Совершенствование налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 17:28, реферат

Краткое описание

Современные виды косвенного налогообложения и, в частности, акцизы, применяются в Российской Федерации с 1 января 1992 года. Их введение не было единичным шагом к усовершенствованию системы налогообложения в России, а явилось частью коренной налоговой реформы, проводимой в стране. Необходимость такой реформы была вызвана тем, что налоги, действовавшие в стране, уже не соответствовали развивающимся рыночным отношениям. Приватизация государственных предприятий, создание новых коммерческих структур, предоставление субъектам хозяйствования больших экономических прав и вызванное этим изменение взаимоотношений предприятий и организаций с бюджетом требовали выработки новых принципов формирования доходной части бюджета, изменения или отмены действующих налогов и введения новых.

Содержание

Введение 3
Понятие и сущность акцизного налогообложения 4
Проблемы и перспективы совершенствования акцизного налогообложения 10
Заключение 17
Список литературных источников 18

Вложенные файлы: 1 файл

налоги акциз.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                  3

  1. Понятие и сущность акцизного налогообложения                   4
  2. Проблемы и перспективы совершенствования акцизного налогообложения                                                                           10

Заключение                                                                                           17

Список литературных источников                                                18

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современные виды косвенного налогообложения и, в частности, акцизы, применяются в Российской Федерации с 1 января 1992 года.

Их введение не было единичным шагом к усовершенствованию системы налогообложения в России, а явилось частью коренной налоговой реформы, проводимой в стране. Необходимость такой реформы была вызвана тем, что налоги, действовавшие в стране, уже не соответствовали развивающимся рыночным отношениям. Приватизация государственных предприятий, создание новых коммерческих структур, предоставление субъектам хозяйствования больших экономических прав и вызванное этим изменение взаимоотношений предприятий и организаций с бюджетом требовали выработки новых принципов формирования доходной части бюджета, изменения или отмены действующих налогов и введения новых.

Объективной необходимостью налоговой реформы явился переход от административно-командных методов регулирования производства к экономическим, поскольку налоговая политика является одним из важнейших инструментов воздействия на экономические интересы субъектов хозяйствования, на их деловую активность.

Для стран с переходной экономикой, к которым относится и Россия, акцизы, являясь налогами на потребление, представляют собой исключительно надежный источник формирования доходов государственного бюджета в условиях, когда возможности для изъятия необходимых финансовых ресурсов путем налогообложения дохода, прибыли и имущества значительно ограничены.

Цель - теоретическое углубление понятия акциза, уточнение его роли в формировании доходов бюджета и регулировании современных социально-экономических процессов и обосновании практических рекомендаций по совершенствованию системы акцизного налогообложения.

В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:

- определить преимущества и недостатки акцизного налогообложения;

- роль акцизов в современной экономике;

- перспективы совершенствования  акцизного налогообложения.

Данные обстоятельства определяют актуальность исследования действующей в Российской Федерации системы акцизного налогообложения с точки зрения поиска новых возможностей для повышения ее фискального и регулирующего потенциала, выявления экономической обоснованности тех или иных путей ее развития.

 

1. Понятие и сущность акцизного налогообложения

 

Государственная власть всегда стремилась создать такую систему налогообложения, которая позволяла бы процесс уплаты налогов сделать как можно менее заметным для плательщиков, а взимание налогов производить "автоматически - принудительно". Хотя более простой и исторически более ранней формой налогообложения были прямые налоги, взимаемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, более широкое применение получили менее заметные косвенные налоги. Пошлины - разновидность косвенных налогов - стали первыми видами денежных платежей в казну государства.

Акциз - это косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию, но фактически его уплата перекладывается на покупателя. Он имеет древнюю историю и в прошлых веках носил всеобъемлющий характер.

Существуют три основных вида акцизов, подразделяемых в зависимости от функции, которую они выполняют. К первой группе относятся, так называемые, традиционные акцизы – на алкоголь и табачные изделия. Взимание данного вида акциза преследует две основные цели: ограничение потребления вредных для здоровья продуктов и фискальная.

Ко второй группе относятся акцизы на горюче-смазочные материалы, которые помимо фискальной функции, выполняют еще и роль платежа за пользование автодорогами.

Третья группа включает в себя акцизы на, так называемые, люксовые товары и, как правило, не имеет целенаправленной фискальной функции. В большей степени данный вид акциза призван играть перераспределительную роль, так как основными потребителями люксовых товаров являются более состоятельные граждане.

Акцизами называются косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями-производителями. Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары. Это косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем [3].

 
         Налогоплательщиками акцизов в соответствии со статьей 179 НК РФ являются:

  1. организации;
  2. индивидуальные предприниматели;
  3. лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза

 

  Подакцизными товарами (статья 181 НК РФ) признаются:

  1. спирт этиловый из всех видов сырья (а также спирт коньячный);
  2. спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов, за исключением алкогольной продукции.
  3. алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива) и иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента;
  4. табачная продукция;
  5. автомобили легковые (мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.));
  6. автомобильный бензин;
  7. дизельное топливо;
  8. моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  9. прямогонный бензин;
  10. со второго полугодия 2013 года к подакцизным товарам отнесено топливо печное бытовое.
  • лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, лекарственные средства, изготавливаемые аптечными организациями по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями нормативной документации, согласованной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;
  • парфюмерно-косметическая продукция разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл, а также парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно, разлитая в емкости до 3 мл включительно;
  • подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти.

 

Объектом налогообложения признаются следующие операции (статья 182 НК РФ), например, такие как:

  • реализация на территории РФ лицами произведённых ими подакцизных товаров;
  • продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров;
  • передача на территории РФ лицами произведённых ими из предоставленного сырья подакцизных товаров собственнику указанного сырья либо другим лицам;
  • передача в структуре организации произведённых подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров (кроме прямогонного бензина и этилового спирта);
  • передача на территории РФ подакцизных товаров для собственных нужд;
  • передача на территории РФ подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, в качестве взноса по договору простого товарищества;
  • передача организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику при его выходе из организации, а также передача в рамках договора простого товарищества, при выделении его доли из общего имущества или разделе такого имущества;
  • передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
  • ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;
  • получение денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции
  • получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

 

Операции, не подлежащие налогообложению (статья 183 НК РФ):

  1. передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации
  2. реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории Российской Федерации.
  3. первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;
  4. Определение налоговой базы при реализации (передаче) или получении подакцизных товаров, согласно статье 187 НК РФ, производится отдельно по каждому виду подакцизного товара.

Налоговая база при реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:

  1. как объём реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);
  2. как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, без учета акциза, налога на добавленную стоимость — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;
  3. как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки. В аналогичном порядке определяется налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, при их реализации на безвозмездной основе, при совершении товарообменных (бартерных) операций, а также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда и т. д.

Налоговым периодом признается календарный месяц (статья 192 НК РФ). Налогообложение подакцизных товаров с 1 января 2012 года по 31 декабря 2014 года осуществляется определенным налоговым ставкам (статья 193 НК РФ).

 
          Порядок исчисления акциза и авансового платежа акциза (статья 194 НК РФ)

  1. Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы
  2. Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы
  3. Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объёма реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

Информация о работе Совершенствование налогообложения