- Налоги, сборы, пошлины : сходства и различия.
Под налогом понимается обязательный,
индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и
физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного
управления денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается
обязательный взнос, взимаемый
с организаций и физических
лиц, уплата которого является
одним из условий совершения
в отношении плательщиков сборов
государственными органами, органами
местного самоуправления, иными
уполномоченными органами и должностными
лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных
прав или выдачу разрешений (лицензий).
Государственная пошлина - сбор,
взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17
настоящего Кодекса, при их обращении
в государственные органы, органы местного
самоуправления, иные органы и (или) к должностным
лицам, которые уполномочены в соответствии
с законодательными актами Российской
Федерации, законодательными актами субъектов
Российской Федерации и нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления,
за совершение в отношении этих лиц юридически
значимых действий, предусмотренных настоящей
главой, за исключением действий, совершаемых
консульскими учреждениями Российской
Федерации.
Сходство и различия налога, сбора
и пошлины.
Налоги, пошлины и сборы
являются обязательными платежами
(изъятиями), установленными государством.
То есть в данном случае
имеют место не договорные, а
административные отношения, основанные
на властном подчинении плательщика
государству.
На первый взгляд трудно
разобраться, чем же отличаются
друг от друга все эти платежи.
Между тем, различия есть, и серьезные.
1) Налог, в отличие от
сбора или пошлины, является
платежом, взимаемым не единовременно,
а периодически.
2) В определении налога употребляется
слово «платеж», «денежные средства»,
тогда как сбор и пошлина
– «взнос», а значит, не требует
обязательной денежной формы.
3) Законодатель определяет
в качестве цели взыскания
налога финансовое обеспечение
деятельности государства (либо
муниципального образования - в
зависимости от того, в какой
бюджет предназначен налог); относительно
пошлины и сбора такое назначение
не установлено законом. Следовательно,
целью взыскания последних может
быть, например, финансовое обеспечение
отдельной отрасли либо государственного
органа (как, например, плата за
пользование лесом- в целях возмещения
потерь лесного хозяйства).
4) Сбор (и пошлина, как
вид сбора)- это особый вид налога,
взымаемый за предоставление
каких-либо государственных услуг.
То есть, в отличие от налога,
сбор и пошлина являются возмездными
платежами, то есть государство
в качестве встречного предоставления
обеспечивает плательщику сбора
или пошлины какую-то услугу
или право: предоставление разрешения,
лицензии, осуществление регистрационных
действий и т.д. Налог же
является платежом безвозмездным,
а точнее, «индивидуально безвозмездным»,
поскольку в глобальном смысле
налог как основа бюджетных
средств расходуется в конечном
итоге на нужды налогоплательщиков
5) Зачем же законодатель
счел нужным выделить из понятия
сбора понятие пошлины? Мы полагаем,
что тут существует тонкое
различие, а именно: сбор - платеж
за обладание особым правом (право
на осуществление определенной
деятельности, лицензия, право пользования
объектами животного мира и
т.д.); пошлина - плата за совершение
в пользу плательщиков юридически
значимых действий (государственная
регистрация права на недвижимость,
совершение нотариальных действий и т.д.).
- Признаки категории налога.
Возникновение при совершении взаимных
отношений налогоплательщиков с
госуд-ом.Ими яв-ся:
- императивность (строгий обязательный
характер) т. е. субъект (налогоплательщик)
не вправе отказаться от наложенных
на него обязанностей, в противном
случае налагаются штрафные санкции;
- индивидуальная безвозмездность
(безвозвратность) т.е. часть уплаченного
налога не подлежит возврату;
- переход права собственности
на денеж. ср-ва от плательщика гос-ву.
- легитимность – установление
налогов на законодательной основе,
в соответствии с НКРФ и
нормативными документами субъектами
РФ.
- уплата налога в точном размере
и в определенные сроки.
- Функции налогов, их взаимосвязь.
Фискальная функция — основная,
формирует доходы, аккумулируя в
бюджете и внебюджетных фондах средства
для реализации государственных
программ. Эти средства расходуются
на социальные услуги, хозяйственные
нужды, поддержку внешней политики
и безопасности, административно-управленческие
расходы и платежи по государственному
долгу.
Социальная функция — осуществляется
через неравное налогообложение
разных сумм доходов. С помощью этой
функции перераспределяются доходы
между различными категориями населения.
Примерами реализации распределительной
(социальной) функции являются прогрессивная
шкала налогообложения прибыли и личных
доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы
роскоши.
Регулирующая функция — посредством
налоговых механизмов выполняет
те или иные задачи налоговой политики
государства. Данная функция предполагает
влияние налогов на инвестиционный
процесс, спад или рост производства,
а также его структуру.
Суть регулирующей функции
в том, что налогами облагаются
ресурсы, направляемые на потребление,
и освобождаются от налогообложения
ресурсы, направляемые на накопление
производственных фондов. Поэтому для
этой функции выделяют три составляющие:
1) стимулирующая подфункция, проявляющаяся
через систему льгот и освобождений, например,
для сельскохозяйственных производителей;
2) дестимулирующая подфункция, которая
через повышение ставок налогов позволяет
ограничить развитие игорного бизнеса,
повысить таможенные пошлины, приостановить
вывоз капитала из страны и т. д.; 3) воспроизводственная
подфункция, аккумулирующая средства
на восстановление используемых ресурсов.
Контрольная функция — позволяет
государству отслеживать своевременность
и полноту поступления в бюджет
налоговых платежей, сопоставлять их
величину с потребностями в финансовых
ресурсах. Через эту функцию определяется
необходимость реформирования налоговой
системы и бюджетной политики.
- Элементы налогообложения.
1. Субъект налога 2. Объект налогообложения
3. ставка налога – часть налога приходится
на единицу объекта налогообложения. Виды:
- процентные (адволорные) в % к налоговой
базе; - твердые ставки (специфические
ставки) устанав в рублях или других стоймастных
измерениях, например твердые ставки устанав
по транспорт налогу, а % ставки по НДФЛ.
4. налоговая база 5. налоговый период
6. если налоговую базу умножить
на налоговую ставку, то получим
величину, которая называется налоговым
окладом.
7. порядок исчисления налога, каждый
налог имеет свой порядок исчисления
и определенные сроки уплаты.например,
НБ умножаем на ставку налога= сумма налога
за год.
8. льготы – льготы по налогам
и сборам называют предоставленные
отдельным категориям налогоплательщиков
преимущества по сравнению с
другими категориями налогоплательщиков,
при этом льгота не должна
носить индивидуальный характер
, та или иная категория налогоплательщиков
могут полностью или частично освобождены
от уплаты налогов. Льготы устанавливаются
на законодательной основе
- Принципы налогообложения
Принцип налогообложения – основополагающее,
базовое положение, лежащее в
основе налоговой системы государства.
Принцип справедливости налогообложения.
Принцип законности налогообложения.
Принцип всеобщности и равенства
налогообложения. Из требования всеобщности
и равенства налогообложения вытекает
закрепленный в ст. 56 Налогового кодекса
РФ запрет устанавливать налоговые льготы
индивидуального характера.
Принцип равного налогового бремени
не допускает установление дискриминационных
правил налогообложения в зависимости
как от организационно-правовой формы,
так и от характера(содержания) предпринимательской
деятельности налогоплательщиков.
Принцип соразмерности налогообложения.
Соразмерность налогообложения
включает требования: 1) пропорциональности:
при установлении налогов учитывается
фактическая способность налогоплательщика
к уплате налога (п. 1 ст. 3 Налогового
кодекса РФ); 2) обоснованности: налоги
и сборы должны иметь экономическое
основание и не могут быть произвольными
(п. 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ); 3) допустимости:
недопустимы налоги и сборы, препятствующие
реализации гражданами своих конституционных
прав (п. 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ).
Требование пропорциональности дополняет
принцип всеобщности налогообложения:
каждый участвует в формировании
централизованных бюджетных и внебюджетных
фондов соразмерно своей фактической
способности уплачивать налоговые
платежи. Предполагается дифференцированный
подход к различным по размерам объектам
налогообложения. Чем больше налоговая
база (размер земельного участка, стоимость
имущества, мощность двигателя, величина
дохода или прибыли), тем больший
налог должен уплатить налогоплательщик.
- Методы налогообложения
Метод налогообложения – порядок
изменения ставки налога в зависимости
от роста налоговой базы. Выделяют
четыре основных метода налогообложения:
равное, пропорциональное, прогрессивное
и регрессивное.
Равное налогообложение предполагает
установление для каждого плательщика
равной суммы налога. Иначе –
это подушное налогообложение (самый
древний и простой вид). Этот метод
не учитывает имущественного положения
и поэтому применяется в исключительных
случаях (например, некоторые целевые
налоги).
Пропорциональное налогообложение
– метод налогообложения, при
котором для каждого плательщика
равна ставка (а не сумма) налога,
которая не зависит от величины дохода
(налоговой базы). С ростом базы налог
возрастает пропорционально.
Прогрессивное налогообложение –
порядок налогообложения, при котором
с ростом налоговой базы возрастает
ставка налога.
1. Простая поразрядная прогрессия.
Налоговая база разбивается на
отдельные разряды (ступени). Для
каждого разряда налог определяется
в виде абсолютной суммы.
2. Простая относительная прогрессия.
В данном случае для общего
размера налоговой базы также
устанавливаются разряды, но для
каждого разряда определяются
различные ставки (как твердые,
так и процентные). При этом
ко всей базе налогообложения
применяется одна ставка в
зависимости от общего размера базы.
3. Сложная прогрессия. Налоговая
база разделена на налоговые
разряды, но каждый разряд существует
самостоятельно, облагается отдельно
по своей ставке.
4. Скрытые системы прогрессии. В
некоторых случаях фактическая
прогрессия достигается не путем
установления прогрессивных ставок
налога, а иными методами (например,
установлением неодинаковых сумм
вычетов из налоговой базы
для доходов, входящих в разные разряды).
Регрессивное налогообложение
– порядок налогообложения, при
котором с ростом налоговой базы
происходит сокращение размера налоговой
ставки (т.е. норма налогообложения
уменьшается по мере возрастания
дохода налогоплательщика).
- Налоговая политика государства, ее цель и задачи.
Налоговая политика представляет собой
комплекс мер в области налогового
регулирования, направленных на установление
оптимального уровня налогового бремени
в зависимости от характера поставленных
в данный момент макроэкономических
задач.
Принято выделять три типа налоговой
политики государства.
1. Политика максимальных налогов.
При этом повышение налогов тем
не менее обычно не сопровождается ростом
государственных доходов.
2. Политика разумных налогов.
Она способствует развитию предпринимательства,
обеспечивая ему благоприятный налоговый
климат.
3. Налоговая политика, предусматривающая
достаточно высокий уровень обложения,
но при значительной социальной
защите. При сильной экономике
все указанные типы налоговой
политики успешно сочетаются. Для
России характерен первый тип
налоговой политики в сочетании с третьим.
Налоговая стратегия государства
представляет собой налоговую политику,
разрабатываемую на длительный срок.
Определяется она общими принципами,
которых придерживается государство
в области наполнения бюджетов и
расходования бюджетных средств, социальной
защиты населения, стимулирования развития
экономики методами фискального регулирования.