Особенности налогообложения юридических лиц в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 13:02, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации и современные тенденции ее развития в экономике России. Предмет исследования – совокупность экономических отношений, связанных с развитием системы налогообложения в Российской Федерации.
Цель исследования – выявление основ функционирования налоговой системы и перспективы развития налоговой политики России на современном этапе.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи исследования:
Изучить развитие и принципы построения налоговой системы РФ;
Рассмотреть недостатки налоговой системы России;

Содержание

Введение
Часть I. Теоретическая.
1.1. Характеристика основных элементов налоговой системы РФ
1.2. Сравнение налогообложения юридических лиц и ИП. Общий и специальные режимы налогообложения
Заключение
Часть II. Расчетная по основным налогам РФ.
2.1. Расчет налоговых платежей в отношении общего режима налогообложения
2.2. Расчет налоговых платежей по упрощенной системе налогообложения
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая налогообложение.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Особенности налогообложения юридических лиц

в Российской Федерации

 

 

Содержание

 

Введение

Часть I. Теоретическая.

1.1. Характеристика основных элементов налоговой системы РФ

1.2. Сравнение налогообложения юридических лиц и ИП. Общий и специальные режимы налогообложения

Заключение

Часть II. Расчетная по основным налогам РФ.

2.1. Расчет налоговых платежей в отношении общего режима налогообложения

2.2. Расчет налоговых платежей по упрощенной системе налогообложения

Список использованной литературы

 

Введение

 

Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней  и, следовательно, решающим фактором в  создании финансовой базы, необходимой  для выполнения социально-экономических  и других задач государства. Именно поэтому необходимо чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Налоговая политика является частью финансовой политики любого государства и оказывает колоссальное воздействие на экономику.

С 1991 года налоговая система  в России создавалась практически заново. Отечественный опыт функционирования такой системы в рыночных условиях весьма невелик. В индустриально развитых странах существует огромный, причем теоретически осмысленный и обобщенный опыт взимания и использования налогов. Но он может быть использован лишь с учетом специфики экономических, социальных и политически условий современной России. Налоговая политика России в 1990-е годы являлась довольно пассивным инерционным инструментом мобилизации доходов в бюджет страны. Именно игнорирование роли налогов как одного из важнейших рычагов управления экономкой привело к тому, что на протяжении всего периода реформ российская экономика функционировала в условиях высокого фискального бремени. Это привело к нестабильности всей хозяйственной системы и к криминализации экономики, что в конечном итоге сказалось на снижении конкурентоспособности страны. Реформирование налоговой системы, начавшееся в 1999 г., и продолженное на новом этапе (после 2005 г.) было вызвано в том числе необходимостью активизации налоговых инструментов в процессе экономического развития страны.

Одним из звеньев налоговой  политики является определение основных направлений использования налогов  на перспективу и текущий период, с учетом путей достижения поставленных финансовой политикой целей, международных факторов и возможностей роста финансовых ресурсов. Таким образом, на налоговую политику колоссальное влияние оказывает в том числе и международная политика. Сегодня вместе с набирающим темпы процессом глобализации возрастает налоговая конкуренция между странами в борьбе за капитальные инвестиции. Страны вынуждены проводить налоговую политику, максимально способствующую привлечению инвестиций и повышению конкурентоспособности национальной экономики. Более того, именно активная позиция государства в сфере налоговой конкуренции является одним из факторов долгосрочного экономического роста.

Таким образом, актуальность темы обуславливается важностью и необходимостью совершенствования налогообложения, реформирования налоговой системы, формирование и развитие налоговой культуры населения, которые бы отвечали современным условиям развития отечественной экономики.

Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации и современные тенденции ее развития в экономике России. Предмет исследования – совокупность экономических отношений, связанных с развитием системы налогообложения в Российской Федерации.

Цель исследования – выявление основ функционирования налоговой системы и перспективы развития налоговой политики России на современном этапе.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие  задачи исследования:

  1. Изучить развитие и принципы построения налоговой системы РФ;
  2. Рассмотреть недостатки налоговой системы России;
  3. Провести сравнение налогообложения юридических лиц и ИП. Общий и специальные режимы налогообложения;

 

Часть I. Теоретическая.

1.1 Характеристика основных элементов налоговой системы РФ

 

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативно-правовых актов о налогах и сборах субъектов Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом.

В настоящее время федеральное налоговое законодательство включает в себя 2154 нормативных документа, в том числе:

  • Налоговый кодекс (в двух частях);
  • 130 Федеральных законов, считая в том числе и отдельные положения Кодексов РФ;
  • 52 указа Президента РФ;
  • 293 постановления Правительства РФ;
  • 1204 письма;
  • 178 приказов министерств и ведомств;
  • 296 инструкций, положений, распоряжений и других документов.

Основополагающим документом законодательства Российской Федерации  о налогах и сборах является Налоговый  кодекс РФ. Ему должны соответствовать федеральные законы о налогах и сборах, а также соответствующие законы субъектов Федерации и законодательные акты органов местного самоуправления.

Налоговый кодекс РФ устанавливает принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, а также принципы установления региональных и местных налогов и других обязательных платежей.

Налоговый кодекс определяет правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, кредитных учреждений и других участников налоговых отношений. Налоговый кодекс устанавливает основные положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговых обязательств, обеспечению мер по их выполнению, ведению учета поступающих финансовых ресурсов, привлечению налогоплательщиков к ответственности за налоговые правонарушения и обжалованию действий должностных лиц налоговых органов. Практически речь идет о формировании новой для нашей страны отрасли права – налогового права с глубокой проработкой всех элементов, с учетом, мирового и накопленного за последние годы отечественного опыта, а также специфики развития национальной экономики1.

Налоговым кодексом РФ создается  единая комплексная система налогов  в стране, определяются функции, полномочия и ответственность всех уровней власти в проведении налоговой политики.

Введением части первой Налогового кодекса был сделан крупный  шаг к стабилизации налоговой  системы, положено начало упорядочению отношений между налогоплательщиком и государством в лице налоговых органов. Устранена такая негативная практика, как введение налоговых изменений путем принятия законов, имеющих обратную силу.

Стабилизация налоговой  системы сказывается и в том, что устанавливается четкая кодификация  налогов, а нормы и положения, регулирующие налогообложение, приводятся в единую упорядоченную систему, которая существенно упрощается за счет отмены множества подзаконных актов, зачастую противоречащих друг другу. После принятия всех глав части второй Налогового кодекса уменьшится общее количество видов налогов, которые могут быть введены на территории Российской Федерации.

Законодательство о налогах  и сборах регулирует властные отношения  по установлению и взиманию налогов  и сборов, в том числе отношения, возникающие в процессе налогового контроля.

Налоговая система РФ предусматривает  наличие налогов трёх уровней  – федеральные, региональные (субъектов  Федерации) и местные. Закрытый список региональных и местных налогов  и сборов защищает налогоплательщиков от попыток поправить доходную часть соответствующих бюджетов местным налоговым законотворчеством.

Федеральные налоги (ст.13 НК РФ) предусмотрены  следующие: налог на добавленную  стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль  организаций, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, государственная пошлина, налог на добычу полезных ископаемых. Региональные налоги (ст.14 НК РФ) – это транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций. К местным налогам относятся (ст.15 НК РФ) налог на имущество физических лиц и земельный налог2.

При этом отнесение налогов к  тому или иному уровню означает регулирование  его исключительно федеральным  законодательством или совместно федеральным (в лице Налогового кодекса) и региональными или местными нормативными актами, а не зачисление его в бюджеты того или иного уровня. Например, налог на прибыль организации распределяется между всеми тремя уровнями бюджетной системы, налог на доходы физических лиц зачисляется целиком в бюджеты субъектов Федерации, хотя названные налоги являются федеральными.

Субъекты РФ заинтересованы в эффективности функционирования региональной налоговой системы  в силу различных предпосылок: правовых (необходима четкость нормативного регулирования региональных налогов, сочетающего компетенцию Российской Федерации и субъектов РФ); организационных (отлаженность нормативной основы «облегчает» механизмы взимания налогов); финансово-экономических (налоги составляют значительный объем доходов субъектов РФ); социальных (хорошо отлаженная налоговая система в идеале должна учитывать экономические возможности населения соответствующие платежи уплатить, налоговые льготы и вычеты в соответствии с интересами налогоплательщиков) и т.д.

Эффективность построения системы  региональных налогов и совершенствование  механизма организации взимания фискальных платежей на уровне субъектов  РФ подразумевают четкое оформление требований функционирования соответствующих  налоговых отношений, выражающихся в принципах регионального налогообложения. Речь идет о принципах разного рода: политических, правовых, организационных, социально-экономических принципах, имеющих непосредственное значение для развития налоговых отношений установления, взимания региональных налогов, осуществления налогового контроля на региональном уровне. Причем правовые принципы в данном случае имеют первостепенное значение как требования, заключающие в себе разносторонние предпосылки налогообложения (социальные, финансово-экономические и т.д.). Правовые принципы налогообложения основаны на положениях Конституции РФ: в одних случаях будучи прямо закреплены в ней (ст. 57, 72 и т.д.), в других случаях – будучи предусмотрены в иных нормативных правовых актах, положения которых вытекают из конституционных установлений. Принципы налогообложения являются важной составляющей правового режима налогов субъектов РФ (регионального налогообложения)3.

При всей теоретической и практической важности формулирования юридических  принципов налогообложения применительно именно к региональным налоговым правоотношениям к настоящему периоду в теории налогового права пока еще не выработано однозначного подхода к содержанию указанных принципов. Так, например, из положений законодательства о налогах и сборах (прежде всего это касается Налогового кодекса РФ) не совсем ясно какими требованиями руководствуется законодатель, относя одни налоговые платежи к федеральным, другие – к региональным, третьи – к местным. Выводы специалистов относительно проблемы формулирования критериев разграничения налогов между территориальными уровнями государства носят довольно поверхностный характер. Не всегда ясен и механизм соотношения налогового и бюджетного законодательства в аспекте разграничения налоговых платежей между бюджетами в качестве доходов соответствующих бюджетов: какими правилами руководствуется законодатель в ходе установления нормативов отчислений налогов из одного бюджета в другой.

Формирование оптимальной системы  налогообложения посредством должного нормативного регулирования различных ее режимных характеристик позволило бы региональному законодателю равномерно и справедливо распределять налоговое бремя, установить баланс интересов государства и налогоплательщиков, выявить особенности налогово-правовых институтов и системы налогообложения в целом, распространяя их на региональное налогообложение. Это даст возможность определить структурные элементы налоговой системы и ключевые направления государственной экономической, в том числе налоговой, политики.

 

1.2 Сравнение налогообложения юридических лиц и ИП. Общий и специальные режимы налогообложения

 

Общая система налогообложения, или общий налоговый режим, в  дальнейшем – ОСН – понятие, существующее для совокупности законов, правил, которыми регламентируются учет и налоги предприятий различных организационных форм (ИП, ООО, ЗАО, ОАО прочих), не находящихся на специальных налоговых режимах (специальных системах налогообложения – УСН, ЕНВД, ЕСХН, Соглашение о разделе продукции).

При общей системе налогообложения предприятие платит:

Налог на добавленную  стоимость (НДС) – 18% от всего заявленного дохода (не от полученных денег, а от общей стоимости отгруженного товара по накладным и/или актам на оказанные услуги). То есть, НДС платится, даже если деньги ещё не получены.

Налог на имущество – 2,2% от стоимости имущества.

Налоги, относимые на заработную плату в 2013 г. Они составили 30% от фонда оплаты труда.

Информация о работе Особенности налогообложения юридических лиц в Российской Федерации