Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:13, курсовая работа
Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:
1) стабильного экономического роста;
2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);
3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).
Права налогоплательщиков (плательщиков сборов).
Фискально - обязанные лица обладают следующими правами:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;
2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах;
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
7) предоставлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
13) требовать соблюдения налоговой тайны;
14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
15) другие права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Перечисленные выше права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет юридическую ответственность, предусмотренную административным и уголовным законодательством.
Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов).
Кроме того, рассматриваемые участники налоговых отношений обязаны:
- уплачивать законно установленные налоги;
- встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;
- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
- представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»:
- представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
- выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
- предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном НК РФ;
- в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
- нести иные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством.
Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели - помимо перечисленных выше обязанностей должны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:
а) об открытии или закрытии счетов - в десятидневный срок;
б) о всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
в) о всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации. - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
г) о реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей налогоплательщики (плательщики сборов) несут предусмотренную законодательством Российской Федерации (налоговым, административным и уголовным) ответственность.
2. Оценка фискальной функции налогообложения в современных условиях
2.1. Анализ реализации фискальной политики в Российской Федерации
Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе-мае 2010 года
Всего в январе-мае 2010 г. (по предварительным данным) в федеральный бюджет (без учета исступлений ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет) поступило 1289 млрд рублей, что на
34% больше, чем в январе-мае 2009 г.
Рисунок 5 - Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе-мае 2009-2010 гг.
Основная масса
Рисунок 6 - Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в январе-мае 2010 года (в %)
Поступления налога на прибыль организаций в январе-мае 2010 г. составили 100 млрд рублей, что на 13% меньше, чем в январе-мае 2009 г. Уменьшение поступлений в основном связано со снижением с 1 января 2009 года ставки для зачисления налога в федеральный бюджет с 6,5 до 2 %. При этом в соответствии
с законодательством ежемесячные авансовые платежи (за исключением платежей по фактически полученной прибыли) в I квартале 2009 г. уплачивались по ставке 6,5%.
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-мае 2010 г. поступило 553 млрд рублей, что на 16% больше, чем в январе-мае 2009 г.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, в январе-мае 2010 г. поступило 15 млрд. рублей, что на 37% больше, чем в январе-мае 2009 г.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в январе-мае 2010 г. составили 44 млрд. рублей и выросли относительно января-мая
2009 г. в 1,5 раза, что связано с переходом с 1 января 2010 г. на уплату налога один раз в месяц (не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом) вместо ранее действовавших двух сроков (не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, и не позднее 15-го числа второго месяца). Таким образом, в январе 2010 г. платежи поступили по трем срокам (за ноябрь по сроку 15 января и за декабрь по срокам 25 января и 15 февраля).
Налога на добычу полезных ископаемых в январе-мае 2010 года поступило 555 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти - 507 млрд. рублей, газа горючего природного - 39 млрд. рублей, газового конденсата - 3 млрд. рублей. По сравнению с январем-маем 2009 г. поступления НДПИ выросли в 1,8 раза, что обусловлено повышением цены на нефть (с 43,4 долларов в декабре 2008 г. - апреле 2009 г. до 76,1 доллара в декабре 2009 г. - апреле 2010 г., или в 1,8 раза).
Налоговые поступления в бюджет РФ за первое полугодие 2011 года и итоги деятельности ФНС: параметры и тенденции
Федеральная налоговая служба подвела итоги paботы ФНС России за I первое полугодие 2011 г 29.07.2011. Данная динамика позволяет прогнозировать исполнение федерального бюджета по итогам года. Сохраняется тенденция роста поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации. За 6 месяцев текущего года поступило 4786 млрд. р, или на 28 % больше, чем за аналогичный период 2010 года. При этом глава ФНС акцептировал внимание на том , что поступления увеличились по всем основным налогам, включая налог на прибыль(37%) и НДС(37%), которые наиболее объективно характеризуют состояние экономики и эффективность налогового администрирования. Такому росту в значительной степени помогло увеличение нефтегазовых доходов вследствие благоприятной конъюнктуры на мировых рынках. Но и без их учета темп прироста поступлений в федеральный бюджет, по подсчетам специалистов ФНС, составил бы внушительный показатель – 37%. С интересом ожидались данные по динамике поступления НДФЛ, которые должны были дать ответ на вопросы, как бизнес и работодатели отреагировали на отмену единого социального налога и повышение ставки страховых взносов сразу на 6 %, а также как Пенсионный фонд России справляется с ролью сборщика страховых платежей. Ранее прогнозировались уход значительной части фонда заработной платы (платежей работникам) в тень и даже сокращение налоговой базы. Итак, за первое полугодие 2011 года объем собранного НДФЛ составил 885,3 млрд.р – 11,5 % к аналогичному периоду 2010 года. Динамичный ряд за первые шесть месяцев каждого из последних трех лет демонстрирует рост темпа поступлений взносов по НДФЛ: с 1% за 6 месяцев 2009 года до 7,3% за 6 месяцев 2010 года и, наконец, упомянутых 11,5% за январь-июнь 2011 года. Причем последний показатель соответствует данным Росстата по росту среднемесячной заработной платы за первое полугодие 2011 года. Еще одна позитивная тенденция заключается в наблюдающемся на протяжении 2010 и 2011 годов сокращении налоговой задолженности. По подсчетам ФНС, совокупная задолженность по администрируемым налоговой службой доходам снизилась с 1276 млрд.р. на начало 2011 года до 1203 млрд.р. на 1 июля, или на 73 млрд.р.(6%). Отмечается рост отдачи от выездных налоговых проверок при сокращении их количества. Так, за период с июня 2010 года по июнь 2011 года количество выездных налоговых проверок относительно аналогичного предшествующего периода снизилось на 15%, но эффективность одной проверки выросла в среднем на 4%. Особого упоминания заслуживает растущая роль системы досудебного обжалования. В рамках досудебного урегулирования споров в 1 полугодии 2011 года количество жалоб, предъявляемых налогоплательщиками налоговым органам, снизилось на 5 тыс, или на 17%. Как следствие, снижается нагрузка на судебную систему. Количество судебных споров с участием юридических лиц в 1 полугодии 2011 года по сравнению с 1 полугодием 2010 года сократилось с 35 до 30 тыс.дел, или на 16%. С 14 июня текущего года у налогоплательщиков – физических лиц впервые в России появилась возможность оплаты задолженностей по налогам через Интернет. Первым к данному сервису присоединился Сбербанк России. За довольно короткий срок функционирования сервиса были осуществлены платежи на сумму более 20 млн.руб. Одним из основных приоритетов в деятельности ФНС остается клиентоориентированный подход. Но от ФНС ждут большего. Прежде всего – упрощения и сокращения форм налоговой отчетности. На шагах в данном направлении настаивают представители «Деловой России», других общественных объединений предпринимателей, необходимость и возможность принятия таких мер признают и в ФНС. С некоторых пор появился достаточно объективный показатель, при помощи которого можно оценить качество работы налоговых служб разных государств и их место в международном рейтинге по такому показателю, как удобство оплаты налога. Такое исследование проводится уже на протяжении 6 лет по методике, разработанной международной аудиторской и консалтинговой компанией PricewaterhouseCoopers(PwC), с участием всемирного банка и входящей в его структуру Международной финансовой корпорации. Принимаются во внимание размер уплачиваемых налогов и их доля в «коммерческих доходах», «тяжесть административного бремени по соблюдению налогового законодательства», время, необходимое для заполнения налоговой декларации, и другие показатели и факторы. Но самое главное – прогресс отдельных государств в области совершенствования и, когда это требуется, упрощение своей налоговой системы. Россия пока занимает в этом рейтинге 105-е место из 183 стран, по которым осуществляется мониторинг налоговой практики. Но есть возможность при той целеустремленной работе, которая проводится ФНС, занять более высокое место в этом списке. Кстати сказать, его возглавляют малые нефтедобывающие и островные государства, в то время как соседями России по рейтингу выступают некоторые высокоразвитые государства, чьи налогоплательщики, как видим, не могут похвалится легкой жизнью(среди них – Япония, Австрия, Венгрия).
2011 год объявлен Федеральной
налоговой службой годом
Также предусматривается создание до 15 ноября 2011 года Федеральной информационной адресной системы (ФИАС) и включение ее в систему межведомственного электронного взаимодействия. ФИАС будет применяться органами государственной власти и местного самоуправления при межведомственном взаимодействии и предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронном виде, что затрагивает интересы каждого налогоплательщика и каждого гражданина.
2.2. Анализ реализации фискальной политики в Республике Мордовия
Поступления налогов
и сборов в консолидированный
бюджет Республики Мордовия за январь-ноябрь
2009 года составили 8 809,7 млн. рублей, что
на 533,9 млн. рублей меньше, чем в соответствующем
периоде прошлого года. По налогам,
зачисляемым в доход консолидированного
бюджета РМ, основная доля обеспечена
поступлениями налога на доходы физических
лиц (50,6 %), имущественных налогов (18,2%),
налога на прибыль организаций (17,1 %) и
акцизов по сводной группе (6,4 %). В формировании
доходной части консолидированного бюджета
Республики Мордовия за январь-ноябрь
2009 года доля муниципальных бюджетов составила
29,0 %, доля республиканского бюджета - 71,0
% (в январе-ноябре 2008 года - 23,0 % и 77 %, соответственно).
Поступления по специальным налоговым
режимам в консолидированный бюджет Республики
Мордовия за 11 месяцев 2009 года составили
631,4 млн. рублей, что на 19,6 млн. рублей меньше
аналогичного периода прошлого года или
на 3%. При этом по упрощенной системе сумма
поступлений составила 294,1 млн. рублей,
по единому налогу на вмененный доход
- 316,3 млн. рублей и по единому сельскохозяйственному
налогу - 21,0 млн. рублей. За рассматриваемый
период в республиканский бюджет поступило
6 256,0 млн. рублей, что обеспечено поступлениями
следующих налогов:
Таблица 1. Поступление налогов и сборов в бюджет Республики Мордовия млн. р.
Информация о работе Фискальная функция налогов и ее роль в современных условиях