Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 00:50, курсовая работа
Целью данной работы является теоретическое исследование налоговой системы. Достижение этой цели возможно после решения таких задач, как раскрытие сущности понятия «налоговая система», рассмотрение принципов построения налоговых систем и основных принципов налогообложения в Республике Беларусь, способов и методов взимания налогов, описание элементов налоговой системы, без которых налогообложение, как таковое, существовать не может. Также следует определить функции налогов, в которых раскрывается их сущность, рассмотреть их классификацию, которая показывает разнообразие налоговых форм. Внимание уделено и рассмотрению общей и упрощенных систем налогообложения в Беларуси.
1) настоящий Кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;
2) декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;
3) постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение настоящего Кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь;
4) нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь». [12]
Налоговое законодательство регулирует налоговые отношения как налогоплательщика, так и государства.
Согласно Статье 80 Налогового кодекса Республики Беларусь, налоговые органы являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения.
В случаях, предусмотренных законодательными актами, полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные органы и иные уполномоченные государственные органы.
Налоговые органы, а также таможенные органы и иные государственные органы, обладающие полномочиями налоговых органов, выполняют свои функции и взаимодействуют посредством реализации прав и выполнения обязанностей, установленных законодательством.
Налоговые органы в обязательном порядке действуют в строгом соответствии с законодательством, корректно и внимательно относятся к плательщикам, осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, проводят проверки, требуют от плательщиков (иных обязанных лиц), их представителей устранения выявленных нарушений законодательства и контролируют исполнение этих требований, соблюдают налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках. [12]
2.4 Общая и упрощенные системы налогообложения в Беларуси
В 2011 году произошли некоторые изменения в системе уплаты налогов предприятиями РБ. В настоящее время на территории Республики Беларусь действует 15 общегосударственных и 9 местных налогов.
Перечень налогов, взимаемых в Республике Беларусь, ежегодно конкретизируется (как правило, в сторону уменьшения) при принятии закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Кроме того, с целью создания благоприятного налогового климата и оптимизации процедуры исполнения налоговых обязательств для отдельных категорий плательщиков действуют особые налоговые режимы:
1) упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства;
2) налогообложение в рамках свободных экономических зон;
3) единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
4) единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Существует общий порядок исчисления налогов и две упрощенные системы налогообложения (без выделения НДС и с выделением НДС). Доходы физических лиц облагаются по ставкам подоходного налога. Принципы исчисления подоходного налога в 2012 году остались такими же, как и в 2011. Для физических лиц применяется единая ставка подоходного налога 12%, а для индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов - 15% (для резидентов Парка высоких технологий - 9%). Ставка подоходного налога в отношении полученных дивидентов 12%.
Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:
1) налог на добавленную стоимость - НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
2) налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;
3) страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;
4) обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда;
кроме того, если это требует законодательство РБ:
1) налог на недвижимость;
2) земельный налог;
3) акцизы;
4) экологический налог;
5) налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
6) оффшорный сбор;
7) гербовый сбор;
8) другие налоги.
Две упрощенные системы налогообложения применимы для малого бизнеса. Ставка налога при упрощенной системе налогообложения:
6% – для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость;
15% – для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой базы валовой доход.
По упрощенной системе также уплачивают:
1) таможенные и государственные пошлины;
2) оффшорный сбор;
3) гербовый сбор;
4) налог на приобретение автомобильных транспортных средств;
5) обязательные страховые взносы и иные платежи в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;
6) налог на добавленную стоимость.
Уплата Налога при упрощенной системе налогообложения заменяет уплату налогов, сборов (пошлин), отчислений в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, районные, Минский городской и городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты.
Организации с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек и индивидуальных предпринимателей, если размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более 1090 млн. рублей, вправе не уплачивать НДС. Для таких организаций ставка налога составляет 8%.
Если организация и индивидуальный предприниматель находятся в сельских населенных пунктах и населенных пунктах, перечисленных в приложении к настоящему Положению, при осуществлении деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), ставка налога при упрощенной системе устанавливается:
1) 5 процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих НДС;
2) 3 процента – для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС.
Не вправе применять упрощенную систему организации:
1) производящие подакцизные товары;
2) реализующие (в том числе
по договорам поручения, комиссии,
консигнации и иным
3) осуществляющие:
организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.
В таблице приведен пример расчета налогов при различных системах налогообложения.
Таблица 2.4 – Сравнительная таблица систем налогообложения
Системы налого-обложения |
Данные для расчета, например, в долларах |
Упрощенная система налого-обложения "без НДС" (7 % с выручки) |
Упрощенная система налого-обложения "с НДС" (5 % с выручки + НДС 20%) |
Общая система налогообложе- ния (НДС 20% + налог на прибыль 18%) |
1. Выручка от реализации |
1200 |
1200 |
1200 |
1200 |
2. Затраты Всего (п.п. 2.1-2.5) |
869,2 |
869,2 |
786, т.к. без НДС к расчету |
786, т.к. без НДС к расчету |
2.1 Сырье и материалы |
400 |
400 |
333, т.к. без НДС к расчету |
333, т.к. без НДС к расчету |
2.2 Аренда и коммунальные |
100 |
100 |
83, т.к. без НДС к расчету |
83, т.к. без НДС к расчету |
2.3 Зарплата |
200 |
200 |
200 |
200 |
2.4 Отчисления в ФСЗН 34% и БГС 0,6% |
69,2 |
69,2 |
69,2 |
69,2 |
Окончание таблицы 2.4
2.5 Прочие затраты |
100 |
100 |
100 |
100 |
3. Прибыль |
247 |
164 |
214 | |
4. Налоги всего (с учетом платежей в ФОТ) |
84 |
167 |
155 | |
4.1 НДС |
200 |
200 | ||
4.2 Зачет НДС |
83 |
83 | ||
4.3 НДС к уплате |
117 |
117 | ||
4.4 Налоги при "упрощенке" |
84 |
50 |
||
4.5 Налог на прибыль |
39 | |||
5. Прибыль после налогов |
247 |
164 |
176 | |
6. Удельный вес всех налогов в выручке |
7% |
13,89% |
12,93% |
Примечание. Источник: [17]
Для определения уплачиваемых предприятиями в Беларуси налогов, определения размеров налогов на бизнес в республике, существует общий порядок исчисления налогов и две упрощенные системы налогообложения (без выделения НДС и с выделением НДС). Выбор системы налогообложения будет возможен только после определения сферы деятельности фирмы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Определив сущность налоговой системы и её элементы, рассмотрев системы налогообложения в Беларуси, можно сделать следующие выводы:
1) налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов, пошлин, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами с целью формирования государственного бюджета; совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания, налоговых органов; норм и правил, которым должны следовать лица, участвующие в налоговых правоотношениях; а также целостное экономическое явление, состоящее из отдельных частей, объединенных общими задачами, целями и находящихся в определенной связи между собой;
2) принципы налогообложения в Беларуси говорят об обязательности уплаты налогов, сборов и пошлин, о невозможности возложения обязанности на плательщика уплачивать налоги, которые не установлены законодательно либо не определены Конституцией Республики Беларусь, о всеобщности и равенстве между всеми налогоплательщиками;
3) налоги взимаются тремя способами, такими как кадастровый, декларационный и административный, а оплата налога производится наличным платежом, безналичным платежом и гербовыми марками;
4) к основным элементам налогообложения относятся: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, ставки налога, сроки уплаты, льготы, налоговые санкции и др.;
5) среди налоговых функций выделяют фискальную, распределительную, регулирующую и контрольную. В них проявляется экономическое содержание налогов;
6) налоговое законодательство регулирует налоговые отношения как налогоплательщика, так и государства;
7) существует общий порядок исчисления налогов и две упрощенные системы налогообложения (без выделения НДС и с выделением НДС). Выбор системы налогообложения будет возможен только после определения сферы деятельности фирмы.
1. Скрипниченко, В.А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / В.А. Скрипниченко. – М.: Издательский дом «БИНФА», 2007. – 496 с.
2. Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь: Учеб. Пособие / Н.А. Мельникова; под ред. Н.А. Мельниковой. – Мн.: БГУ, 2005. – 262 с.