Структура и функции ФНС России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Российская Федерация является страной с интенсивно развивающимся налоговым законодательством, но с утраченным опытом и неординарными условиями его использования. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
1. Налоговая система РФ…………………………………………………5
1.1.Налоговая политика РФ: цели и задачи…………………………….5
1.2.Структура и функции налогового органа…………………………..11
1.3. Нормативно – правовое регулирование налогообложения…..…15
2. Региональные налоговые органы: их права и обязанности на примере УФНС по городу Чебоксары……………………………………………..22
2.1. Организационно-экономическая характеристика УФНС по городу Чебоксары………………………………………………………………..22
2.2. Полномочия………………………………………………………….24
2.3. Анализ налоговых платежей за 2009 – 2010 годы……………….27
3. Совершенствование налоговой системы…………………………….28
3.1. Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ……28
Заключение……………………………………………………………......34
Список использованной литературы…………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

научная работа - копия.docx

— 117.55 Кб (Скачать файл)

       Нормативно правовой акт о  налогах и сборах признается  не соответствующим Налоговому  Кодексу РФ при наличии хотя  бы одного из перечисленных  ниже обстоятельств, если такой  акт:

     • издан органом, не имеющим в соответствии НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

     • отменяет или ограничивает права  налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных  внебюджетных фондов, установленные  НК РФ;

     • вводит обязанности, не предусмотренные  НК РФ, или изменяет определенное НК РФ содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, иных лиц, обязанности  которых установлены НК РФ;

     • запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ;

     • запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных  внебюджетных фондов, их должностных  лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;

     • разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ;; 
• изменяет установленные НК РФ основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;

     • изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК РФ, либо использует эти понятия и термины в  ином значении, чем они используются в НК РФ;

     • иным образом противоречит общим  началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.

           Признание нормативного правового  акта не соответствующим НК  РФ осуществляется в судебном  порядке. Правительство Российской  Федерации, а также иной орган  исполнительной власти или исполнительный  орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо  их вышестоящие органы вправе  до судебного рассмотрения отменить  этот акт или внести в него  необходимые изменения.

            К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных  платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления  контроля уплаты таможенных платежей, обжалования актов таможенных  органов, действий (бездействия)  их должностных лиц и привлечения  к ответственности виновных лиц,  законодательство о налогах и  сборах не применяется, если  иное не предусмотрено НК РФ. Если международным договором  Российской Федерации, содержащим  положения, касающиеся налогообложения  и сборов, установлены иные правила  и нормы, чем предусмотренные  НК РФ и принятыми в соответствии  с ним нормативными правовыми  актами, то применяются правила  и нормы международных договоров  Российской Федерации.

           В статье 3 НК РФ излагаются  принципиальные начала законодательства  о налогах и сборах, отражающие  классические принципы налогообложения:  справедливость, определенность, удобство  и экономичность. Их суть состоит  в следующем. Каждое лицо должно  уплачивать законно установленные  налоги и сборы. Законодательство  о налогах и сборах основывается  на признании всеобщности и  равенства налогообложения. При  установлении налогов учитывается  фактическая способность налогоплательщика  к уплате налога. 
      Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

           Не допускается устанавливать  дифференцированные ставки налогов  и сборов, налоговые льготы в  зависимости от формы собственности,  гражданства физических лиц или  места происхождения капитала. Налоги  и сборы должны иметь экономическое  основание и не могут быть  произвольными. Недопустимы налоги  и сборы, препятствующие реализации  гражданами своих конституционных  прав.

           Не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие  единое экономическое пространство  РФ и, в частности, прямо  или косвенно ограничивающие  свободное перемещение в пределах  территории РФ товаров (работ,  услуг) или финансовых средств,  либо иначе ограничивать или  создавать препятствия не запрещенной  законом экономической деятельности  физических лиц и организаций.  Ни на кого не может быть  возложена обязанность уплачивать  налоги и сборы, а также иные  взносы и платежи, не предусмотренные  НК РФ либо установленные в  ином порядке, чем это определено  НК РФ. При установлении налогов  должны быть определены все  элементы налогообложения. Акты  законодательства о налогах и  сборах должны быть сформулированы  таким образом, чтобы каждый  точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке  он должен платить. 
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

           Правительство РФ; федеральные органы  исполнительной власти, уполномоченные  осуществлять функции по выработке  государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере налогов  и сборов и в сфере таможенного  дела; органы исполнительной власти  субъектов РФ; исполнительные органы  местного самоуправления в предусмотренных  законодательством о налогах  и сборах случаях в пределах  своей компетенции издают нормативные  правовые акты по вопросам, связанным  с налогообложением и со сборами,  которые согласно статье 4 НК РФ  не могут изменять или дополнять  законодательство о налогах и  сборах. 
Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. 
        В соответствии со статьей 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, а акты законодательства о сборах - не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, приведенных ниже.

            Федеральные законы, вносящие изменения  в НК РФ в части установления  новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства  о налогах и сборах субъектов  РФ и нормативные правовые  акты представительных органов  муниципальных образований, вводящие  налоги, вступают в силу не  ранее 1 января года, следующего  за годом их принятия, но не  ранее одного месяца со дня  их официального опубликования.

           Акты законодательства о налогах  и сборах, устанавливающие новые  налоги и (или) сборы, повышающие  налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие  ответственность за нарушение  законодательства о налогах и  сборах, устанавливающие новые обязанности  или иным образом ухудшающие  положение налогоплательщиков или  плательщиков сборов, а также  иных участников отношений, регулируемых  законодательством о налогах  и сборах, обратной силы не  имеют.

           Акты законодательства о налогах  и сборах, устраняющие или смягчающие  ответственность за нарушение  законодательства о налогах и  сборах либо устанавливающие  дополнительные гарантии защиты  прав налогоплательщиков, плательщиков  сборов, налоговых агентов, их  представителей, имеют обратную  силу.

           Акты законодательства о налогах  и сборах, отменяющие налоги и  (или) сборы, снижающие размеры  ставок налогов (сборов), устраняющие  обязанности налогоплательщиков, плательщиков  сборов, налоговых агентов, их  представителей или иным образом  улучшающие их положение, могут  иметь обратную силу, если прямо  предусматривают это. 
Круг участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, с 2007 года определен достаточно точно и четко, к ним отнесены только лица, выступающие в этой роли в соответствии с НК РФ. Из их числа исключены, например, государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов.

         Участниками отношений, регулируемых  законодательством о налогах  и сборах, в соответствии со  ст.9 НК РФ в настоящее время  являются: 
     • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов; 
     • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

  • налоговыми органами;
  • таможенными органами.

     2. Региональные налоговые  органы: их права  и обязанности  на примере УФНС  по городу Чебоксары.

     2.1. Организационно-экономическая  характеристика УФНС  по городу Чебоксары.

     Управление  Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике (далее - Управление) является территориальным органом  Федеральной налоговой службы (далее  – ФНС России) и входит в единую централизованную систему налоговых  органов.

     Управление  находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольно и имеет сокращенное наименование: УФНС России по Чувашской Республике.  Управление является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

     Управление  осуществляет государственную регистрацию  юридических лиц, физических лиц  в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляет в делах о банкротстве и  в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и  требования Российской Федерации по денежным обязательствам.

     В своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, правовыми актами ФНС России,  нормативными правовыми актами органов власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов, настоящим Положением.

     Осуществление деятельности ведется непосредственно и через инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня и во взаимодействии  с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

     Управление  возглавляет руководитель, назначаемый  на должность и освобождаемый  от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению  руководителя ФНС России.

     Руководитель  Управления несет персональную ответственность  за выполнение возложенных на Управление задач и функций и он имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФНС России по представлению руководителя Управления.

     2.2. Полномочия.

     В соответствии с Положением об Управлении Федеральной налоговой службы по Республике Чувашия выделены следующие  полномочия:

     1. осуществляет контроль и надзор за:

  • соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
  • за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
  • представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • выделением квот на закупку этилового спирта, а также использованием полученного по выделенным квотам спирта;
  • фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;
  • проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;

     2. выдает в установленном порядке:

  • лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; хранение алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.
  • свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, за исключением свидетельств, выдаваемых налогоплательщикам, состоящим на учете в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;

     3. осуществляет:

  • государственную регистрацию юридических лиц, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок регистрации;
  • установку и пломбирование на предприятиях и в организациях, осуществляющих производство спирта, контрольных спиртоизмеряющих приборов, а в организациях, производящих алкогольную продукцию, приборов учета объемов этой продукции;

Информация о работе Структура и функции ФНС России