Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:41, курсовая работа
Цель работы – на основе теоретических источников, а также анализа практических данных рассмотреть роль федеральных налогов и сборов в формировании доходов федерального бюджета и выбрать приоритетные направления налоговой политики.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы формирования налоговых доходов
федерального бюджета;
провести анализ состава, структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета РФ
Введение 5
1 Теоретические формирования налоговых доходов федерального бюджета 7
1.1 Состав и общая характеристика основных видов федеральных налогов и
сборов 7
1.2 Роль федеральных налогов в формировании доходной части бюджета 12
1.3 Проблемы исчисления федеральных налогов и сборов 16
2 Анализ роли федеральных налогов в формировании федерального бюджета21
2.1 Исследование поступления федеральных налогов в федеральный
бюджет 21
2.2 Оценка структуры и динамики налоговых поступлений в федеральный
бюджет 27
2.3 Анализ поступлений федеральных налогов в региональный бюджет 33
3 Совершенствование собираемости доходов федерального бюджета 36
3.1Перспективы развития налогового законодательства в части уплаты федеральных налогов и сборов 36
3.2 Основные направления налоговой политики в области федеральных налогов и сборов 39
3.3 Использование зарубежного опыта формирования федеральных бюджетов 46
Заключение 51
Список использованных источников 54
К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы. В ходе проведенной в Российской Федерации налоговой реформы был отменен ряд налогов, снижены ставки основных налогов, созданы условия для более низкой налоговой нагрузки на малый бизнес.
3.3 Использование зарубежного опыта для формирования федеральных бюджетов
Распределение налоговых полномочий
и ответственности между центра
Налоговый федерализм в США имеет сложную систему. Несмотря на то, что в этой стране налоговая система не является, по мнению большинства экономистов, идеальной, налоги выполняют не только фискальную, но и регулирующую и стимулирующую функции. Существующий налоговый механизм обеспечивает доходами, как федеральный бюджет, так и бюджеты штатов, и местные бюджеты. Он способствует реализации принципов платежеспособности на всей территории страны, развитию малого бизнеса, стимулированию инвестиций и наукоемкого производства. В отличие от других федеративных государств, в США проблемы уравнивания территориального распределения бюджетных средств разрешаются путем четкого разделения бюджетно-налоговых полномочий федерального правительства, властей штатов, местных органов. Американский налоговый федерализм рассчитан на привлечение частного капитала, а налоговые льготы распределяются как косвенная форма стимулирования предпринимательской деятельности)[16].
Основными источниками федеральных доходов являются подоходный налог, на который приходится половина бюджетных поступлений, и отчисления от зарплаты в фонд социального страхования.
Во Франции больше всего доходов в государственный бюджет приносят НДС – 41,4% и подоходный налог с физических лиц – 10,6%.
Современная налоговая система Великобритании была во многом определена реформой 1973г. и принятыми впоследствии актами о подоходном и корпоративном налогах 1988г., о налоге на прирост капитала 1992г., о гербовом сборе 1981г. и др. Реформирование и совершенствование системы налогов и сборов происходит и в настоящее время по следующим направлениям:
Состав налогов и сборов в Великобритании достаточно стабилен. На протяжении последних 20 лет он составляет девять основных общегосударственных налогов: личный подоходный налог, налог на прибыль корпораций, налог на продажу нефти, НДС, таможенные пошлины и акцизные сборы, взносы в систему социального страхования, налог на наследство, налог на прирост капитала, и местные налоги: налог на недвижимое имущество, налог на хозяйственную деятельность и др. Однако законодательные акты, их регулирующие, каждый год претерпевают изменения: в соответствии с законодательством Парламент пересматривает налоговые ставки, величину налоговых скидок, налоговые льготы.
Великобритания относится к числу государств, в которых преобладает прямое налогообложение. Так, в доходах бюджета 2009-2010 гг. доля прямых налогов, включая личный подоходный налог, налог на прибыль корпораций, налог на прирост капитала, налог на наследство и др., составила приблизительно 70%, из них доля подоходного налога составляет 90%. В настоящее время в стране проводятся реформы подоходного налога с населения и налога на прибыль корпораций.
Налогообложение в Великобритании не является основательным и неизменным, а постоянно совершенствуется и изменяется. В настоящее время в Великобритании сформировалась и действует эффективная налоговая система, адекватная рыночным принципам хозяйствования, стимулирующая экономический рост и обеспечивающая реализацию важнейших параметр социального развития цивилизованного общества. Однако налогообложение туманного Альбиона будет развиваться и в дальнейшем. Весной 2008г. было оглашение обзора «Преобразование налоговой системы в течение XXI века», разрабатываемого Британским институтом финансовых исследований при участии профессора Д. Мирлиса, обладателя Нобелевской премии по экономике 1996г. В этом исследовании рассмотрены ключевые вопросы налогового регулирования, в том числе основных налогов, налогового контроля и администрирования; воздействие процессов глобализации, текущее состояние налоговой системы. Выработанные рекомендации, несомненно, окажут существенное влияние на совершенствование и формирование в дальнейшем оптимальной для Великобритании налоговой системы XXI в.
Налоговый федерализм в Японии несколько отличается от территориального распределения налоговых полномочий США и стран Западной Европы. В Японии две трети всех налоговых доходов составляют государственные налоги (в основном прямые). Всего установлено 25 государственных и 30 местных налогов. В Японии существует довольно развитая система поощрения инвестиций (как национальных, так и иностранных). Особое внимание обращается на поощрение инвестирования в отдаленных районах.
Во многих странах центральные власти осуществляют взимание государственных и региональных налогов, а затем – субсидирование территорий, что вызвано низким удельным весом региональных налогов в структуре источников финансирования региональных органов власти (в Эстонии – 0,1%, Болгарии – 1%, Греции – 2%, Голландии – 5%, Латвии – 6%, Турции – 7% и т.д.); при этом очень высоким является удельный вес субсидий (в Эстонии – 91%, Болгарии – 78%, Греции – 58%, Голландии –60%, Латвии – 68%, Турции – 56% и т.д.). Другие источники поступления в доходную часть региональных бюджетов - сборы, займы, доходы муниципальных предприятий, пени, штрафы, доходы от продажи муниципального имущества или товаров и т.д. Особого внимания заслуживает практика распределения одного и того же налога в определенной пропорции между центральным и региональным бюджетами (долевой налог)[27].
Что касается стран с переходной экономикой – в Китае действуют низкие ставки налога с корпораций и планируется сократить размер максимальной ставки налога на доходы физических лиц. Предполагается, что подобно некоторым другим странам снижение ставок в Китае будет способствовать сокращению масштабов укрывания доходов от налогообложения и созданию стимулов для расширения экономической деятельности. Быстрый рост доходов бюджета создает предпосылки для выравнивания уровней налогообложения как различных видов деятельности и предприятии, различных организационно-правовых форм, так и различных территорий.
Таким образом, можно сделать вывод, что мировая практика не выработала четко сформированных критериев, на основе которых можно выбрать универсальную модель налогового федерализма. Каждая страна в зависимости от уровня развития выбирает свой путь в распределении налоговых полномочий и ответственности между центральными и региональными государственными структурами.
Заключение
Государственное управление, которое осуществляется в соответствии с экономической политикой, избранной властью, играет ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества. Оно осуществляется с помощью федерального бюджета. Государство образует централизованные фонды денежных средств и воздействует на формирование децентрализованных фондов, предоставляя государственным органам возможность успешно выполнять возложенные на них функции.
Федеральный бюджет является главным
средством мобилизации и
Налоговые доходы федерального бюджета в РФ – федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год.
В составе доходной части
федерального бюджета
Последнее время наблюдается разнонаправленная тенденция касательно объема налоговым доходов поступивших в бюджет РФ, так в 2007г. наблюдается рост налоговых доходов федерального бюджета в размере 128%, а в 2009г. наоборот наблюдается снижение объема поступлений на 19,6%, а в 2010г. наблюдается положительная тенденция роста объема полученных налоговых доходов на 1038,1 млрд. р.
Сокращение объемов
В целом наблюдается
В качестве основных путей развития доходной части бюджета за счет налоговых источников можно предложить следующие:
Изменения в законодательстве о налогах и сборах направлены на решение двух основных задач. Первая связана с необходимостью повышения доходов бюджетной системы РФ. Что касается второй задачи, то она заключается в создании налоговых механизмов поддержки тех сфер деятельности, в развитии которых государство и общество заинтересовано в большей степени.
Резервом увеличения налоговых поступлений являются налоги на потребление, недра, недвижимость. Проиндексированы ставки акцизов на период расширение списка подакцизной продукции (за счет включения коньячного спирта, пива и изготовленных на его основе напитков).
В целях поддержки инноваций в РФ Правительство РФ внесло в Госдуму проект закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности».
Аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Таким образом, государство за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей его граждан.
Список использованных источников
Информация о работе Федеральные налоги и сборы, их роль в формировании доходов федерального бюджета