Пути совершенствования законодательства, регулирующего проведение КНП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой - изучить сущность, задачи камеральной налоговой проверки, рассмотреть методику проведения камеральной налоговой проверки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность, цели и задачи камеральной налоговой проверки;
2. Рассмотреть оформление результатов камеральной проверки и их дальнейшее использование;
3.Рассмотреть практику проведения камеральных налоговых проверок.

Содержание

Введение……………………………………………………………….
Глава 1. Правовые основы проведения КНП
Сущность и значение КНП
Порядок проведения и оформление результатов КНП
Глава 2. Практика проведения КНП
2.1 Судебная практика по КНП
2.2 Использование результатов КНП в процессе привлечения налогоплательщика к ответственности.
Глава 3. Пути совершенствования законодательства, регулирующего проведение КНП
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность и порядок проведения КНП.docx

— 47.86 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………….

Глава 1. Правовые основы проведения КНП

    1. Сущность и значение КНП
    2. Порядок проведения и оформление результатов КНП

Глава 2. Практика проведения КНП

         2.1 Судебная практика по КНП

         2.2 Использование результатов КНП  в процессе привлечения налогоплательщика  к ответственности.

Глава 3. Пути совершенствования законодательства, регулирующего проведение КНП

Заключение 
Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоговая система Российской Федерации является важнейшим элементом развития рыночной экономки. Именно налоги составляют доходную часть федерального, региональных и местных бюджетов страны, являясь, таким образом, основным источником доходов государства. Выполняя фискальную функцию, налоги, кроме того, представляют собой важнейший инструмент экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства и социально-экономические параметры страны. 
       Сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются очень актуальными.  
        Ни один налогоплательщик не застрахован от налоговой проверки. И хотя она является нелегким испытанием для руководства организаций и бухгалтеров, не стоить думать, что мы не в состоянии повлиять как на ход самой проверки, так и на ее результаты.  
       Камеральные налоговые проверки являются одной из наиболее эффективных форм осуществления налогового контроля.

        Камеральная налоговая проверка имеет двойное значение: во-первых, это средство контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций, а во-вторых, основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Выездная проверка как наиболее трудоемкая форма налогового контроля должна назначаться только в тех случаях, когда возможности камеральных проверок исчерпаны, т.е. в отношении налогоплательщика должны быть проведены контрольные мероприятия, требующие присутствия инспектора непосредственно на проверяемом объекте.

В настоящее время камеральные проверки остаются существенным инструментом пополнения бюджета. Обнаруженные в ходе камеральных проверок ошибки в самих налоговых декларациях в обоснование льгот дают существенную прибавку в платежах в бюджет.

Важность данной темы заключается в том, что именно камеральные налоговые проверки становятся тем звеном, усилив которое, налоговые органы смогут резко поднять эффективность своей работы, а главное увеличить доходы в бюджеты государства.

Цель данной курсовой  - изучить сущность, задачи камеральной налоговой проверки, рассмотреть методику проведения камеральной налоговой проверки. 
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 
     1.     Изучить сущность, цели и задачи камеральной налоговой проверки; 
     2.     Рассмотреть оформление результатов камеральной проверки и их дальнейшее использование;

     3.Рассмотреть практику проведения камеральных налоговых проверок.

Структурно данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Во введении рассмотрена актуальность темы, поставлены цель и задачи.

Первая глава работы посвящена правовым основам проведения камеральных налоговых проверок. В ней рассматривается сущность и значение камеральных налоговых проверок, порядок проведения и оформление результатов.

Во второй главе рассмотрена практика проведения камеральных налоговых проверок.

Третья глава включает в себя пути совершенствования законодательства, регулирующего проведение камеральных налоговых проверок.

В заключении подводятся итоги.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Правовые основы проведения камеральных налоговых проверок

1.1 Сущность  и значение камеральных налоговых  проверок

Налоговый кодекс не содержит официального определения камеральной налоговой проверки. В ст. 88 НК РФ содержится лишь перечень квалифицирующих признаков данной категории, которые и позволяют определить ее содержание.

Во-первых, камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Во-вторых, она проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком и служащих основанием для исчисления и уплаты налога в трехмесячный срок со дня представления.

В-третьих, камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения налогового органа.

В-четвертых, она проводится на анализе документов - как представленных налогоплательщиком, так и других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

И в-пятых, правом проводить мероприятия налогового контроля, в число которых входят и камеральные налоговые проверки, полномочны лишь те органы, которым данное правомочие предоставлено законодательством о налогах и сборах. 1

Таким образом, камеральная налоговая проверка - это форма налогового контроля правильности исчисления и уплаты налога, проводимая должностными лицами налоговых органов в рамках полномочий, предоставленных им налоговым законодательством, без специального решения руководителя последних и длящаяся в течение трех месяцев с момента представленных налогоплательщиком документов путем анализа как последних, так и иных документов, имеющихся в распоряжении налоговых органов.

Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным нарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Значение камеральной проверки - основная форма текущего контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджеты различного уровня.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплата налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.2

Поверка проводится уполномоченным должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями (без специального решения руководителя налогового органа) в течение трех месяцев со дня фактической даты представления проверяемым соответствующих документов. Указанная дата является началом проверки.

Проверяется правильность расчетов представленной отчетности (декларации), служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, полнота и четкость заполнения всех реквизитов, а также соблюдение установленных правил составления форм отчетности и сопоставимость их показателей. При недостаточности информации налоговые органы имеют право потребовать у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в 5-ти дневный срок.3 Отказ налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) от представления требуемых документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. В соответствии с указанной статьей непредставление в установленный срок налогоплательщиком документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ, а отказ организации представить требуемые документы влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

Проведение камеральной проверки выражается в следующих мероприятиях:

- анализ сопоставимости  показателей налоговой отчетности  отчетного периода с аналогичными  показателями предшествующего периода;

- сопоставление отчетных  данных проверяемой декларации  с другими формами отчетности;

- оценка достоверности  отраженной в отчетности информации, на основе, имеющейся у налогового  органа информации о деятельности  налогоплательщика;

- анализ динамики показателей  налоговой отчетности и уровня  потребления налогоплательщиком  тепловых, энергетических и других  видов ресурсов;

- сопоставление данных  отчетности с данными аналогичных  налогоплательщиков.

Если в ходе вышеперечисленных мероприятий выявляются ошибки или противоречия в заполненной декларации (или расчете по налогу), налоговый орган должен проинформировать об этом налогоплательщика и предложить внести ему соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую отчетность. Если налогоплательщику такая возможность предоставлена не была, то это может повлечь в дальнейшем недействительность всех результатов проверки.

 

1.2 Порядок  проведения и оформление результатов  камеральных налоговых проверок

Камеральную проверку проводит та налоговая инспекция, в которую была подана декларация или расчет п. 1 ст. 88 НК РФ.

Налоговые декларации и расчеты предоставляются в налоговую инспекцию по месту своего учета, если такая обязанность предусмотрена НК РФ пп. 4 п. 1 ст. 23, п. 3 ст. 80 НК РФ. А состоять на налоговом учете можно по месту нахождения организации и обособленных подразделений (месту жительства), а также по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств или по иным основаниям, которые предусмотрены НК РФ п. 1 ст. 83 НК РФ.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, в который предоставлена отчетность п. 1 ст. 88 НК РФ, Письма Минфина России от 25.03.2009 N 03-07-11/81, от 07.06.2006 N 03-02-07/1-141. То есть налоговики при камеральной проверке не выезжают на территорию налогоплательщика.4

Вместе с тем это не означает, что они не могут обследовать помещения и территории налогоплательщика для получения необходимых им доказательств.

Налоговики в ходе камеральной проверки проверяют представленную налогоплательщиком отчетность п. 2 ст. 88 НК РФ.

Следовательно, камеральная проверка идет по тому налогу, по которому отчитались, и охватывает налоговый или отчетный период, указанный в отчетности.

По другим налогам и за иные периоды камеральная проверка может быть проведена только на основании соответствующей отчетности.

Уточненные декларации (расчеты) также подвергаются проверке п. 2 ст. 88 НК РФ. Причем заявленные в них показатели налоговый орган может проверить в полном объеме, включая те, которые налогоплательщик не корректировал.

При подаче уточненной декларации, как и в случае с первоначальной отчетностью, проверяются только те налог и период, по которым она представлена.

Если же налоговики по итогам камеральной проверки приняли решение о доначислении налога, начислении пеней и (или) привлечении вас к ответственности в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации (расчете), такое решение можно успешно оспорить в суде.

      Камеральная проверка должна быть завершена в течение трех месяцев с даты, следующей за днем представления налоговой отчетности п. 2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ.

Она может идти как один день, так и все три месяца. Главное правило: налоговики должны завершить все процедуры по проверке в этот срок.

В частности, они не вправе требовать документы за пределами установленного срока проведения проверки. Однако необходимо помнить и о том, что уже за пределами трехмесячного срока в процессе рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля п. 6 ст. 101 НК РФ, Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 650-О-О. При этом налоговые органы вправе:

- истребовать документы  у налогоплательщика или лиц, которые располагают сведениями  о нем ст. ст. 93, 93.1 НК РФ;

- допрашивать свидетелей  ст. 90 НК РФ;

- назначать экспертизу  ст. 95 НК РФ.

А вот в том случае, если уже завершены и проверка, и дополнительные мероприятия, а по итогам проверки принято решение, налоговый орган уже не вправе проводить какие бы то ни было мероприятия и ссылаться на полученные при этом доказательства.

Налоговым кодексом РФ не предусмотрена обязанность налогового органа уведомлять проверяемое лицо о начале камеральной проверки.

Мероприятия в рамках камеральной проверки могут начаться без какого-либо решения руководителя налогового органа в любой день трехмесячного срока после представления налоговой отчетности п. 2 ст. 88 НК РФ.

Камеральная проверка проводится по каждому налоговому отчету. А значит, простую сверку контрольных соотношений проходит каждая декларация.

Камеральная проверка любой декларации (расчета) начинается с того, что данные отчетности заносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог).

Далее идет сверка контрольных соотношений. В частности, сверяют данные представленной отчетности с показателями отчетности за предыдущий период, а также с данными отчетности за этот же период, но по другим налогам.

На этой стадии налоговые органы в обязательном порядке анализируют следующие моменты:

1) представили ли вы  декларации в установленные сроки  пп. 4, 5 п. 1 ст. 23, п. 6 ст. 80, п. 2 ст. 88 НК  РФ.

2) насколько показатели  представленной вами отчетности  и иных документов и сведений, которые есть у налоговой инспекции, соответствуют друг другу, нет  ли противоречий, ошибок или несоответствий  п. 3 ст. 88 НК РФ.

Информация о работе Пути совершенствования законодательства, регулирующего проведение КНП