Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 08:44, контрольная работа
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
К региональным налогам относятся:
налог на имущество организаций;
транспортный налог.
налог на игорный бизнес;
Продолжение таблицы 3.3.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3. |
Доходы целевых бюджетных |
921423 |
715026 |
77,6 |
3.1 |
Территориальный дорожный сбор |
754142 |
587430 |
77,9 |
3.2 |
Областной экологический фонд |
15536 |
15062 |
96,9 |
3.3 |
Фонд воспроизводства |
33955 |
17157 |
50,5 |
3.4 |
Фонд восстановления и охраны водных объектов |
2385 |
2430 |
101,9 |
3.5 |
Областной специальный внебюджетный инвестиционный фонд районов и городов, входящих в 30-километровую зону Курской АЭС |
69165 |
51381 |
74,3 |
3.6 |
Фонд развития милиции общественной безопасности (местной милиции) |
46240 |
41566 |
89,9 |
4. |
Средства федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (трансферт) |
282930 |
314187 |
111,0 |
5. |
Взаимные расчеты |
--- |
306006 |
--- |
6. |
Средства, получаемые по взаимным расчетам |
--- |
285325 |
--- |
Всего доходов |
3221504 |
3331287 |
103,4 |
В этом году по сравнению с предыдущим они многократно увеличились. Конкретно, начиная с первого января 2002 года, они составили:
для владельцев отечественных автомобилей, а также импортных автомобилей сроком службы свыше 5 лет – 3 руб. за 1 л/с (старая ставка – 50 коп. за 1 л/с);
для владельцев импортных автомобилей сроком службы до 5 лет – 9 руб. за 1 л/с (старая ставка – 1,5 руб. за 1 л/с).
Тем самым налицо стремление законодателя существенно увеличить данную статью поступлений в бюджет.
Данная тенденция просматривается и в других законодательных актах, регулирующих налоговые поступления в территориальный бюджет области.
Так, налог на игорный бизнес регулируется в Курской области законом N 39-ЗКО “О ставках налога на игорный бизнес в Курской области” (принят 26 декабря 2000 г.). Он принят в соответствии с Федеральным законом "О налоге на игорный бизнес".
Рассматривая конкретные положения этого закона, можно отметить, что, ставя перед собой задачу увеличения налоговых поступлений в бюджет области, законодатель в более поздней редакции данного закона существенно увеличил ставки налогообложения.
Так, за каждый игровой стол, предназначенный для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует как организатор и (или) наблюдатель, в настоящее время предусмотрен сбор в размере 300 минимальных размеров оплаты труда (в предыдущей версии – 200), за каждый игровой автомат – 11 (9), за каждую кассу тотализатора – 300 (240), за каждую кассу букмекерской конторы – 150 (120).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О налоге на игорный бизнес" суммы налога в части, соответствующей превышению над минимальными размерами ставок налога, зачисляются в областной бюджет.
Итак, налицо стремление законодателя увеличить налоговое поступление за счет увеличения ставок налогов и сборов. Но такой важный аспект увеличения налоговых поступлений, как совершенствования налоговой базы региона (см. гл. 1.2), в формировании финансовой политики практически не используется.
Рассматривая
различные внутренние факторы, влияющие
на совершенствование налоговой
базы, можно сделать следующие
краткие выводы. Расширение использования
ресурсно-сырьевой базы региона позволяет
экстенсивно расширить его
При благоприятном инвестиционном климате приток внутренних и внешних инвестиций в реальный и финансовый секторы региона способствовал бы расширению налоговой базы. Приходится признавать, что в силу определенных экономических и политических факторов инвестиционный климат в области пока далек от благоприятного, поскольку сведения о масштабных инвестиционных вливаниях в экономику области на сегодняшний день отсутствуют.
Отсутствие целевого финансирования нивелирует также потенциальную отдачу и от инновационных факторов совершенствования налоговой базы – развития НИОКР, внедрения в региональный промышленный и агропромышленный комплексы достижений научно-технического прогресса.
Представляется,
что при формировании политики увеличения
налоговой базы следует руководствоваться
опытом более развитых регионов России.
Так, один из самых благоприятных
в этом отношении регионов страны
– Краснодарский край – имеет
некоторые черты сходства с Курской
области. И здесь и там основным
природно-ресурсным
В развитой рыночной экономике с устоявшимися ценами в аграрной специализацией региона, обладающего для производства сельхозпродукции хорошими природно-климатическими ресурсами, нет ничего плохого. Следовательно, Курская область, располагая схожими природно-климатическими условиями, также способна увеличить налоговую базу регионального бюджета за счет данного фактора.
Суммируя
вышесказанное можно
В 1991 г. Россия
унаследовала бюджетную систему
формально федеративного, а в
действительности унитарного высокоцентрализованного
государства, в котором региональные
и местные власти не имели сколько-нибудь
значимой бюджетной самостоятельности.
Территориальные бюджеты
Неудивительно, что с
такой наследственностью
За последние годы проявления политической бюджетной асимметрии постепенно сходят на нет. С 1996 г. в общее бюджетное пространство вернулась Саха (Якутия), с 2001 г. единые правила межбюджетных отношений в основном распространяются на Татарстан и Башкортостан. Статистика свидетельствует о сокращении существенных и трудно объяснимых различий в бюджетной обеспеченности республик, с одной стороны, и областей - с другой. С 1998 г. не подписываются двусторонние соглашения по разграничению полномочий в налогово-бюджетной сфере, а действующие, сроки которых истекают в 2001–2002 гг., выполняются в части, не противоречащей федеральному законодательству. Политический фактор еще продолжает сказываться на межбюджетных отношениях, но в целом официальная система бюджетного устройства России стала значительно более симметричной и прозрачной по сравнению с серединой 90-х годов.
Исчезла
и популярная в свое время идея
одноканальной модели межбюджетных
отношений, согласно которой все
налоги должны сначала зачисляться
в бюджеты регионов, а затем
в виде фиксированных взносов
поступать в федеральный
Большинство же субъектов
Федерации и населения страны,
напротив, объективно заинтересовано
в частичном перераспределении
средств между регионами, а значит,
в повышении доли федерального бюджета
в налоговых доходах. По некоторым
оценкам /25, с. 31/, чтобы довести бюджетную
обеспеченность до одинакового для
всех субъектов Федерации уровня,
нужно сконцентрировать в федеральном
бюджете 85 % налоговых доходов, затем
примерно половину из них перераспределить
в виде финансовой помощи регионам.
Этот расчет наглядно показывает прямую
зависимость между
Но у этой особенности есть и другая сторона. Практика показывает, что перераспределение доли налоговых поступлений в пользу федерального центра порождает у региональных властей дополнительные проблемы, касающиеся сохранения налоговой базы региона.
Так, новое налоговое законодательство предусматривает 100-процентную централизацию НДС на федеральном уровне. Тем самым с учетом внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в федеральный бюджет будет поступать порядка 55-57 % доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, а в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты – всего 43-45 %. Такой высокий удельный вес межбюджетного регулирования создает предпосылки для противоречий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации, а также между субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, которые становятся полностью зависимыми от вышестоящих бюджетов.
Высокая зависимость региональных и местных бюджетов от бюджетного регулирования не стимулирует активные действия региональных властей по наращиванию налогового потенциала на подведомственной территории. В частности, это просматривается на поведении региональных властей Курской области. Доходная база областного бюджета в последнее время не совершенствуется; требуемые для бюджета суммы изыскиваются исключительно за счет повышения абсолютного размера уже существующих платежей и сборов. Представляется, что подобная практика должна быть пересмотрена уже в самое ближайшее время.
Перспективными
нужно признать следующие направления
совершенствования налоговой