Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 13:28, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.
Эта цель реализуется путем решения следующих задач:
1. изучить исторический аспект становления налоговой системы в России;
2. охарактеризовать основные принципы построения налоговой системы;
3. анализ текущего состояния налоговой системы РФ;
4. выявить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;
5. оценить перспективы развития налоговой системы РФ.
Введение
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
.1 История становления налоговой системы в России
.2 Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы Российской Федерации
Глава 2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
.1 Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации
.2 Структура действующей налоговой системы в РФ
2.3 Анализ налоговых поступлений Российской Федерации в 2010-2012 гг.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
.1 Проблемы современной налоговой системы РФ
.2 Государственные меры совершенствования налоговой системы РФ на 2011-2013 гг.
.3 Предложения по совершенствованию налоговой системы
Заключение
Список использованных источников и литературы
июля 1990 года был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» - первый унифицированный нормативный акт, урегулировавший многие налоговые правоотношения в стране.
Августовские события 1991 года ускорили процесс распада СССР и становления России как политически самостоятельного государства. Молодому российскому государству срочно было необходимо создать свою систему формирования доходной части бюджета. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, были подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О налоге на прибыль предприятий и организаций», Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 года «О налоге на добавленную стоимость», Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 года «О подоходном налоге с физических лиц».
Действующая ныне налоговая
система России практически введена
с 1992 г. Перечень применяемых видов
налогов практически
Согласно Федеральному закону «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах» с первого января 2001 г. вводятся в действие следующие главы части второй Кодекса: гл.21 «Налог на добавленную стоимость», гл.22 «Акцизы», гл.23 «Налог на доходы физических лиц», гл.24 «Единый социальный налог (взнос)».
С введением второй части
НК РФ отменяются следующие федеральные
налоги: налог на доходы банков, налог
на доходы от страховой деятельности,
налог с биржевой деятельности (биржевой
налог), которые практически не были
установлены, а вопросы налогообложения
доходов организаций в
На втором этапе (2002-2003 гг.) Правительством РФ предлагалось отменить налог с продаж, налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Налог на имущество предприятий, физических лиц, а также земельный налог предлагалось заменить налогом на недвижимость.
В процессе формирования налоговой системы в России налог с оборота, налог с продаж были заменены на НДС и акцизы, также был модернизирован действовавший налог на прибыль, введены налог на имущество предприятий, налоги в дорожные фонды, расширился круг обязательных платежей предприятий.
Принятие Налогового кодекса
позволяет систематизировать
1.2 Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы Российской Федерации
Для того чтобы охарактеризовать налоговую систему Российской Федерации необходимо исследовать теоретические основы ее построения, рассмотреть принципы и основные функции.
В «Экономическом словаре» под ред. Архипова А. И. содержится следующее определение налоговой системы - «совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами».
Алиев Б. Х. дает следующее
определение: «Налоговая система - система
экономико-правовых отношений между
государством и хозяйствующими субъектами,
возникающих по поводу формирования
доходной части государственного бюджета
путем отчуждения части дохода собственника,
посредством системы
Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Налоговый механизм является
наиболее действенным и эффективным
рычагом государственного регулирования.
От успешного функционирования налоговой
системы во многом зависит результативность
принимаемых экономических
К системообразующим условиям (факторам) формирования и функционирования налоговых систем относятся:
·собственная налоговая доктрина и налоговая политика государства;
·законодательная база для
строительства налоговой
·механизм установления и ввода в действие налогов и сборов;
·виды налогов;
·порядок распределения налогов по уровням бюджетной системы;
·система налоговых органов;
·формы и методы налогового контроля и др.
Выделяются следующие общепринятые принципы построения эффективной налоговой системы:
·Экономическая эффективность
Налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).
·Определенность налогообложения
Налоговая система должна
быть построена таким образом, чтобы
налоговые последствия принятия
экономических решений
·Справедливость налогообложения
Этот принцип является
основным при построении налоговой
системы и предполагает справедливый
подход к различным
·Простота налогообложения и низкий уровень издержек по взиманию налогов
Налоговое законодательство
должно содержать простые
Воздействие налоговой системы на налогоплательщиков и на экономические процессы проявляется в нескольких плоскостях:
·с экономической точки зрения, поскольку налог представляет собой форму изъятия части доходов налогоплательщиков в бюджет для последующего перераспределения в интересах всего общества;
·с правовой точки зрения,
поскольку налоговая система
устанавливается законами, а все
конфликты между
·с социологической и психологической точки зрения, поскольку воздействие налогов на экономическую жизнь страны - это воздействие на субъекты рыночных отношений (как производителей, так и потребителей) с целью побудить их на определенные действия (или воздержаться от каких-либо действий).
Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):
. Каждое лицо должно
уплачивать законно
. Налоги и сборы не
могут иметь дискриминационный
характер и различно
. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
. Не допускается устанавливать
налоги и сборы, нарушающие
единое экономическое
. Федеральные налоги и
сборы устанавливаются,
. При установлении налогов
должны быть определены все
элементы налогообложения.
. Все неустранимые сомнения,
противоречия и неясности
В мировой практике налогообложения и построения используются также следующие принципы и правила:
·презумпции невиновности;
·правило совершившегося факта;
·принцип обложения реально полученного дохода;
·принцип достаточной
информированности
·принцип стабильности налогового законодательства;
·принцип создания максимальных удобств для налогоплательщиков;
·принцип доступности и открытости информации по налогообложению;
·запрет на введение налога без закона;
·запрет двойного взимания налога;
·запрет налогообложения факторов производства;
·запрет необоснованной налоговой дискриминации.
Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из их функций.
В условиях развитых рыночных
отношений налогам присущи
Проявляется в обеспечении
государства финансовыми
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях. Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений.
Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости.
С помощью налогов, льгот
и санкций государство
Посредством налогов в
государственном бюджете
Функции налогов отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике.
Цель налоговой политики государства - выработка и принятие управленческих решений в области налогообложения. Инструментами налоговой политики являются: налоговая ставка, налоговая база, налоговые льготы.
Основные принципы, которые должны находиться в основе налоговой политики:
·соотношение прямых и косвенных налогов;
·применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;
·дискретность или непрерывность налогообложения;
·широта применения налоговых льгот, их характер и цели;
·использование систем вычетов, скидок, изъятий и их целевая направленность;
·степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;
·методы формирования налоговой базы.
Можно сделать следующие выводы:
1. Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений, принимаемых на уровне федерации и регионов.
Информация о работе Проблема и перспективы налоговой системы РФ