Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 16:26, курсовая работа
Главным побудительным мотивом уплаты налогов всегда была отнюдь не сознательность налогоплательщиков, а меры принуждения, которые могут быть применены к ним при выявлении уклонения от уплаты налогов и сборов либо уплаты их в неполном объеме. Со временем такие меры были оформлены в соответствующие правовые нормы, регулирующие материальные и процессуальные вопросы применения подобных мер принуждения.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Налоговая ответственность как разновидность ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах………………………………5
Отграничение налоговой ответственности от иных видов юридической ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах……………………………………………………….5
Общие положения об ответственности за налоговые правонарушения………………………………………………………..9
2.Механизм привлечения к налоговой ответственности……………………...13
2.1 Основания налоговой ответственности…………………………......13
2.2. Меры налоговой ответственности……………………………….....16
2.3. Производство по делам о налоговых правонарушениях…………18
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………………...25
АНО ВПО «Омский экономический институт»
Курсовая работа
по дисциплине: налоговое право
на тему: Ответственность за налоговые правонарушения
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Налоговая ответственность как разновидность ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах………………………………5
2.Механизм привлечения к налоговой ответственности……………………...13
2.1 Основания налоговой ответственности………………………….....
2.2. Меры налоговой ответственности………………………………...
2.3. Производство по
делам о налоговых правонарушен
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Налоги - неотъемлемая часть общественно-хозяйственной жизни. От них в значительной степени зависит благополучие граждан, предприятий и государства в целом. Налоги исторически связаны с появлением государства и выполнением целого ряда общегосударственных функций.
Главным побудительным мотивом уплаты налогов всегда была отнюдь не сознательность налогоплательщиков, а меры принуждения, которые могут быть применены к ним при выявлении уклонения от уплаты налогов и сборов либо уплаты их в неполном объеме. Со временем такие меры были оформлены в соответствующие правовые нормы, регулирующие материальные и процессуальные вопросы применения подобных мер принуждения.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с применением мер ответственности за налоговые правонарушения и правовым регулированием данного явления. Для того что подтвердить это утверждения приведём немного статистики.
По данным Прокуратуры Российской Федерации, за 2012 год в стране было совершено около 173 000 экономических преступлений, значительная часть которых так или иначе связана с нарушениями законодательства о налогах и сборах1. По сравнению с 2011 г. общее количество зарегистрированных преступлений в сфере экономики снизилось примерно на 14,5%, что не может не радовать, но при этом темпы снижения экономической преступности продолжают сокращаться третий год подряд Две трети выявленных преступлений предварительно расследованы, материалы по 85% расследованных преступлений направлены в суды. Вместе с тем в 2012 г. остались нераскрытыми свыше 33 500 преступлений в сфере экономики, т.е. почти каждое пятое из зарегистрированных2.
Основной целью курсовой работы является исследование основных теоретических вопросов относительно ответственности за налоговые правонарушения.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи.
- изучение нормативную
базу регулирующую вопросы,
- изучение научной литературы по данной теме
- дать определение и раскрыть сущность налоговой ответственности
- выявить разграничения
налоговой ответственности и
иных видов юридической
- детально проанализировать
производство по делам о
1.Налоговая ответственность как разновидность ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах
1.1 Отграничение
налоговой ответственности от
иных видов юридической
Для того, что бы раскрыть тему данной главы, для начала необходимо дать определение юридической ответственности в целом.
Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение. Факт правонарушения ставит субъекта (правонарушителя) в определенную юридическую связь с государством, в которой государство в лице компетентных органов выступает как управомоченная сторона, а правонарушитель - как обязанная. При этом и правомоченная и обязанная стороны действуют в рамках закона, и реализация юридической ответственности осуществляется на основе права, конкретных санкций правовых норм, предусматривающих ответственность именно за данное правонарушение3.
В современной правовой литературе можно встретить позиции, характеризующие юридическую ответственность как: принудительное исполнение обязанности; установленную государством меру принуждения за совершенное правонарушение; состояние принуждения к исполнению обязанности; правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем; наказание; обязанность правонарушителя отвечать за свое противоправное виновное деяние и т.д.
Отсутствие единого
определения юридической
Тютин Д.В. считает, есть
основания полагать, что при определении
юридической ответственности в
целом и ответственности за правонарушения
в сфере налогообложения
Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах не существует изолированно только в рамках налогового права – в зависимости от тяжести совершенного деяния или субъектного состава возможно применение норм иных отраслей права в целях охраны имущественных интересов государства.
Основными нормативными актами, регламентирующими ответственность за нарушения налогового законодательства, являются Налоговый кодекс Российский Федерации (далее НК РФ), Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ), Уголовный кодекс РФ (деле УК РФ). Урегулированная в НК РФ ответственность за правонарушения в сфере налогообложения имеет специальное обозначение - "налоговая ответственность" и регламентируется в гл. 15-16, 18. Ненормативным (правоприменительным) актом, в котором от имени государства осуждается противоправное поведение, а также применяются неблагоприятные юридические последствия (штрафы), является решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности (ст. 101 и 101.4 НК РФ)5.
Административная ответственнос
Ответственность за совершение налоговых правонарушений предусмотренная НК РФ существенно отличается от ответственности установленной КоАП РФ. Поэтому невозможно субсидиарное применение норм КоАП РФ; различаются определения вины организаций в п. 4 ст. 110 НК РФ и в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, а также правила исчисления сроков давности привлечения к ответственности по ст. 113 НК РФ и по ст. 4.5 КоАП РФ. Способы индивидуализации наказания также различны. В НК РФ установлены штрафы в точно определенной (определимой) сумме, но в ст. 112, 114 НК РФ предусмотрены обстоятельства, смягчающие (отягчающие) ответственность, то есть позволяющие снизить штрафы без ограничения нижнего предела (не менее, чем в два раза); в положениях КоАП РФ зачастую предполагается верхний и нижний предел штрафов, хотя предусмотрен механизм признания правонарушения малозначительным и полностью исключающим наказание.
Ответственность за нарушения законодательства
о налогах и сборах в Уголовном
кодексе предусмотрена гл. 22 «Преступления
в сфере экономической
Исходя из анализа норм уголовного законодательства можно установить, что налоговые правонарушения по ст. 122 и ст. 123 НК РФ по некоторым элементам юридического состава совпадают по содержанию с элементами состава некоторых налоговых преступлений: ст. 198 УК РФ "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица", ст. 199 УК РФ "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций", ст. 199.1 УК РФ "Неисполнение обязанности налогового агента". Таким образом, одно и то же неправомерное деяние правонарушителя может быть одновременно квалифицировано как налоговое правонарушение и как налоговое преступление, в зависимости от субъектного состава (физическое лицо или организация) и размера вреда, причиненного бюджету8.
В письме МНС РФ от 28.09.2001 N ШС-6-14/734 "Об ответственности за нарушения налогового законодательства" по этому поводу было сказано, что при выявлении в ходе выездной налоговой проверки фактов налоговых правонарушений, в том числе в случаях, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения9.
Привлечение организации к налоговой ответственности не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от уголовной ответственности (п. 4 ст. 108 НК РФ)
1.2 Общие положения об ответственности за налоговые правонарушения
Понятие налогового правонарушения даётся в ст. 106 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Данное определение содержит достаточное количество признаков налогового правонарушения.
Крохина Ю.А. утверждает, что вводя в профессиональный юридический оборот категорию «налоговое правонарушение», законодатель не мог включить в её содержание исчерпывающий перечень признаков, особенностей всех правонарушений, совершаемых в налоговой сфере, поскольку определение налогового правонарушения должно быть применимым в практической деятельности. Реализация поставленной цели возможна только в том случае, если вводимое определение будет достаточно ёмким и унифицированным по содержанию, понятным не только профессиональным юристам, но и всем участникам налоговых отношений10. Действительно, чрезмерное загромождение нормы не делает её всеобъемлющей, а наоборот может вызвать проблемы связанные с применением на практике и правильным истолкованием. Но в то же время она должна быть достаточно содержательной, что бы не допустить пробела в законодательстве, и как следствие его обхода недобросовестными участниками правоотношений.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 14 июля 2005 г. N 9-П дал следующее разъяснение: привлечение к ответственности включает в себя ряд последовательных этапов и представляет собой стадийный процесс возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений, субъектами которых являются, с одной стороны, государство в лице властных органов, наделенных правомочием выявлять и доказывать совершение лицом правонарушения, налагать налоговые штрафы и осуществлять их взыскание, а с другой - лицо (физическое либо юридическое), совершившее правонарушение и обязанное претерпевать лишения в виде мер налоговой ответственности11.
Принципы налоговой ответственности указывают цели, правовое положение общества, к которым должны стремиться законодательные и правоприменительные органы. При этом необходимо учитывать, что принципы налоговой ответственности не обязательно могут иметь нормативное закрепление – их реальное воплощение зависит от воли законодателя. Во-первых, основные начала налоговой ответственности выводятся из общего содержания не только налогового, но и в целом финансового законодательства. Во-вторых, принципы налоговой ответственности являются достижением науки финансового права, т. е. частью финансово-правовой доктрины, которая в той или иной мере отражается в налоговом законодательстве12.
Информация о работе Ответственность за налоговые правонарушения