Порядок исчисления и уплаты страховых взносов для организаций работодателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Индивидуальные предприниматели, главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты и частные нотариусы должны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) исходя из стоимости страхового года, которая зависит от минимального размера оплаты труда (МРОТ) на 1 января каждого года, установленного федеральным законодательством на начало года, за который уплачиваются страховые взносы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Теоретические аспекты страховых взносов
Особенности исчисления и уплаты страховых взносов для работодателей ……………………………………………………………..5
Плательщики взносов (страхователи)……………………………….9
Объект обложения страховыми взносами………………………….13
База для начисления страховых взносов…………………………..15
Уплата страховых взносов и отчетность…………………………..17
Оценка эффективности введения страховых взносов на территории РФ………………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………….....30

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)
ign="justify">- сельскохозяйственных  товаропроизводителей, организаций  народных художественных промыслов,  а также семейных (родовых) общин  коренных малочисленных народов  Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.  

2. Пониженные  страховые взносы в размере: 

в ПФР  – 8,0%;

в ФСС  РФ - 2,0%;

в федеральный  ФОМС - 2,0%;

в территориальные  ФОМС – 2,0%

     применяются в отношении:

- хозяйственных  обществ, созданных после 13 августа  2009 г. бюджетными научными учреждениями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования;

- организаций  и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой  особой экономической зоны и  производящих выплаты физическим  лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;

- организаций,  осуществляющих деятельность в  области информационных технологий (за исключением организаций,  имеющих статус резидента технико-внедренческой  особой экономической зоны).

     3. Пониженные страховые взносы  в размере: 

в ПФР  – 20,0%;

в ФСС  РФ - 2,9%;

в федеральный  ФОМС - 1,1%;

в территориальные  ФОМС – 2,0%

     применяются в отношении:

- российских  организаций и индивидуальных  предпринимателей, осуществляющих  производство, выпуск в эфир и/или издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и/или эротического характера), в том числе в электронном виде, основным видом экономической деятельности которых является:

а) деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - в части деятельности в области  радиовещания и телевещания или  деятельности информационных агентств;

б) издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации - в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций.

     4. Пониженные страховые взносы  в размере: 

в ПФР  – 18,0%;

в ФСС  РФ - 2,9%;

в федеральный  ФОМС - 3,1%;

в территориальные ФОМС – 2,0%

применяются в отношении организаций и  индивидуальных предпринимателей, применяющих  УСН и осуществляющих основной вид  своей экономической деятельности в сферах, перечисленных в п. 8 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

     Среди указанных видов деятельности:

- производство  пищевых продуктов; 

- образование,  здравоохранение, предоставление  социальных услуг; 

- строительство; 

- музейное  и библиотечное дело, а также  многие другие сферы бизнеса  (всего около 40 пунктов).

     Участники проекта "Сколково" вправе при соблюдении определенных условий уплачивать страховые взносы по следующему пониженному тарифу:

в ПФР  – 14,0%;

в ФСС  РФ - 0%;

в федеральный  ФОМС - 0%;

в территориальные  ФОМС – 0% 
 

     Страховые взносы, уплачиваемые плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам

     Индивидуальные  предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяют размер взносов, исходя из стоимости страхового года.

     Стоимость страхового года равна произведению МРОТ, установленного на начало финансового  года, и тарифа в соответствующий  фонд. При этом полученная сумма  умножается на 12.

     Формулы для расчета размера страховых  взносов в 2011 году:

в Пенсионный фонд РФ - МРОТ x 26% x 12;

в Федеральный  ФОМС - МРОТ x 3,1% x 12;

в территориальные  ФОМС - МРОТ x 2,0% x 12.

     Плательщики, которые не производят выплаты физическим лицам, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы по обязательному  социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и  в связи с материнством.

     Календарным месяцем начала деятельности данной категории плательщиков признается:

1) для  индивидуального предпринимателя  - календарный месяц, в котором  произведена его государственная  регистрация в качестве индивидуального  предпринимателя; 

2) для  адвоката - календарный месяц, в  котором ему выдано удостоверение адвоката;

3) для  нотариуса, занимающегося частной  практикой, - календарный месяц, в  котором он наделен полномочиями  нотариуса. 3

     Порядок и сроки уплаты страховых взносов

Сумма страховых взносов исчисляется  и уплачивается отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

Страхователь  уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей в срок не позднее 15-го числа следующего за календарным месяцем, за который  начисляется данный платеж.

Отчетность  по пенсионным и медицинским взносам необходимо представлять не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом).

Таким образом, последними датами сдачи отчетности за 2011 г. являются: 16 мая (15 мая – воскресение), 15 августа и 15 ноября и 15 февраля 2012 г.

С 2011 г. ежеквартально надо сдавать не только расчеты по страховым взносам, но и сведения по персонифицированному учету в режиме "одного окна".

Страхователи, у которых численность работников за предшествующий отчетный период составляет 50 человек и более, подают отчетность для персонифицированного учета только в электронной форме.

Плательщики, не производящие выплаты физическим лицам, уплачивают страховые взносы не позднее 31 декабря текущего календарного года. Срок для представления персонифицированной отчетности физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, - не позднее 1 марта 
 
 
 

  1. Оценка  эффективности введения страховых  взносов на территории РФ

   Исходя  из прогнозных оценок макроэкономических параметров развития нашей страны, принятых в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, разбалансированность бюджета ПФР достигнет своего максимума (1,35% ВВП) в начале 2020-х гг. При этом если в 2010 году несбалансированность составит около 18% от общего объема средств, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий, то к 2050 году этот показатель возрастет почти в 5 раз и превысит 85%. Поскольку источником покрытия недостающих финансовых ресурсов по действующему пенсионному законодательству являются средства федерального бюджета, можно говорить не о дефиците пенсионного бюджета, а исключительно о финансовой необеспеченности страховых пенсионных обязательств государства.

При этом темпы роста расходных обязательств федерального бюджета на покрытие дефицита пенсионной системы вплоть до середины 2020-х гг. будут опережать темпы  роста заработной платы в стране, а в последующие годы - даже темпы  роста инфляции. Такая негативная тенденция обусловлена множеством причин. Однако наиболее существенный вклад в нарастание разбалансированности бюджета ПФР вносит фактор снижения доли налогово-страховых отчислений на формирование пенсионных прав застрахованных лиц, определенных действующим налоговым законодательством.

В долгосрочной перспективе при сохранении условий  формирования пенсионных прав (начисления страховых взносов) объем средств, поступающих в систему обязательного  пенсионного страхования (эффективный  тариф страховых взносов), по причине опережающего роста размера заработной платы будет сокращаться: с 11,45% в 2010 году до 0,59% в 2050 году, т.е. почти в 20 раз. Еще быстрее будет снижаться эффективный тариф взносов на страховую часть трудовой пенсии - с 8,8% в 2010 году до 0,3% в 2050 году, т.е. более чем в 25 раз.

Разница в динамике показателей объясняется  постоянным увеличением до середины 2020-х гг. части страховых взносов, отвлекаемых на накопительную часть  трудовой пенсии лиц моложе 1967 года рождения, доля которых к этой дате достигнет 100% застрахованных лиц трудоспособного возраста.

Ответственность государственного бюджета по финансированию базовой части трудовой пенсии для  поддержания в долгосрочной перспективе  среднего размера социальной пенсии на уровне прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации, достигнутого к 2010 году, и соответствующего повышения размеров базовых частей трудовых пенсий сократится с 8,7% фонда оплаты труда в 2010 году до 2,1% в 2050 году, т.е. более чем в 4 раза.

Государственные обязательства по финансированию страховой части трудовой пенсии будут увеличиваться, опережая рост доходов ПФР, исходя из взносов на страховую часть трудовых пенсий и темпов роста заработной платы. Однако суммы текущих поступлений в бюджет ПФР, по актуарным расчетам, будут сокращаться по причине планируемого уменьшения численности занятых трудовой деятельностью. Возникающую разницу придется полностью покрывать за счет средств федерального бюджета во всевозрастающем размере: с 1,5% фонда оплаты труда в 2010 году до 4,1% к 2022 году. [16]

В результате этой тенденции к 2050 году финансирование пенсионной системы почти полностью  отойдет от страховых принципов, так как 3/4 доходов будут составлять не страховые поступления, а средства федерального бюджета. При этом доля расходов бюджета на финансирование пенсионной системы, включая накопительную составляющую, сократится с 8,2% ВВП (в том числе на выплату пенсий - 5,5% ВВП) в 2010 году до 2,1% ВВП в 2050 году, что недопустимо низко для мировой практики пенсионного страхования.

Необходимо  отметить еще одну тенденцию, обусловленную  действующим механизмом индексации пенсионных прав: отставание индекса  роста доходов ПФР в расчете  на 1 пенсионера от темпов роста среднемесячной заработной платы в стране. Так, только за период 2002-2007 гг. накопленное отставание превысило 1,5 раза. Данная тенденция резко усиливается в условиях финансового кризиса.

Кроме того, начиная с 2012 года основным фактором снижения темпов роста доходов ПФР  в расчете на 1 пенсионера станет не повышение пенсионной нагрузки на трудоспособное население (рост числа пенсионеров по отношению к числу наемных работников в 1,72 раза за период 2010-2050 гг.) и не увеличение объема страховых взносов, отвлекаемых на формирование пенсионных накоплений лиц 1967 года рождения и моложе (в 2 раза за период 2010-2025 гг.), а более чем 25-кратное снижение эффективного тарифа страховых взносов (по причине роста заработной платы и сохранения регрессивной шкалы).

Из-за отставания темпов роста доходов ПФР в  расчете на 1 пенсионера по отношению к индексу роста цен проиндексировать страховую часть пенсии по этому показателю начиная с середины 2010-х гг. можно будет не чаще 1 раза в год.

Сокращение  доходных источников бюджета ПФР  в действующей пенсионной системе  ведет к увеличению масштабов проблемы, связанной с сохранением пенсионных прав застрахованных лиц, которые отражаются в коэффициенте замещения: к 2050 году он снизится до 3,4% против 25,6% в 2009 году и 36% до начала пенсионной реформы 2002 года. Это означает, что при сохранении условий формирования пенсионных прав застрахованных лиц не обеспечивается главный принцип обязательного пенсионного страхования - государственная гарантия пенсионных прав застрахованных лиц, нивелируются права лиц, имеющих различные объемы расчетного пенсионного капитала, усиливается неравенство по уровню жизни между работающим и нетрудоспособным населением.

Следующий макроэкономический фактор, оказывающий  негативное воздействие на пенсионную систему, - планируемое сокращение численности  лиц, работающих по найму: с 48,5 млн. в 2010 году до 39,1 млн. человек в 2050 году. В то же время численность получателей трудовой пенсии за этот же период, напротив, увеличится с 37,3 млн. до 51,7 млн. человек. Таким образом, "пенсионная нагрузка" возрастет с 0,77 до 1,32, т.е. в 1,7 раза.

В практике западных стран для сохранения пенсионных прав застрахованных лиц в условиях негативного воздействия демографических  и макроэкономических факторов используется накопительная составляющая обязательного  пенсионного страхования. При этом теоретически потери пенсионных прав застрахованных лиц в распределительном сегменте пенсионной системы должны замещаться индивидуальными пенсионными накоплениями, которые в условиях устойчивого экономического развития позволяют достигать более высокой эффективности.

Информация о работе Порядок исчисления и уплаты страховых взносов для организаций работодателей