Эволюция Федеральных налогов РФ (1991-2011г.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:50, контрольная работа

Краткое описание

Данная тема - «Эволюция федеральных налогов в РФ (1991-2011гг.).» – сложна, интересна и в то же время важна, потому что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
Цель данной работы – раскрыть налоговую систему России, её сущность, проблемы и перспективы развития.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие налоговой системы, целевых установках налоговой системы, о классификации налогов, о функциях и роле налогообложения в экономической системе общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
1.Эволюция федеральных налогов в РФ (1991-2011г.)
2. Понятие и сущность налогов РФ(1991-2011г.)
3.Изменение и дополнения Федеральных налогов 2012г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

!!!!20 вопрос контрю.docx

— 45.60 Кб (Скачать файл)

К территориальным СНР относятся: 1. Система налогообложения в особых экономических зонах (Федеральный  закон от 22.01.1996 № 13-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской  области», Федеральный закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ «Об особой экономической  зоне в Магаданской области»); 2. Система  налогообложения для организаций, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-территориальных образований (Закон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»). Юрисдикция СНР субъектного типа ограничивается по принципу определения  круга налогоплательщиков – субъектов  этого режима, налоговое администрирование ориентировано на определенную категорию налогоплательщиков и осуществляется повсеместно. К субъектным СНР относятся те, которые перечислены в ст. 18 Налогового кодекса: 1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (глава 261 НК РФ); 2. Упрощенная система налогообложения (глава 262 НК РФ); 3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 263 НК РФ); 4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 264 НК РФ). Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ (п. 7 ст. 12, ст. 18 (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ)). Они применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Согласно п. 7 ст. 12 Налогового кодекса РФ специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 НК РФ. Однако порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов определяются в Налоговом кодексе. СНР могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате федеральных, региональных и местных налогов и сборов, предусмотренных ст. 13-15 НК РФ. Практически все специальные налоговые режимы относятся к федеральным специальным налоговым режимам. Исключением является система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, которая не устанавливается на федеральном уровне. Данная система налогообложения вводится в действие законами субъектов РФ. Тем самым субъект РФ самостоятельно решает вопрос о введении, в том числе о дате введения на своей территории данной системы налогообложения. С 2006 г. эта система приобретает статус местного специального налогового режима. При этом представительные органы власти субъектов РФ и местного самоуправления не вправе устанавливать в налоговых нормативных актах такие элементы налогообложения, как объект налогообложения, налоговая база; налоговый период; порядок исчисления налога. Они определяются только в главе 263 НК РФ.

Налоговая система РФ представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением и по своей структуре она является трехзвенной: присутствуют федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

 

 

 

 

                            2.  Налоговая политика РФ(1991-2011г.)

Для российских исследователей в сфере  теории налогов характерен также  поиск оптимальной налоговой  нагрузки, прежде всего, в сочетании  систем прямого и косвенного (НДС,Акцизы) налогообложения. Таким образом, отечественными учеными уже к концу первой четверти XX века были в полной мере сформулированы и определены принципы реализации налоговой политики. Так, российской финансовой наукой признавались: фискальная, стабилизирующая, регулирующая, стимулирующая и социальная функции налоговой политики. Понятие "всеобщности налогов" обусловливало теоретическое обоснование наличия еще одной функции налогов - контрольной, которая призвана обеспечить непрерывное воспроизводство налоговой системы на всех уровнях отношений между государством и налогоплательщиками (т.е. воспроизводство самой фискальной функции).

Основными принципами налоговой политики признавались: всеобщность, определенность и справедливость налогообложения, нашедшие свое теоретическое обоснование  в разработках оптимизации налоговой  нагрузки посредством обоснованного  сочетания систем прямого и косвенного налогообложения.

Поступления налога на прибыль за 1992 г. составили 29,5% общего объема доходов  консолидированного бюджета. На величину реального изъятия прибыли предприятий  в настоящее время воздействуют, с одной стороны, налоговые льготы, составившие за девять месяцев около 110 млрд. руб., с другой - темпы роста заработной платы по сравнению с изменениями законодательно регулируемой величины оплаты труда, включаемой в себестоимость. Взаимодействие указанных факторов привело к тому, что норма изъятия балансовой прибыли увеличилась с 17% в I квартале того же года до почти 33% за первое полугодие 1992 г. В III квартале фактическая ставка налога на прибыль составила 35,3%, за девять месяцев - 37,6%. Следует отметить, что величина налоговых льгот, используемых предприятиями, равняется примерно 1/3 намечавшихся бюджетом.

На налог на добавленную стоимость  в январе-декабре приходилось 37,6% общего объема поступлений в бюджет, на акцизы - около 4%. Эластичность поступлений  налога на добавленную стоимость  и акцизов по ВВП в I квартале 1992 г. была достаточно высокой. Это объясняется  низкими объемами их поступлений  в начале года и быстрым ростом в феврале и марте, что связано  с устранением организационных  трудностей при установлении новых  для хозяйства налогов. Во II квартале резкое снижение темпов роста поступлений  акцизов и НДС было вызвано  развитием кризиса неплатежеспособности предприятий и до некоторой степени - накоплением запасов готовой  продукции.

На 1 января 1992г. просроченная взаимная задолженность предприятий и  организаций достигала 34 млрд. руб., на 1 апреля – 780 млрд. руб., на 1 июля –3004 млрд. руб. За январь-май реализованная  продукция составила около 55% общего объема выпуска, а 38% отгруженной продукции  осталось неоплаченной. Следует иметь  в виду, что на подавляющем большинстве  предприятий организация бухгалтерского учета предполагает учет реализации (соответственно и определение прибыли) не по отгрузке продукции, а по ее оплате. В результате отгруженная, но неоплаченная продукция не учитывается при  исчислении облагаемого оборота  при уплате НДС так же, как и  при определении налогооблагаемой прибыли.

Ускорение темпов роста поступлений  НДС в июне по сравнению с динамикой  ВВП объясняется изменениями, внесенными в порядок его взимания. Плательщики, чьи платежи превышали 300 тыс. руб., должны были, начиная с мая уплачивать подекадно не авансовые платежи, которые ранее занижались, а платежи, установленные на основе фактических  оборотов. Кроме того, в конце  мая было запрещено вычитать из обязательств предприятия по НДС суммы налога по поступившим материальным ценностям (кредит по НДС) в случае неоплаты соответствующих счетов. Значительный (в 2,6 раза) рост поступлений НДС в июле по сравнению с июнем объясняется установлением авансовых платежей по НДС для крупных плательщиков. Сумма авансовых платежей определялась исходя из фактических платежей в I квартале, увеличенных в 2,5 раза.

Резкий рост поступлений НДС  и налога на прибыль в октябре  объясняется как значительным увеличением  номинального объема ВВП в связи с инфляционными процессами, так и особенностями техники налогообложения. В частности, в октябре поступили средства, начисленные по НДС в связи с разрешением включать в кредит по НДС лишь налог по списанным на издержки производства материальным ресурсам, а также в связи с учетом в налогооблагаемом обороте всех средств, полученных от поставщиков. По оценке Государственной налоговой службы, первая мера дала бюджету около 100 млрд. руб. Учет в налогооблагаемой базе средств, полученных от поставщиков формально в виде финансовой помощи, а не как оплата продукции, увеличил поступления налога на прибыль на 40-50 млрд. руб. До начисления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость по фактическим результатам по сравнению с авансовыми платежами составили, по данным Госналогслужбы, около 200 млрд. руб. Серьезное воздействие на рост налоговых поступлений в октябре оказало окончание процесса зачета задолженности предприятий, при котором средства с 725-го счета направлялись на погашение задолженности предприятий перед бюджетом. Погашение задолженности по НДС, согласно данным ЦБ России, составило около 220 млрд. руб. С октября был ужесточен порядок уплаты авансовых платежей по налогу на добавленную стоимость. Плательщики с оборотом более 100 тыс. руб. в месяц должны уплачивать НДС ежедекадно по фактическим объемам реализации. При этом окончательные размеры налога с учетом кредита по НДС, уплаченного за использованные материальные ресурсы, определяются по результатам месяца в целом. Подоходный налог с физических лиц составил в 1992 г. около 8% поступлений в бюджетную систему России, и его сбор отличается высокой стабильностью. Эластичность поступлений этого налога по ВВП близка к единице, что объясняется одинаковыми темпами роста заработной платы и ВВП при линейной шкале налога. По сравнению с 1991 г. в связи с увеличением необлагаемого налогом минимума денежных доходов налоговое изъятие по отношению к фонду оплаты труда уменьшилось с 12 до 8%. В декабре 1992 г. продолжалось увеличение объема налоговых поступлений, составившего по итогам года около 33,6% ВВП. Усиление жесткости бюджетной (как и кредитно-денежной) политики осенью 1992 г. привело к декабрю месяцу к определенному снижению темпов роста цен и стабилизации обменной ставки рубля. Однако произошедшее в декабре существенное увеличение денежной массы вследствие расширения кредита и роста дефицита федерального бюджета на 336 млрд. руб. (1,5% ВВП) по сравнению с ноябрем месяцем вызвало новый виток роста цен уже со второй декады декабря и резкое падение обменной ставки рубля в конце января 1993 г. Основные направления изменений налоговой системы в 1993 г. заложены в июльских (1992 г.) постановлениях Верховного Совета РФ, касающихся вопросов налогообложения, Законе «О внесении изменений и дополнении в налоговую систему России» и Законе «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы РФ о налогах», принятом 22 декабря 1992 г. В соответствии с этими решениями существенно изменился порядок исчисления и взимания налога на прибыль, налога, на добавленную стоимость, подоходного налога. В области налогообложения прибыли изменения произошли в основном в части предоставляемых предприятиям льгот. С 1 июля 1992 г. во всех отраслях разрешено уменьшать налогооблагаемую прибыль на величину затрат, направляемых на техническое перевооружение производства, с 1 октября – на строительство объектов социальной инфраструктуры. Освобождается от налогообложения прибыль государственных предприятий, направляемая на погашение государственного целевого кредита, используемого для пополнения оборотных средств. Для предприятий с участием иностранного капитала, действующих в сфере материального производства и зарегистрированных до 01.01 1992 г., сохраняются «налоговые каникулы» в отношении налога на прибыль в течение первых двух лет с момента получения балансовой прибыли. В августе 1992 г. принято решение о переоценке основных фондов в связи с инфляцией, позволяющее обеспечить нормальные условия их воспроизводства. Для этого переоценку основных фондов проводят все предприятия и организации на территории России, независимо от форм собственности. Порядок переоценки предусматривает определение восстановительной стоимости основных фондов исходя из балансовой стоимости, увеличенной на установленный коэффициент пересчета, который дифференцирован в зависимости от вида фондов и даты их приобретения. Для основных фондов, приобретенных до 1991 г., коэффициент колеблется от 4,5 до 46; приобретенных в 1991 г. - от 3 до 20. Фонды, приобретенные в 1992 г., переоценке не подлежат. С 1993 г. при условии полного использования на реновацию амортизационных отчислений налогом на прибыль не облагаются все производственные и непроизводственные капиталовложения. Внесено изменение в механизм регулирования расходования средств на потребление. Сумма превышения расходов на оплату труда по сравнению с нормируемой величиной облагается по основным ставкам налога на прибыль, а при превышении удвоенной нормируемой величины - по ставке 50%. В целях противодействия занижению авансовых платежей разница между величиной, подлежащей взносу в бюджет по фактической прибыли, и авансовыми взносами индексируется исходя из ставки процента, устанавливаемой в истекшем квартале ЦБ России.

С 1 января 1993 г. снижены ставки налога на добавленную стоимость: до 10% по продовольственным  товарам (кроме подакцизных) и товарам для детей; до 20% –по остальным товарам, что, безусловно, ухудшит положение с исполнением бюджета в 1993 г. К тому же предварительное оповещение о данном шаге привело к определенному снижению объемов реализации в IV квартале 1992 г. Вряд ли можно ожидать антиинфляционного эффекта от снижения ставок НДС. Это подтверждается опытом прошлого года: в феврале 1992 г. были снижены до 15 % ставки налога на добавленную стоимость на молочные продукты, растительное масло, муку и др. Данная мера не оказала на цены никакого воздействия, она привела лишь к росту прибыли предприятий–производителей указанной продукции и предприятий торговли. С февраля 1993 г. действующий порядок уплаты НДС и акцизов распространяется на импортируемые товары. Освобождаются от НДС лишь импортные продовольственные товары, сырье для их производства, оборудование для научных исследований, изделия медицинского назначения и сырье для их производства. Поступления НДС, составившие в 1992 г. около 13% ВВП, снизятся в 1993 г. до 8,3% ВВП. Налог на прибыль из-за введения ряда льгот обеспечит доходы бюджета в размере 5,9% ВВП вместо 10,5% в 1992 г. Наряду с этим должен увеличиться объем собираемых акцизов – с 1,4% до 2,4% ВВП за счет введения акцизов на нефть (по средней ставке 18% оптовой цены) и некоторого расширения перечня подакцизных товаров. Увеличатся поступления в фонд ценового регулирования, поступления от внешнеэкономической деятельности, налоги на имущество. Отчисления в размере 11% фонда оплаты труда, начиная со II квартала, предполагается перераспределить из доходов пенсионного фонда в пользу государственного бюджета. Налоговые льготы, согласно проекту бюджета, должны составить около 8% ВВП. Наибольший удельный вес (26%) в общем объеме расходов консолидированного бюджета на 1993 г. занимает финансирование социально-культурной сферы и мероприятий по социальной защите населения. Эти расходы остаются на уровне 1992 г. (9,2% ВВП). После обсуждения и доработки описанного проекта в Верховном Совете должен быть принят закон о бюджетной системе России на 1993 г. До его принятия бюджетное финансирование в I квартале 1993 г. будет осуществляться помесячно в размерах, предусмотренных планом IV квартала 1992 г.

Наряду  с Законом о налоге на прибыль  в 1991 г. был принят Закон о налогообложении  дохода предприятий, который в 1993 г. еще не вводится в действие. Однако и его будущее использование  представлялось крайне нецелесообразным, причем отнюдь не только потому, что  его введение потребует от предприятий  достаточно длительной адаптации. Основной аргумент, приводимый обычно в пользу налогообложения дохода, то есть прибыли  и фонда заработной платы, заключается  в том, что это якобы предотвратит ускоренный рост средств, направляемых на оплату труда.

 

         С 2005 г. отменяется налог на рекламу, сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний", налог на операции с ценными бумагами (вместо данного налога будет взиматься государственная пошлина). Многолетняя работа над главой НК РФ "Государственная пошлина" успешно завершена. Эта глава прошла утверждение в Совете Федерации. С 2006 г. введен новый порядок исчисления и взимания земельного налога, а в Москве новый вариант земельного налога введен уже в 2005 г.

С 1 января 2005 г. в отношении стран СНГ  перешел на полный переход по принципу "страны назначения", который используется в странах Евросоюза.

По-прежнему остается проблемой то, что суммы  НДС, предъявляемые к возмещению из бюджета, растут несоизмеримо быстрее  сумм НДС к уплате. Относительно вопроса использования электронных  счетов-фактур по НДС, отмечено, что  налоговым органам крайне важно  отслеживать суммы НДС, которые  циркулируют в налоговой системе, в режиме реального времени. В  основе решения вопроса должно лежать ускоренное обновление банковских технологий и кардинальное изменение ситуации с компьютерным обеспечением расчетов.

Правительство РФ должно иметь ясное и стабильное представление о том, какой должна быть общая стратегия налоговой  политики и взаимоотношений с  налогоплательщиками. Именно такая  стратегия должна сопоставляться с  опытом других стран при решении  возникающих проблем.

Налоговая нагрузка по сути своей зависит от функций, исполняемых государством. В процессе определения роли государства  в условиях рыночной экономики авторам  реформ необходимо учитывать, насколько  эффективно рынок, частный сектор смогут обеспечить оптимальное развитие экономической  и социальной сфер страны при соблюдении интересов граждан. Каждый налогоплательщик дол жен вносить свой справедливый вклад в финансирование расходов государства. Плата, вносимая налогоплательщиком, должна соответствовать получаемым услугам и льготам.

Компетентное  и эффективное налоговое администрирование  является неотъемлемой частью процесса сбора налогов и борьбы с налоговыми преступлениями. Налоговые органы должны быть наделены всеми полномочиями, необходимыми для проведения проверок, доначисления налоговых платежей и  принятия соответствующих санкций  в случаях нарушения налогового законодательства. С другой стороны, налогоплательщики также должны иметь определенные гарантии и права, которые будут защищать их от необоснованных действий налоговых органов. Налогоплательщики  должны иметь защищенные права на доступ к информации, на ведение переговоров в случае возникновения споров с налоговыми органами, а также, в случае необходимости, на судебную защиту.

Информация о работе Эволюция Федеральных налогов РФ (1991-2011г.)