Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 07:43, курсовая работа
В России целью налогового планирования, как на федеральном, так и на территориальном уровне выступает оценка соотношения налогового потенциала и фактических поступлений налогов и сборов и определение объемов экономически обоснованных поступлений налогов и сборов в бюджетную систему в планируемом периоде. При этом налоговое планирование осуществляется с ориентацией на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему.
Налоговое планирование обусловлено тем, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств
Организационно-правовая форма организации имеет большое значение для минимизации налогового бремени, так как в налоговом законодательстве для отдельных организационно-правовых форм предусмотрены существенные льготы по уплате отдельных налогов.
Не менее важно правильно определить вид деятельности. При налоговом планировании следует также оптимизировать организационную структуру предприятия, поскольку она влияет на объем льгот, например, от НДС освобождена внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими товаров (работ, услуг). Важно определить состав и величину взносов в уставный капитал отдельных учредителей, а также форму внесения взносов. В частности, для субъектов малого предпринимательства имеет значение доля другого юридического лица, не являющегося малым. Она не должна превышать 25%. Необходимо правильно выбрать форму покрытия своей доли в уставном капитале. Так, например, если вносят нематериальные активы, по которым срок службы определяется самостоятельно, варьируя им, можно регулировать экономию на соответствующих налогах.
Для оптимизации налогового бремени имеет значение формирование учетной политики организации, выбор показателей: начисление амортизации основных средств: линейный способ, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ); начисление амортизации нематериальных активов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ); списание товарно-материальных ценностей: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по методу FIFO (по себестоимости первых по времени приобретения товарно-материальных ценностей); списание накладных, комплексных расходов, сроки уплаты налогов и сборов. Например, начисления на заработную плату в социальные внебюджетные фонды перечисляются до выдачи ее работникам; определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.
Одной из проблем анализа налоговой нагрузки является недостаточно полная информация о ней в отчетности. В этой связи представляется целесообразным фиксировать в форме N 2 "Отчет о прибылях и убытках" такие данные: в составе расходов выделить отдельную строку, например 101 "Начислено налогов и отнесено на финансовые результаты"; отражать выручку, включая косвенные налоги (НДС и др.), возмещаемые за счет цены реализации продукции, работ, услуг, а затем отдельной строкой выделить в том числе общую сумму косвенных налогов. При использовании этих методов оптимизации необходимо как можно более четко прописать правовые основы оптимизации, чтобы избежать претензий налогового органа и доначисления налогов. Вне всякого сомнения у налогового планирования есть будущее. Государство и налогоплательщик всегда будут играть в эту увлекательную игру. На очередные запреты государства налогоплательщик ответит поиском новых схем. Государство в ответ на очередные схемы будет прикрывать те законодательные лазейки, которые позволяют реализовывать подобные схемы. В экономических изданиях в последнее время многими авторами проводится мысль о том, что при гармонизации налоговой системы возможности налогового маневра и налогового планирования существенно уменьшатся. Гармонизация налоговой системы, скорее всего, значительным образом отменит, и вполне справедливо, многие совершенно неэффективные налоговые льготы. Значит, будет меньшее количество льготных режимов налогообложения. Но в рамках рыночной экономики невозможно или очень трудно убрать различия в налоговых режимах предприятий ввиду их специализации, размера и иностранного участия. Налоговым кодексом РФ предусмотрены еще разные инвестиционные кредиты. Иностранные инвестиции, о которых мечтают почти все экономисты страны, нельзя ограничить закрытым списком нескольких стран-инвесторов. Финансовые и промышленные группы будут продолжать выбирать, на каком звене производственной цепочки формировать и получать прибыль. Даже изменение налоговой привязки, т.е. регистрация предприятия в другой территориальной налоговой инспекции, может способствовать минимизации определенных налогов. Известно, что некоторые финансово-промышленные группы перевели свои головные офисы из Москвы в провинцию. При существующем порядке вещей большинство руководителей современных российских предприятий формально являются нарушителями налогового и даже уголовного законодательства. Несмотря на значительное количество налоговых дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, преобладающая часть налоговых правонарушений и преступлений остается вне поля зрения контрольных и правоохранительных органов. Фактически нарушение формальных правил налогообложения является общеупотребимой в российском бизнесе практикой, т.е. обычаем делового оборота. Это касается многих налогов, но уж совершенно точно - сборов во внебюджетные фонды и подоходного налога при выплате зарплаты.
Базу налоговой системы и львиную долю налоговых поступлений обеспечивают только несколько налогов - так называемые основные налоги. К ним можно отнести налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц. Значение прямых налогов, прежде всего налога на прибыль организаций, падает, а косвенных налогов, и особенно НДС, возрастает. Остальные налоги, преимущественно местные, составляют некоторый налоговый фон. Налоговое планирование главным образом направлено на минимизацию именно основных налогов. Их уменьшение достаточно часто приводит к уменьшению и всех остальных.
В целях налогового планирования очень важно своевременно отказаться от привычных, давно применяемых схем бизнеса и расчетов. Если в рамках существующих схем невозможно добиться заметных результатов, значит, пришло время менять сами схемы. Тогда оптимизация должна проводиться не только в рамках действующей схемы бизнеса, но и между различными возможными схемами бизнеса. [29, c.592]
После эволюционной налоговой реформы 1991 - 1998 гг. российская система налогообложения подошла к новому этапу в своем развитии - этапу стабилизации и кодификации. Главных претензий практического характера к налоговой системе, без учета социальной и стимулирующей функции налогов, всего две. Первая - налоговая система чрезмерно усложнена, на сегодня налогам посвящено огромное количество нормативных документов, включая тысячи писем и разъяснений. Вторая - налоговая система слишком быстро и часто изменяется, по основным налогам происходит несколько изменений в год вне всякой привязки к финансовому и налоговому году, зачастую с приданием нормативным актам обратной силы, что полностью противоречит Конституции РФ и нормальному здравому смыслу.
Сложная ситуация с взаимодействием налогового и бухгалтерского учета в смысле доступности и понятности, особенно в вопросе реализации ниже себестоимости, приводила к тому, что при очередном этапе планирования деятельности предприятия нельзя было точно просчитать предстоящие налоговые и финансовые результаты.
Информация о работе Теоретико-методологические основы налогового планирования предприятий