Формы налогового контроля, его роль в профилактике налоговых правонарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 09:26, реферат

Краткое описание

В настоящее время тема налогового контроля особенно актуальна, главным образом в связи с тем, что с 1 января 2007 года вступили в силу поправки к первой части Налогового кодекса РФ, внесенные Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования". Целью реферата является изучение форм налогового контроля в Российской Федерации и выявление его роли в профилактике правонарушений в налоговой сфере.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика налогового контроля в РФ. 4
2. Формы налогового контроля, его роль 9
Заключение 18
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат,.docx

— 52.73 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

ОМСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

 

Налоги и налоговая  система РФ


 

Студентки: Комаровой Екатерины Павловны


Группа № 3Ф1  Курс №  3


Тема:  Формы налогового контроля, его роль в профилактике налоговых правонарушений .                    


 

 Факультет: Финансово-Учетный 


         Специальность:  Финансы и кредит 


 Отделение: очное


 Научный руководитель:   Симонова Н.Ю., к.э.н.


 

 

___________________     ____________________       ___________________

  Дата поступления                                   Допуск к защите                             Защита работы

   работы в деканат                              Подпись преподавателя                          Оценка

   Подпись преподавателя

Омск – 2013/2014уч.год.

Содержание

Введение 3

1. Общая характеристика налогового контроля в РФ. 4

2.  Формы налогового контроля, его роль 9

Заключение 18

Список литературы 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Налоговый контроль представляет собой одно из наиболее важных направлений государственного финансового контроля. Его значимость как направления контрольной деятельности, прежде всего, обусловлена главенствующей ролью налогов и сборов как источников доходов федерального, региональных и местных бюджетов. Налоговый контроль также занимает основную позицию по численности контролируемых лиц.

В настоящее время тема налогового контроля особенно актуальна, главным образом в связи с  тем, что с 1 января 2007 года вступили в силу поправки к первой части  Налогового кодекса РФ, внесенные  Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 137-ФЗ "О внесении изменений  в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные  акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".

Целью реферата является изучение форм налогового контроля в Российской Федерации и выявление его роли в профилактике правонарушений в налоговой сфере.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общая характеристика налогового контроля в РФ.

Понятие налогового контроля, порядок его проведения, обязанности  и права  участников, а также  формы налогового контроля регламентируются положениями главы 14 Налогового кодекса  Российской Федерации.

Что же понимается под налоговым  контролем? В соответствии со статьей 82 Налогового кодекса РФ, налоговый  контроль это «деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением  налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ». Его осуществляют следующие органы:

  1. налоговые органы;
  2. таможенные органы;
  3. органы государственных внебюджетных фондов.

Лицами, в отношении которых  осуществляется налоговый контроль, являются:

  1. налогоплательщики;
  2. плательщики сборов;
  3. налоговые агенты.

Целью налогового контроля, прежде всего, является предупреждение и выявление  налоговых правонарушений, а также  привлечение к ответственности  лиц, в отношении которых выявлены нарушения налогового законодательства.

Налоговый контроль предназначен для  решения следующих задач:

    1. обеспечение экономической безопасности государства в процессе формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов;
    2. обеспечение надлежащего контроля над формированием государственных доходов и их рациональным использованием;
    3. улучшение взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;
    4. проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;
    5. проверка целевого использования налоговых льгот, а также пресечение и предупреждение правонарушений в налоговой сфере.

Налоговый контроль осуществляется исходя из следующих принципов:

    1. Принцип законности проводимых мероприятий налогового контроля.

Данный принцип означает что, проведение налогового контроля в  иных формах, не предусмотренных Налоговым  кодексом РФ, а также по основаниям и в порядке, не предусмотренном  Налоговым Кодексе РФ, не допускается;

    1. Принцип соблюдения правовой процедуры.

Данный принцип говорит  о том, что существуют определенные требования к оформлению процессуальных документов, составлению протоколов о проведении мероприятий в рамках налогового контроля, оформлению материалов к проведению отдельных форм налогового контроля. Несоблюдение названных требований служит основанием к отмене решения  налогового органа;

    1. Принцип соблюдения налоговой тайны.

Принцип означает, что сведения о налогоплательщике, которые были получены в ходе проведения налогового контроля, не должны разглашаться соответствующими государственными органами, иначе, как  по основаниям, предусмотренным законодательством;                        

    1. Недопустимость причинения вреда при проведении мероприятий налогового контроля.    

Т.е причинение имущественного ущерба либо вреда здоровью налогоплательщиков недопустимо;

5. Соблюдение установленных  презумпций и прав налогоплательщика,  уважение его личных прав и  имущественных интересов при  проведении мероприятий налогового  контроля.

 

Соблюдение вышеназванных  принципов  при проведении мероприятий налогового контроля дает возможность  установить баланс между исполнением фискальной функции государства в надлежащем объеме и порядке и соблюдением  прав и законных интересов налогоплательщиков.

Классификации налогового контроля многообразны и учеными проводятся на различных основаниях. Рассмотрим некоторые из них.

    1. В зависимости от времени проведения налогового контроля.

Ученые выделяют  предварительный, текущий и последующий налоговый контроль.

 

  • Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, таким образом, позволяя обнаружить  нарушение финансового законодательства и предупредить его еще на стадии прогнозов и планов. Так же он дает возможность пресечь попытки нерационального использования финансовых ресурсов;
  • Текущий  контроль  представляет собой проверку, которая проводится в отчетном периоде с целью оценки корректности отражения проводимых операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, которые были представлены налогоплательщиками;
  • Последующий контроль представляет собой проверку финансово-хозяйственных операций за истекший период, основываясь на анализ отчетов и балансов. Данный вид контроля может также осуществляться путем проверок и ревизий непосредственно на месте: на предприятиях, в учреждениях и организациях. Прежде всего при данном виде проверки используется метод документальной проверки.

 

    1.   По характеру контрольных мероприятий.

Данная классификация разделяет  налоговый контроль на плановый и внезапный.

  • Плановый налоговый контроль подчинен определенному порядку в дате проведения.
  • Внезапный контроль осуществляется в случае возникшей необходимости.
    1. По методу проверки документов.

Существует сплошной и выборочный налоговый контроль.

  • Сплошная проверка основана на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета.
  • Выборочная проверка предусматривает проверку только части первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. В случае, если выборочной проверкой были установлены серьезные нарушения налогового законодательства или злоупотребления, то проверяющим предписывается на данном участке деятельности предприятия провести сплошную проверку
    1. По периодичности проведения.

Различают первоначальный и повторный  налоговый контроль.

  • Первоначальным контрольное мероприятие признается, если оно  проводится в отношении какого-либо налогоплательщика впервые за год.
  • Повторным налоговый контроль признается в случае, если в течение календарного года осуществляется 2 и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формы налогового контроля

Согласно статье 82 Налогового Кодекса РФ, формами осуществления  налогового контроля признаются:

  1. налоговые проверки;
  2. получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
  3. проверка данных учета и отчетности;
  4. осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  5. иные формы налогового контроля, предусмотренные Налоговым Кодексом РФ.

Рассмотрим каждую из форм более подробно.

Основной, наиболее эффективной формой налогового контроля считается налоговая  проверка. Налоговой проверкой признается действие налогового органа по контролю над своевременностью, полнотой и  правильностью выполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Для осуществления  налоговой проверки уполномоченные органы сопоставляют отчетные данные налогоплательщика с фактическим  состоянием его финансово-хозяйственной  деятельности. Согласно Налоговому Кодексу, налоговые проверки осуществляются налоговыми органами, а также таможенными  органами (но только относительно налогов, которые подлежат уплате при перемещении  товаров через таможенную границу  РФ).

В соответствии с Налоговым кодексом, выделяются следующие виды налоговых  проверок:

  1. камеральная налоговая проверка;
  2. выездная налоговая проверка.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других, имеющихся у  налогового органа, документов о деятельности налогоплательщика.

Выделяют следующие задачи камеральной  налоговой проверки:

  1. контроль над соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками;
  2. выявление фактов налоговых правонарушений и их предотвращение;
  3. взыскание неуплаченных или не полностью уплаченных сумм налогов по выявленным нарушениям;
  4. привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности;
  5. подготовка информации, с помощью которой обеспечивается отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Существует 3 вида камеральной налоговой  проверки.

Первым видом является формальная проверка. Под ней понимается проведение внешнего осмотра документов. Осмотр проводится с целью выявления  наличия всех необходимых реквизитов и отсутствия каких-либо посторонних  пометок и записей.  В качестве примера возможных ошибок, которые  могут быть допущены налогоплательщиками, можно привести отсутствие каких-либо реквизитов (данных одной из сторон правоотношений, подписи, единицы измерения, печати и др.) или же наоборот, наличие  сомнительных реквизитов (подчистки, приписки и другие возможные изменения  в документе). Также сомнения могут  вызвать  противоречия между реквизитами документа, например, формальное несоответствие между штампом и печатью по названию предприятия.

Информация о работе Формы налогового контроля, его роль в профилактике налоговых правонарушений