Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 13:53, контрольная работа
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей федеративного устройства России.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
рассмотреть развитие федеративного устройства России;
проанализировать федеративное устройство современной России;
рассмотреть принципы федеративного устройства России.
Введение
Основная часть:
Глава 1. Федеративное устройство России:
1.1. Развитие федеративного устройства России
1.2. Федеративное устройство современной России
Глава 2. Принципы федеративного устройства России:
2.1. Верховенство Конституции и федеральных законов
2.2. Равноправие субъектов федерации
2.3. Государственная целостность
2.4. Единство системы государственной власти
2.5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ
2.6. Равноправие и самоопределение народов
Оглавление:
Введение
Основная часть:
Глава 1. Федеративное устройство России:
1.1. Развитие федеративного
1.2. Федеративное устройство
Глава 2. Принципы федеративного устройства России:
2.1. Верховенство Конституции и федеральных законов
2.2. Равноправие субъектов
2.3. Государственная целостность
2.4. Единство системы государственной власти
2.5. Разграничение предметов
2.6. Равноправие и самоопределение народов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования.
В соответствии с Конституцией РФ (ст.1) Российская Федерация есть федеративное государство.
Как заметил Вишняков В. Г., «принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации»1. Среди таких принципов выделяют следующие: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей федеративного устройства России.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
рассмотреть развитие федеративного устройства России;
проанализировать федеративное устройство современной России;
рассмотреть принципы федеративного устройства России.
Объект исследования – особенности федеративного устройства России.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением особенностей федеративного устройства России.
Основная часть
Глава 1. Федеративное устройство России
1.1. Развитие федеративного устройства России
Возникшая в результате победы Октябрьской
революции Российская Советская
Республика являлась унитарным государством.
Она была провозглашена в границах
дореволюционной, царской России. Однако
многонациональность России и провозглашение
советской властью права наций
на самоопределение активизировали
тенденцию к распаду России, возникшую
еще до Октября, когда усилилось
национально-освободительное
Декларация прав трудящегося и
эксплуатируемого народа, принятая III
Всероссийским съездом Советов
рабочих, солдатских и крестьянских
депутатов в январе 1918 г., провозгласила
Россию федерацией. Подчеркивалось стремление
"создать действительно
Вскоре после Съезда началось практически формирование Российской Федерации, государственное строительство ее составных частей1.
Принятая в июле 1918 г. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики закрепила федеративный принцип организации государственного единства РСФСР.
В первой половине 1918 г. основной и единственной формой автономии была автономная республика. Однако уже во второй половине 1918 г. создается новая форма автономии - трудовая коммуна, а с 1920 г. начинает широко применяться еще одна форма автономии - автономная область. К концу 1922 г. основная масса народов России завершила создание своей автономии. Все эти автономии, образовавшиеся после принятия Конституции, формировались на основе законов центральной власти. После издания общероссийского закона о провозглашении автономии созывались учредительные съезды Советов автономных единиц, на которых акт провозглашения автономии реализовывался.
Высшей формой автономии была автономная республика, которая являлась государством, имеющим свой государственный механизм, свою конституцию (или закон, выполняющий ее функции).
Наряду с внутренним развитием Российской Федерации в 1917 - 1922 годах возникают и развиваются ее связи с другими независимыми республиками, образовавшимися в это время.
Вступление РСФСР в состав Союза ССР совпало с завершением становления самой Российской Федерации. С 1923 г. начинается новый этап в развитии формы государственного единства Республики. Он, прежде всего, характеризуется изменением форм автономии. Национальные округа как новая форма автономии являлись особенностью лишь Российской Федерации. Ни в одной другой союзной республике они не создавались.
В этот же период можно отметить и переход многих народов России к более высоким формам государственности. Первым шагом в этом направлении стало преобразование округов Горской АССР в автономные области, начавшееся в 1921 г.
Важным этапом в государственном
строительстве РСФСР стало
В годы Великой Отечественной войны
сталинский тоталитарный режим предпринял
ряд репрессивных мер по отношению
к целым народам, населяющим Российскую
Федерацию, некоторые из которых
были обвинены в сотрудничестве с
немецко-фашистскими
Конституция РСФСР 1978 г. вновь зафиксировала суверенный статус РСФСР и ее право свободного выхода из СССР. В соответствии с Конституцией в составе Российской Федерации находились 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов (так стали называться бывшие национальные округа), которые были перечислены в ней поименно.
Новая Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила федеративное устройство России в составе 89 субъектов, которыми были признаны республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа и которые, как установлено в ст. 5 Конституции, между собой равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
1.2. Федеративное устройство современной России
При выборе оптимальной формы
Сегодня Российская Федерация является федеративным государством, которое идет по пути централизации, что выражается в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и т. д. Кроме того, до сих пор отсутствует сбалансированные отношения между центром и субъектами федерации1.
В российской конституционной практике указывается на ряд проблем, связанных с формой территориального устройства в России. Анализ статей 5, 66, 68 Конституции России показывает, что субъекты Российской Федерации фактически неравноправны. Например, только республики именуются в тексте Основного закона государствами; учредительным документом республики является конституция, а иных субъектов – устав. Республики и автономии строятся по национальному признаку, однако только республики
вправе вводить собственный государственный язык. Кроме того, современные проблемы федеративного устройства России связаны с большим размером территории государства, огромным количеством субъектов.
Наблюдая процесс поступательного развития федерализма во многих странах и сравнивая этот процесс с эволюционным изменением федерализма в России, многие задаются вопросом: каковы же реальные перспективы развития российского федерализма в будущем?
Учитывая опыт формирования и функционирования формы государственного устройства Российской Федерации в настоящем или как он проявится в будущем, представляется важным обратить внимание на следующие тенденции.
1. В условиях перехода от старой
формы государственного
2. Сохранена тенденция
3. В настоящее время, в
4. В Конституции Российской
5. Тенденции четкой и ясной структуризации и правового оформления субъектов Российской Федерации, форма государственного устройства России, строительства и функционирования ее правовой системы, согласно которому Российская Федерация как демократическое федеративное правовое государство состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ст. 1, ч. 1 и ст. 5, ч. 1 Конституции РФ).
6. Выверены подходы к
7. Наличие разнообразных форм
национально-государственного
Глава 2. Принципы федеративного устройства России
2.1. Верховенство Конституции и федеральных законов
В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 4), «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».
Верховенство федеральной
Верховенство федеральных
В ч. 1 ст. 76 говорится, что «по предметам
ведения Российской Федерации принимаются
федеральные конституционные
Ч. 5 ст. 76 Конституции РФ устанавливает гарантии и пределы действия и применения федеральных законов, а также законов и иных актов субъектов Федерации, изданных по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В данной статье указано, что «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон».
Из данного положения вытекают два практических последствия.
Во-первых, любой акт субъекта Федерации, в том числе и закон республики в составе Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, изданному по предметам исключительного ведения Российской Федерации и ее совместного ведения с субъектами Федерации, не подлежит применению, так как согласно Конституции в этом случае действует федеральный закон.
Во-вторых, приоритет федерального закона относится также и ко всем иным нормативным правовым актам, изданным в Российской Федерации; актам федеральных органов – Правительства, федеральных министерств, государственных комитетов и иных ведомств, поскольку они также изданы в Российской Федерации.
Из данной формулы вытекает то, что приоритет федерального закона распространяется и на указы Президента Российской Федерации, поскольку его указы и распоряжения не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ч. 3 ст. 90).
Ч. 6 ст. 76 устанавливает важную гарантию приоритета нормативного правового акта субъекта Федерации в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с ч. 4 той же статьи. Это означает, что при наличии такого противоречия действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.