Резиденты и нерезиденты в системе налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 14:04, контрольная работа

Краткое описание

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства.

Содержание

1.Социально- экономическая сущность налогов в современном обществе……….3
2. Функции налогов. Принципы налогообложения…………………………………6
3.Организационные принципы налоговой системы РФ……………………………11
4. Резиденты и нерезиденты в системе налогообложения………………………….13
Список литературы……………………………………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 36.84 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

1.Социально- экономическая  сущность налогов в современном  обществе……….3

2. Функции налогов. Принципы налогообложения…………………………………6

3.Организационные принципы  налоговой системы РФ……………………………11

4. Резиденты и нерезиденты  в системе налогообложения………………………….13

Список литературы……………………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы налогообложения в РФ

1.Социально- экономическая  сущность налогов в современном  обществе

 

Исторически возникновение  налогов относится к периоду  разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных  доходов. В условиях частной собственности  и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов  в государственные бюджеты. Как  часть распределительных отношений  общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических  формаций, изменения функций и  роли государства влияют на конкретные формы налогов изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные  сборы и повинности населения. С  расширением централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной  казны.

В широком смысле под налогом  понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

В современной литературе о налогах приводится большое  количество различного рода определений  налогов. При этом во всех определениях подчеркивается, что налог – платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые  добровольные выплаты, взносы, отчисления.

Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства  по отношению к лицу, вносящему  эти платежи. Таким образом, к  налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает  в связи с заключением плательщиками  с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров. К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты.

Часто отмечается, что налоги –  денежные платежи (взимаются в денежной форме). Разумеется, в современных  условиях большинство налоговых  выплат осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, история  содержит многочисленные примеры осуществления  налоговых выплат в натуральной  форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы  в определенных случаях допускают  уплату налогов путем предоставления государству товаров или услуг. Натуральная форма уплаты налогов  наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности. В России в конце 1990-х годов стали использоваться соглашения о разделе продукции, в соответствии с которыми взимание ряда федеральных, региональных и местных  налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между  государством и инвестором.

Налоги – один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как  правило, налоги взимаются с целью  обеспечения платежеспособности различных  уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут  подлежать зачислению не только в  государственные (федеральные и  региональные) бюджеты или бюджеты  органов местного самоуправления, они  могут выступать средством образования  различного рода фондов. Налог не перестает  быть налогом только на основании  того, что законодатель устанавливает  необходимость зачисления выплачиваемых  сумм помимо бюджетных счетов на счета  каких-либо организаций.

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения  новой стоимости – национального  дохода, выступают частью единого  процесса воспроизводства и специфической  формой производственных отношений. При  перераспределении национального  дохода налоги обеспечивают государственную  часть новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Функции налогов. Принципы налогообложения

 

Функции налогов.

Выделяют, как правило, три  основные функции налогов: фискальную, регулирующую и контрольную, а также две подфункции: стимулирующую и воспроизводственного назначения.

Фискальная (или бюджетная) функция является основной функцией, вытекает из самой природы налогов  и проявляется в обеспечении  государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления  его деятельности. С ее помощью  образуется централизованный денежный фонд государства, производится изъятие  части доходов физических и юридических  лиц для содержания государственного аппарата, обороны страны и той  части непроизводственной сферы, которая  либо не имеет собственных источников доходов (учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо имеет их в недостаточном  объеме для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, учебные заведения, учреждения здравоохранения  и др.). Значение фискальной функции  растет с повышением экономического уровня развития общества, ростом налоговых  доходов государства, что связано  с расширением его функций  и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государству  требуется все больше средств  на проведение экономических, социальных мероприятий, на содержание управленческого  аппарата. Благодаря использованию  возможностей государства взимать  налоги и расходовать средства государственного бюджета происходит регулирование  уровня деловой активности и решение  различных социальных задач.

Регулирующая функция налогов предполагает, что налоги активно влияют на экономику: стимулируют или сдерживают темпы воспроизводства, усиливают или ослабляют процесс накопления капитала, расширяют или уменьшают платежеспособный спрос населения. Налоги активно используются для сглаживания экономического цикла. Таким образом, регулирующая функция налогов связана с вмешательством государства посредством налогов в процесс воспроизводства, что обусловлено ростом производительных сил в условиях НТР, поднявшим на новую ступень налоговое регулирование. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения, отлаженной системы налогообложения, выделения дотаций из бюджета, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками. Центральное место в этом комплексе экономических мер принадлежит налогам. Государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, вводя одни и отменяя другие налоги, изменяя условия налогообложения, способствует решению актуальных для общества проблем: стимулирует научно-технический прогресс, регулирует уровень безработицы, перераспределяет доходы своих граждан, направляя финансовые ресурсы на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат. Регулирующая функция налогов носит социально-экономический характер. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджетных средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите. Регулирующая и фискальная функция налогов находятся в тесной взаимосвязи. Фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, создает объективные условия для вмешательства государства в экономику. Расширение налогового метода мобилизации государством части стоимости национального дохода происходит при постоянном соприкосновении с участниками - агентами процесса производства, что обеспечивает органам государственной власти реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии производственного процесса. Обусловленная внутренними потребностями развития производства регулирующая функция, как и фискальная, выражает сущностную сторону налогов и является объективным их свойством.

Итак, налоги:

1) влияют на уровень  и структуру совокупного спроса, а через механизм рыночного  спроса могут содействовать производству  или тормозить его;

2) размер налогов определяет  уровень оплаты труда, так как  она включает налоговые платежи;

3) от налогов зависит  соотношение между издержками  производства и ценой товаров  и услуг (оно является определяющим  в процессе использования или  реализации производственных мощностей  для предпринимателей);

4) налоги влияют на  инвестиционные решения предпринимателей.

На уровне корпораций важное значение имеют правила исчисления облагаемых налогом прибылей. Дивиденды  выплачиваются из суммы прибыли  после уплату налогов, а затем  облагаются налогом на уровне акаунеров.

Следовательно, необходимо предусмотреть освобождение от двойного налогообложения инвестиций, финансируемых  за счет собственного капитала; снижение налогов с основного капитала, играющее важную роль в определении  прибыли инвесторов после уплаты налогов; инвестиционные субсидии и  различные методы отсрочки налоговых  платежей через инвестиционные фонды. На уровне акционеров встает проблема стимулирования инвестиционной активности при обложений налогом на процентный доход и дивиденды, а также  налогом на прирост капитала. На уровне международных инвестиционных потоков обращают внимание на налоги, которыми облагаются иностранные инвесторы. Контрольная функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность качественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря этой функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему государства. Контрольная функция определяет эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики государства. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина зависят от налоговой дисциплины. Суть ее заключается в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Принципы налогообложения. К принципам налогообложения относятся:

  • принцип справедливости - все субъекты должны ставиться в равные условия;
  • разумное сочетание прямых и косвенных налогов - использование разнообразных их видов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один - два вида поступлений с высокими ставками изъятия;
  • универсализация налогообложения, обеспечивающая, во - первых, одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйственной деятельности, не зависящие от видов собственности, организационно - правовых форм хозяйствования и так далее, а, во - вторых, одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы хозяйственной деятельности, отрасли экономики;
  • однократность обложения, состоящая в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период;
  • научный подход к определению конкретной величины ставки налога, состоящей в обосновании той доли изъятия, которая позволит субъекту налога иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие. Научный подход исключает как механический перенос на нашу страну ставок налогообложения, используемых в других странах, так и сугубо фискальный подход к их установлению;
  • дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов, которая тем не менее не должна превращаться ни в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок, противоречащую основам рыночного хозяйствования;
  • стабильность ( устойчивость ) ставок налогообложения, действующих в течении довольно длительного периода и простота исчисления платежа;
  • использование системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно реализующих принцип социальной справедливости, в том числе гарантируемый гражданам прожиточный минимум. Льготы не должны устанавливаться для конкретных плательщиков, они едины для всех;
  • четкое разделение налогов по уровням государственного управления: федеральные (центральные), республиканские (включая налоги краев, областей, автономных образований) и местные.

 

3. Организационные принципы налоговой системы РФ

 

Налоговая система Российской Федерации строится в соответствии НК РФ. Принципы построения налоговой  системы, которые являются основополагающими  в экономически развитых странах, показали свою эффективность и могут быть заимствованы Россией, – это:

1) детальная структурированность  и целостность налоговой системы.  Обеспечивается жесткой централизацией  управления налогами со стороны  государства на базе налогового  законодательства. Данный принцип  предполагает тесную взаимосвязанность  налогов, исключающую двойное  налогообложение, право выбора  в отдельных случаях налогоплательщиком  конкретного вида налога или  налоговой ставки, а также строгое  разделение налогов на централизованные  и местные;

2) гибкость налоговой  системы, обеспеченная возможностью  ежегодно уточнять ставки налогов  и осуществлять налоговую политику  с учетом изменений политической  и экономической коньюктуры на  основе ежегодно принимаемых  законов по бюджету;

3) социальная направленность  налоговой системы, связанная  со стимулированием социального  и экономического развития страны  с учетом таких факторов, как  темпы развития, финансовое положение  отраслей экономики, уровень инфляции  и безработицы, выравнивание развития  регионов.

Налоговая система РФ включает федеральные, региональные (краевые, областные, автономных образований) и местные  налоги.

Федеральные налоги, порядок  их зачисления в бюджет или внебюджетный фонд, размеры их ставок, объекты  налогообложения, плательщики налогов  устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

Ставки федеральных налогов  устанавливаются Федеральным Собранием  РФ. При этом ставки налогов на отдельные  виды природных ресурсов, акцизов  на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются федеральным правительством.

Налоги республик в  составе РФ, краевых, областей, автономной области, автономных округов (для краткости  их чаще называют региональными) устанавливаются  законодательными актами субъектов  РФ в соответствии с НК РФ и действуют  на территории соответствующих субъектов  РФ. При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе  РФ или решениями органов государственной  власти краёв, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено  законодательными актами РФ.

Информация о работе Резиденты и нерезиденты в системе налогообложения