Ответственность за налоговые правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Главным побудительным мотивом уплаты налогов всегда была отнюдь не сознательность налогоплательщиков, а меры принуждения, которые могут быть применены к ним при выявлении уклонения от уплаты налогов и сборов либо уплаты их в неполном объеме. Со временем такие меры были оформлены в соответствующие правовые нормы, регулирующие материальные и процессуальные вопросы применения подобных мер принуждения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Налоговая ответственность как разновидность ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах………………………………5
Отграничение налоговой ответственности от иных видов юридической ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах……………………………………………………….5
Общие положения об ответственности за налоговые правонарушения………………………………………………………..9
2.Механизм привлечения к налоговой ответственности……………………...13
2.1 Основания налоговой ответственности…………………………......13
2.2. Меры налоговой ответственности……………………………….....16
2.3. Производство по делам о налоговых правонарушениях…………18
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая2.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Принципы налоговой  ответственности – это основополагающие начала, исходные идеи, отражающие ее объективную  сущность, природу и назначение, в соответствии с которыми осуществляется деятельность законодателя и правоприменителя по реализации охранительных налоговых правоотношений.

В литературе по налоговому праву  выделяются следующие принципы налоговой  ответственности:

– общеправовые принципы юридической ответственности, к числу которых относятся: справедливость, законность, неотвратимость, индивидуализация наказания, ответственность за вину.

– однократность привлечения к  налоговой ответственности. Принцип  однократности означает, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за одно и то же налоговое правонарушение. Мера ответственности, установленная законодателем, является исчерпывающей и в достаточной степени отражает функции налоговой ответственности;

– соотношение налоговой ответственности с другими видами ответственности. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах не существует изолированно только в рамках налогового права – в зависимости от тяжести совершенного деяния или субъектного состава возможно применение норм иных отраслей права в целях охраны имущественных интересов государства;

– разграничение налоговой санкции  и налоговой обязанности;

– презумпция невиновности. Данный принцип  является налогово-правовой конкретизацией ч. 1 ст. 49 Конституции РФ и означает, что лицо считается невиновным в совершении налогового деликта, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

Все принципы налоговой ответственности взаимосвязаны и взаимозависимы: несоблюдение одного принципа неизбежно влечет нарушение другого и, как следствие, искажает сущность ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Как и в иных видах юридической  ответственности, в налоговой ответственности возможно выделение такой известной юридической конструкции, как состав правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона). Термин "состав налогового правонарушения" в НК РФ используется, например, в п. 5 ст. 101 и в п. 7 ст. 101.4 НК РФ: руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, решая вопрос о привлечении к налоговой ответственности, в том числе устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения.

Ответственность за совершение налоговых  правонарушений несут организации  и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ. При этом физические лица могут быть привлечены к ответственности за совершение налоговых преступлений с шестнадцати лет.

Привлечение организации  к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации. Кроме того, привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени (ст. 108 НК РФ).

В соответствии с п. 6 ст. 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения до тех пор, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Соответственно, современное правовое регулирование формально закрепляет в налоговом праве презумпцию невиновности так же, как она предусмотрена в ст. 49 Конституции РФ13.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Механизм  привлечения к налоговой ответственности

 

 

 

2.1 Основания  налоговой ответственности

 

Основанием для привлечения  к налоговой ответственности  является наличие налогового правонарушения.  Так в ст. 108 НК РФ установлено, что  основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

К основаниям ответственности, исходя из общего понятия состава  правонарушения, относится и вина. Принцип привлечения к юридической ответственности только за совершение виновного деяния является основополагающим всех отраслей права, в том числе и налогового. В силу п. 6 ст. 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения.          Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Основания, при наличии которых возможно привлечение к налоговой ответственности делятся на:

– основное, выраженное правоохранительной санкцией конкретно-определенной нормы гл. 16 или 18 НК РФ, содержащей основные признаки квалификации налогового правонарушения;

– дополнительное, выраженное обстоятельствами, смягчающими или отягчающими ответственность14.

Главным отличием дополнительного  основания является возможность  его установления только судом. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие налоговую  ответственность, оказывают влияние на определение размера налоговой санкции15.

Налоговое законодательство выделяет несколько оснований, которые принимаются во внимание при рассмотрении вопроса об ответственности налогоплательщика.

1. Обстоятельства, исключающие привлечение  лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 109 НК РФ). Налогоплательщики не привлекаются к налоговой ответственности, если:

- отсутствует событие налогового правонарушения;

- отсутствует вина лица в совершении налогового правонарушения;

- правонарушение совершено лицом, которое не достигло 16-летнего возраста;

-истек срок давности привлечения к ответственности.

2. Обстоятельства, исключающие вину  лица в совершении налогового  правонарушения (ст. 111 НК РФ). При  наличии этих обстоятельств налогоплательщики не признаются виновными и освобождаются от ответственности, даже если налоговое правонарушение доказано. Так, налогоплательщик не подлежит ответственности, если он:

- совершил деяние вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

- в момент совершения правонарушения не мог отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (речь идет о физическом лице);

- выполнял письменные разъяснения финансовых органов (или других уполномоченных государственных органов и их должностных лиц в пределах компетенции) по вопросам применения налогового законодательства.

3. Обстоятельства, смягчающие налоговую  ответственность (п. 1 ст. 112 НК РФ). Данные обстоятельства позволяют  только снизить размеры санкций.  Такими обстоятельствами признаются:

- совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

- совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

- иные обстоятельства, которые суд или налоговый орган, рассматривающий дело, может признать смягчающими ответственность.

4. Обстоятельства, отягчающие налоговую  ответственность (п. 2 ст. 112 НК РФ). Если присутствует подобное обстоятельство, сумма штрафа увеличивается на 100% (п. 4 ст. 114 НК РФ). В Кодексе устанавливается  только одно обстоятельство, отягчающее  ответственность. А именно: если налогоплательщик повторно совершил аналогичное налоговое правонарушение. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Меры налоговой  ответственности

 

В качестве меры ответственности за налоговые правонарушения НК РФ называет налоговую санкцию, которая устанавливается и применяется только в форме штрафа. Таким образом, налоговое правонарушение в отличие от административного проступка не может повлечь применения таких мер ответственности, как предупреждение, исправительные работы и т. д.

Указанный штраф представляет собой  денежное взыскание в доход государства, назначаемое в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. 

Размеры штрафа определяются в статьях  Налогового кодекса РФ либо в твердой  сумме (например, в п.1 ст. 126 НК РФ — 200 рублей, в п.1 ст. 116 НК РФ — 10000 рублей), либо в процентах от определенной величины (в ст. 122 НК РФ — 20% от неуплаченной суммы налога)

 Меры ответственности, предусмотренные  Налоговым кодексом, выходят за  рамки налогового обязательства  как такового. Суммы штрафов уплачиваются  правонарушителем помимо перечисления  в бюджет суммы недоимки, а также пеней за просрочку исполнения обязанности по уплате налога16.

При совокупности правонарушений, то есть совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений, налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности  без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Так как никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Поэтому нельзя говорить о совокупности правонарушений, а значит, и о сложении санкций, когда действия или бездействие субъекта хотя и подпадают под признаки разных правовых норм, но одна из них охватывает правонарушение полностью, а все другие — лишь отдельные его части. В таком случае к лицу может быть применена только одна мера ответственности.

Размер штрафа определяется с учетом обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, если таковые будут  установлены судом.

При наличии хотя бы одного смягчающего  ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК за совершение налогового правонарушения.

При наличии отягчающего вину обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100 % по сравнению с размером, установленным  соответствующей статьей НК за совершение налогового правонарушения.

В случае отказа налогоплательщика  добровольно уплатить сумму санкции  либо пропуска налогоплательщиком срока  ее уплаты, указанного в требовании об уплате налоговой санкции, налоговый  орган, как правило, обращается с иском в суд. Предложение уплатить добровольно сумму налоговой санкции может быть сделано обязанному лицу как непосредственно в решении о привлечении (об отказе в привлечении) этого лица к ответственности, так и путем направления этому лицу требования об уплате налога (сбора), пени и штрафов. К прямой обязанности налогового органа относится предложение налогового органа налогоплательщику добровольно уплатить сумму налоговой санкции до обращения с иском в суд17.

Исковое заявление о  взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции.

 

 

2.3. Производство  по делам о налоговых правонарушениях

 

 

Производство по делам о налоговых правонарушениях можно определить как процесс привлечения лица к ответственности за совершенное им налоговое правонарушение.

Порядок рассмотрения дел о налоговых  правонарушениях различен в зависимости  от того, в ходе каких мероприятий налогового контроля выявлено налоговое правонарушение (ст. 100.1 НК РФ). Если налоговое правонарушение выявлено в ходе налоговой проверки (камеральной или выездной), то производство происходит в порядке, установленном ст. 101 НК РФ.

В настоящее время в НК РФ производству по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах посвящено всего три статьи, а именно:

- ст. 10 НК РФ, регламентирующая  порядок производства по делам  о нарушениях законодательства  о налогах и сборах;

- ст. 101 НК РФ, регламентирующая производство по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом;

- ст. 101.1 НК РФ, регламентирующая  производство по делу о нарушениях  законодательства о налогах и  сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами.

Производство по делам о налоговых правонарушениях отличает наиболее лаконичная регламентация; отдельные процессуальные аспекты содержат разные положения НК РФ, однако цельной, логично взаимосвязанной системы правил производства по фактам нарушений законодательства о налогах и сборах они не образуют18.

Статьи 101 и 101.1 НК РФ, регламентирующие вопросы производства по делам о  нарушениях законодательства о налогах  и сборах, помещены законодателем в гл. 14 "Налоговый контроль". В связи с этим ряд авторов относит производство по делу о налоговом правонарушении к одной из форм налогового контроля. Другие же считают, что налоговый контроль не относится к производству по делу о налоговом правонарушении, а представляет собой отдельное налогово-контрольное производство.

Возбуждение производства по делам  о нарушениях законодательства о  налогах и сборах начинается с  выявления факта налогового правонарушения и вынесения соответствующего определения о возбуждении по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах.

Стадия возбуждения производства по делу о налоговом правонарушении производится налоговым органом с момента обнаружения налогового правонарушения в рамках налогового контроля или получения информации иным образом. Актом, фиксирующим факт правонарушения и обстоятельства его совершения, является акт налоговой проверки.

Информация о работе Ответственность за налоговые правонарушения