовому транспорту ставки налога выросли в большей степени, чем по легковому, что видно из следующей таблицы:

Таблица

Ставки налога по грузовому транспорту

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой   
лошадиной силы):                                    

Налоговая ставка 
(в рублях за 1 л.с.)

2003-2009 г.

Налоговая ставка 
(в рублях за 1 л.с.)

 с  2010 г.

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно             

10

20

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 
кВт) включительно                                   

 

16

 

30

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 
кВт) включительно                                   

 

20

 

40

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9  
кВт) включительно                                   

 

26

 

50

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)                    

34

60


 

Так как транспортный налог относится к региональным налогам и величина ставок по нему, прежде всего, определяется на уровне субъектов федерации, у многих граждан вольно или невольно встает вопрос, о том, не являются ли ставки транспортного налога, действующие или которые будут действовать в Омской области какими – либо запредельными по сравнению со ставками, действующими в соседних регионах.

Специалистами УФНС России по Омской области  проведен анализ законодательной базы по транспортному налогу действующей на уровне субъектов федерации в 2009 году. Источник – интернет, www.google.ru, окно поиска – «транспортный налог народная бухгалтерская энциклопедия». В этой энциклопедии  на страничке транспортный налог, собраны все 85 региональных законов по транспортному налогу в редакции, действующей в 2009 году и каждый желающий может, что называется из первых рук узнать, как обстоят дела у соседей со ставками транспортного налога.

В законе Омской области «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 2 ЗАКОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ "О ТРАНСПОРТНОМ НАЛОГЕ"», Принятом Постановлением ЗС Омской области от 9 июля 2009 г. N 206, происходит значительное увеличение ставок налога. (Приложение 7)

Следует однозначно сказать, что ставки транспортного налога, установленные в Омской области в 2009 году по сравнению со ставками, действующими в соседних регионах –  Новосибирская, Тюменская, Томская, Кемеровская области, Алтайский край – по всем категориям транспортных средств - самые незначительные.

Сравнивая ставки налога, которые будут действовать в Омской области в 2010 году по сравнению со ставками, действующими в соседних регионах в 2009 году можно сказать, что и в этом случае в лидерах по ставкам транспортного налога Омская область не будет. Например, в соответствующем законе Курганской области запланирован рост транспортного налога и на 2010  год и на 2011 год.[1]

Итак, НК РФ не содержит подробного перечня условий, составляющих порядок уплаты налога. Уплата налога может производиться разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном актами законодательства о налогах и сборах.

Думается, что под иным порядком подразумевается внесение налога авансовыми платежами. Следует подчеркнуть, что порядок и сроки уплаты транспортного налога должны быть определены в самом региональном законе и не могут быть отнесены к компетенции органа исполнительной власти, иначе налог не может считаться установленным.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Глава 28 НК РФ, по моему мнению, не содержит правовых норм, исключающих введение на территории субъектов РФ авансового порядка уплаты транспортного налога. Вопрос о целесообразности введения такого порядка решает региональный законодатель.

При расчете транспортного налога необходимо рассчитывать налоговую базу, т.к. это обязательный элемент состава налога (элемент налогообложения). При этом, как и при разрешении вопроса о налоговых ставках (ст. 361 НК РФ), транспортные средства разделены на 3 группы по принципу: с двигателем (они вошли в первую группу), водные, по которым возможно в качестве физического показателя избрать вместимость (вторая группа), и все остальные (третья группа). Естественно, для каждой группы избраны свои физические показатели налоговой базы.

 

 

 

 

Заключение

Значение региональных налогов в налоговой системе определяется в первую очередь тем, что поступления от этих налогов являются значительным источником формирования доходной части региональных бюджетов (непосредственно по транспортному налогу – территориальных дорожных фондов), а следовательно, источником финансирования экономических и социальных программ развития регионов (по транспортному налогу - финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности республик в составе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, областей, а также затрат на управление дорожным хозяйством).

Транспортное средство является достаточно емким объектом вложения денежных средств. Вместе с тем эта капиталоемкость не превышает тех преимуществ, которые дает транспортное средство. Сочетание этих двух обстоятельств делает данный вид имущества благоприятным объектом для налогообложения.

Транспортный налог относится к региональным налогам, поэтому законодательные органы субъекта РФ определяют ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты, форму отчетности…Для исчисления налога необходимо определить все его элементы.

НК РФ не содержит подробного перечня условий, составляющих порядок уплаты налога. Уплата налога может производиться разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном актами законодательства о налогах и сборах.

Думается, что под иным порядком подразумевается внесение налога авансовыми платежами. Следует подчеркнуть, что порядок и сроки уплаты транспортного налога должны быть определены в самом региональном законе и не могут быть отнесены к компетенции органа исполнительной власти, иначе налог не может считаться установленным.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Глава 28 НК РФ, по моему мнению, не содержит правовых норм, исключающих введение на территории субъектов РФ авансового порядка уплаты транспортного налога. Вопрос о целесообразности введения такого порядка решает региональный законодатель.

При расчете транспортного налога необходимо рассчитывать налоговую базу, т.к. это обязательный элемент состава налога (элемент налогообложения). При этом, как и при разрешении вопроса о налоговых ставках (ст. 361 НК РФ), транспортные средства разделены на 3 группы по принципу: с двигателем (они вошли в первую группу), водные, по которым возможно в качестве физического показателя избрать вместимость (вторая группа), и все остальные (третья группа). Естественно, для каждой группы избраны свои физические показатели налоговой базы.

Таким образом, установлена зависимость ставки транспортного налога от таких критериев, как категория транспортного средства и мощность (тяга) двигателя либо валовая вместимость транспортного средства.

Несмотря на простоту исчисления транспортного налога, значительно отличающуюся от порядка исчисления налога на прибыль, НДС, ЕСН, в процессе администрирования налога, как было описано выше, существуют серьезные недоработки, препятствующие его наиболее полной собираемости. Следует сказать, что дальнейшие пути совершенствования должны заключаться в изменении законодательной базы в этой области на основе выявления наиболее значимых ошибок.

На территории Омской области транспортный налог установлен и введён в действие  с 01.01.2003 года Законом Омской области от 18 11.2002 года №407-ОЗ «О транспортном налоге».

За минувшие со дня принятия закона семь с лишним лет, в него неоднократно вносились те или иные поправки, которые, однако, не оказывали существенного влияния на величину уплачиваемого налога. Это произошло, прежде всего, потому, что при вносимых в закон изменениях, практически не затрагивались действующие с 2003 года ставки налога, которые являются существенным элементом любого налогообложения.

В соответствии со ст. 361 Кодекса налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на единицу мощности (тяги) двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

 

 

 

 

Список литературы

Законодательные и нормативные документы:

1. Закон Омской области от 9 июля 2009 г. N 206 «о внесении изменения в статью 2  закона Омской области «о Транспортном налоге»»

2. Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации по состоянию на 20.04.2008г

3. Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации по состоянию на 20.01.2008г.

4. Налоговый кодекс РФ по состоянию на 20.04.2009г.

5. Приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 02.03.95 N 137 «о Временных правил регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до шести месяцев».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.94 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации"

7. Приказ МВД России, ГТК России и Госстандарта России от 30.06.97 N 399/388/195 (зарегистрировано в Минюсте России 10 июля 1997 г., N 1349)

8. Приказ МВД России от 27.01.2003 N 59 «о Правилах регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним».

9. Приказ МВД России от 27.01.2003 N 59 (зарегистрирован в Минюсте России 07.03.2003, N 4251).

10. Приказ Минсельхозпродом России от 16.01.95 N 785 «о Правилах государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним»

11. Приказ Минтранса России N ДВ-44 «о правилах государственной регистрации воздушных судов авиации общего назначения Российской Федерации»

12. Приказ Минтранса России N ДВ-110 «о правилах государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации»

13. Приказ Минтранса России от 12.10.95 N ДВ-110 « о Правилах государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации»

Информация о работе Особенности исчисления и уплаты физическими лицами транспортного налога в Российской Федерации