Сравнительная характеристика внешнего и внутреннего налогового консультанта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 03:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Профессия Консультанта по налогам и сборам появилась в России в 2000 году, когда Министерством труда и социального развития РФ должность консультанта по налогам и сборам была введена в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Налоговое консультирование как, самостоятельный вид профессиональной деятельности имеет огромные перспективы в России. По мере реформирования и совершенствования налогового законодательства, когда система налогообложения подвергается существенным изменениям, роль такого специалиста как консультант по налогам и сборам очень актуальна.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВЫЙ КОНСУЛЬТАНТ»…………………………………………..….4
1.1. Сущность, цели, задачи и основные виды профессиональной деятельности налогового консультанта……………………………………………………………4
1.2.Правовое регулирование профессиональной деятельности налогового консультанта…………………………………………………………………………6
2. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ
2.1. Особенности профессиональной деятельности внешнего налогового консультанта………………………………………………………………………..13
2.2. Специфика профессиональной деятельности внутреннего налогового консультанта………………………………………………………………………..15
3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ КОНСУЛЬТАНТОВ …………………………………………...….17
3.1. Организационно – экономические инструменты налогового консультирования, осуществляемого внешним налоговым консультантом…...17
3.2. Методика налогового консультирования внутреннего налогового консультанта………………………………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой1.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

Деятельность консультационных фирм и их взаимоотношения с клиентами регламентируются Налоговым кодексом Российской Федерации, Кодексом об административных правонарушениях и Гражданским кодексом Российской Федерации, и другими нормативными актами:

- Нормативные акты, регламентирующие статус налогового консультанта

- Нормативные акты, регламентирующие  порядок исчисления и уплаты  налогов

- Нормативные акты, регламентирующие  ответственность за качество  услуг налогового консультирования

Деятельность по налоговому консультированию основывается на законодательстве РФ, которое создает определенную правовую основу. Из общих законодательных актов, в первую очередь, следует назвать Конституцию РФ.

В частности, к налоговому консультированию как одному из видов  услуг относятся положения пункта 1 ст.8 Конституции РФ о том, что в Российской Федерации гарантируется свободное перемещение услуг, пункта 1 ст.74 Конституции РФ: "На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг (подчеркиваем, что это относится и к налоговому консультированию) и финансовых средств". Пункт 4 ст.29 Конституции РФ предусматривает: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". Это положение в полной мере относится к налоговому консультированию, связанному с информацией о налогах и сборах. Согласно пункту 1 ст.34 Конституции РФ : "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности". Данное положение относится к налоговому консультированию, осуществляемому в качестве одного из видов предпринимательской деятельности. В соответствии с пунктом 1 ст.48 Конституции РФ: "Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи", что относится и к юридической помощи по вопросам законодательства о налогах и сборах. Согласно статье 57 Конституции РФ: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы", а помощь в этом деле оказывают консультанты по налогам и сборам. 
В части 1 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) имеется Раздел 2 "Налогоплательщики и плательщики сборов.

Представительство в налоговых правоотношениях, которое развивает и конкретизирует положения статьи 57 Конституции РФ. Обратим внимание на ст.21 НК РФ, в которой перечисляются права налогоплательщиков, в частности, такие как: право "получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц", "получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах", а также другие права, связанные с уплатой налогов и сборов (получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит, право на зачет или возврат излишне уплаченных сумм, представлять пояснения, присутствовать при налоговой проверке, обжаловать действия и акты налоговых органов и т.д.).

Данное положение закрепляет право налогоплательщика не только самостоятельно действовать, но и иметь своего представителя, в качестве которого может выступать адвокат, консультант, помощник и т.п., то есть квалифицированный ,  хорошо подготовленный специалист, помогающий ему, а в необходимых случаях выступающий от его имени в налоговых и правоохранительных органах, арбитражном суде. Не только права, но и обязанности (изложенные в ст.23 НК РФ) также требуют своего разъяснения и помощи в их реализации, а это возможно с привлечением консультанта по налогам и сборам.

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) среди объектов гражданских прав называет в ст.128 работы и услуги, к которым, естественно, относится и налоговое консультирование. Это видно также в дальнейшем из главы 39 "Возмездное оказание услуг", в которой есть ст.779 ГК РФ о договоре возмездного оказания услуг (далее перечисляется каких именно услуг: услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, регулируемых Гражданским кодексом РФ специальными нормами). Обращаем внимание  , что аудиторские, консультационные и информационные услуги здесь названы как отдельные, различающиеся между собой виды деятельности по оказанию услуг.

В Федеральном законе от 7 августа 2001 г. "Об аудиторской  деятельности" также затронут вопрос о налоговом консультировании, хотя и несколько в другом аспекте. В пп.5 и 6 ст.1 указанного закона сказано о так называемых сопутствующих услугах, которые могут оказывать аудиторы. Среди них названо налоговое консультирование. На мой  взгляд, оно попало в закон ошибочно, поскольку деятельность аудитора и консультанта по налогам и сборам - это два разных вида деятельности, определяемых, как уже было сказано, в ст.779 ГК РФ. Эти различия проанализируем ниже.

Таким образом, можно сказать, что в настоящее время имеется определенная законодательная база для регулирования деятельности по налоговому консультированию. Она характеризуется тем, что право заниматься налоговым консультированием в качестве одного из видов услуг законодательством допускается и защищается.

Правовое регулирование  деятельности по налоговому консультированию включает в себя подзаконные нормативные  акты, в основном ведомственные акты двух министерств: МНС России и Минтруда России. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 645 "О вопросах Государственной налоговой службы Российской Федерации" МНС России разрешено "создавать в установленном порядке при налоговых органах ... консультационные ... предприятия и учреждения". МНС России приказом от 5 мая 1999 г. N ГБ-3-15/120 утвердило Положение об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов. Это Положение, конечно, не преследует цели регулировать налоговое консультирование, а лишь определяет порядок выполнения налоговыми органами обязанностей, предусмотренных ст.32 НК РФ, в частности пункта 4: "проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов". В Положении следует выделить три основных раздела: Порядок предоставления информации по вопросам налогов и сборов; Порядок предоставления письменных разъяснений по вопросам налогов и сборов; Учет обращений налогоплательщиков. Указанная деятельность - осуществляется должностными лицами налоговых органов БЕСПЛАТНО. Издан ряд приказов МНС России, которые свидетельствуют о конкретизации направлений и механизма организации налогового консультирования. Назовем наиболее важные из них: приказ МНС России от 8 июля 1999 г. N АП-3-15/207 "О проведении эксперимента по организации территориальных консультационных пунктов"; приказ МНС России от 28 июля 1999 г. N АП-3-15/244 "Об учреждении федерального государственного унитарного предприятия "Центральный консультационный пункт при Министерстве РФ по налогам и сборам"; приказ МНС России от 25 августа 1999 г. N АП-3-15/278 "О создании Центральной Комиссии по налоговому консультированию Министерства РФ по налогам и сборам" (утверждено Положение о ЦКНК). ЦКНК утвердила (протокол N 3 от 22 марта 2000 г.) Положение об аккредитации уполномоченных учебных центров и Положение об аттестации налоговых консультантов. В письме МНС России от 16 мая 2000 г. N АП-6-15/377 "Об организации и проведении консультационной работы" подчеркивается, что наряду с разъяснительной и информационной работой налоговых органов МНС России проводит организационную работу по оказанию налогоплательщикам квалифицированной консультационной помощи.

В Налоговом кодексе  РФ также имеется глава 4 "Представительство  в отношениях, регулируемых законодательством  о налогах и сборах" (ст.26-29). Указанные нормы устанавливают, что налогоплательщик, плательщик сборов и налоговый агент может участвовать  в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Законными представителями организаций могут быть уполномоченные на основании закона или их учредительных документов, а законными представителями налогоплательщиков-физических лиц признаются лица в соответствии с гражданским законодательством. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами и иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Уполномоченный представитель действует на основании доверенности.

В качестве уполномоченных представителей налогоплательщиков не допускается участие должностных  лиц налоговых органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов налоговой полиции, судей, следователей и прокуроров.

Таким образом, роль права в повышении культуры взаимоотношений государства и налогоплательщиков весьма значительна. Нормативные правовые акты подлежат обязательному исполнению как налогоплательщиками, так и налоговыми органами.

 

 

 

   2.    КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ

2.1 Особенности профессиональной деятельности внешнего налогового консультанта

      Обзор критики различных точек зрения на сущность налогового консультирования, позволил выявить основу специфики оказания услуг по налоговому консультированию, обусловленную особым статусом налогового консультанта - это советчик в области налогообложения и смежных с ним отраслей права, а не исполнитель предлагаемых им советов и рекомендаций. Чтобы определить особенности деления налоговых консультантов на внешних и внутренних необходимо рассмотреть рынок консультационных услуг. Рынок услуг налогового консультирования предложен в следующем виде (рис.1.):


         


 

 

 


 


 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Модель участников рынка услуг налогового консультирования

 

а)определенные виды нормативных актов, регламентирующих деятельность  этого вида услуг;

б)клиенты ;

в)консультационные фирмы;

г)налоговые консультанты – индивидуальные предприниматели;

д) общественные  (некоммерческие) объединения налоговых консультантов.

В соответствии с данным  исследованием рынок оказания консультационных услуг в области налогообложения предстает как носитель собственных интересов и субъект социально-экономических отношений.


      Первая  точка зрения на этот рынок услуг рассматривается как самостоятельная предпринимательская деятельность, где основным  элементом являются налоговые консультанты, консультационные фирмы и их клиенты.

     Вторая  точка зрения предполагает правовой подход, так как в своей деятельности налоговые консультанты опираются на принятые нормы гражданского и налогового законодательства.

    Третья точка зрения отражает специфику процесса налогового консультирования, где налоговый консультант выступает в качестве субъекта межличностных отношений (консультант – клиент). Согласно четвертой точки зрения для успешного развития рынка услуг налогового консультирования  необходима высокопрофессиональная подготовка специалистов. В зависимости от того, работает консультант непосредственно в организации или его приглашают для временного сотрудничества, различают внешних и внутренних консультантов. Таким образом, внешние консультанты - это независимые консультационные фирмы или индивидуальные консультанты, оказывающие услуги клиентам на договорной основе.

 

 

2.2 Специфика профессиональной деятельности внутреннего налогового консультанта

 

Внутренние налоговые консультанты - это специалисты по налогам и сборам, работающие в штате самой организации.

В настоящее время на крупных предприятиях имеет место ярко выраженная направленность образовывать внутренние службы налогового консультирования, которые делают анализ действующего налогового законодательства и проектов законов по налогообложению, выявляют их возможное влияние на результат финансово - хозяйственных операций и, соответственно, финансово-экономическое состояние организации.

Внутренние консультанты, многие с опытом работы в аудиторских  фирмах, либо в налоговых и таможенных органах, осуществляют решение ряда тех задач, которые ранее выполнялись внешними консультантами. Законодательные нормы применены к договорным отношениям, так как из сделок налогоплательщика, совершаемых на основании договора, возникает большинство объектов налогообложения и, как следствие, большинство различных споров.

Обдуманная  и проанализированная тактика реализации договорных отношений налоговым консультантом позволит хозяйствующему субъекту оптимизировать налоговые платежи.

Для этой цели налоговый консультант должен  использовать специально разработанную им в процессе проведения консультации договорную  политику.  Клиент с помощью налогового консультанта может оказать влияние на понятие осуществляемых хозяйственных операций с точки зрения гражданского законодательства, с тем, чтобы изменить их налоговые последствия, приняв для себя наиболее выгодное предложение по поводу налогообложения.

 

Внутреннее налоговое консультирование осуществляется  консультантом по налогам и сборам или налоговым отделом, который имеет некоторое сходство с финансовым отделом, бухгалтерией, но является специальным профессиональным органом, обладающим полной независимостью.

При этом объем работы каждого из налоговых консультантов  и ее оплату, по нашему мнению, не должен устанавливать налогоплательщик.

3.   СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРЕННИХ И

      ВНЕШНИХ КОНСУЛЬТАНТОВ

3.1. Организационно  – экономические инструменты  налогового консультирования, осуществляемого  внешним налоговым консультантом

 

Внешние налоговые консультанты - это независимые консультационные фирмы или индивидуальные консультанты, оказывающие услуги клиентам на договорной основе. Внешний консультант – это законный представитель налогоплательщиков-организаций являются лица, уполномоченные представлять организацию на основании закона или ее учредительных документов. Право налогоплательщика принимать меры, направленные на правомерное уменьшение своих налоговых обязательств, основано на праве всех субъектов права защищать свои охраняемые законом права (в первую очередь, право собственности) любыми не запрещенными законом способами. Согласно ст. 209.2 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Поскольку налог - это  безвозмездное изъятие в доход  государства определенной части  имущества налогоплательщика, естественно, что налогоплательщик вправе избрать  способ уплаты налогов, позволяющий уменьшить ’’ущерб", причиненный ему взиманием налогов, воспользовавшись для этих целей всеми допустимыми законом способами.

Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении  различных

законных схем снижения налоговых отчислений, за счет применения методов планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В условиях жестокой фискальной политики российского государства на фоне продолжающего экономического кризиса и сокращения материального производства налоговое планирование позволяет предприятию выжить.

Информация о работе Сравнительная характеристика внешнего и внутреннего налогового консультанта