Элементы налога и их роль в реализации функций налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 10:50, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии со статьей 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно объект налогообложения; налоговая база; налоговый период, налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью этих элементов в законах о налогах, собственно, и устанавливается вся налоговая процедура, предусматривающая порядок и условия расчета налога.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Элементы налога и их характеристика
Глава 2. Дополнительные элементы налога
Глава 3. Проблемы установления и уплаты налогов и пути их разрешения
Заключение…………………………………………………………...30
Приложение………………………………………………………..…31
Список использованной литературы……………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2).doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Курсовая работа.

Тема: «Элементы налога и их роль в реализации функций налогов».

 

 

 

 

Выполнила: Магомедова Саида И.

ОЗО 4 курс ФиК

Проверил (а): __________________

Оценка:_______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Элементы налога и их характеристика

Глава 2. Дополнительные элементы налога

Глава 3. Проблемы установления и уплаты налогов и пути их разрешения

Заключение…………………………………………………………...30

Приложение………………………………………………………..…31

Список использованной литературы……………………………….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Налог - это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В соответствии со статьей 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно объект налогообложения; налоговая база; налоговый период, налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью этих элементов в законах о налогах, собственно, и устанавливается вся налоговая процедура, предусматривающая порядок и условия расчета налога. Важно, что само понятие каждого элемента налога универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами. Эти элементы налога использовались уже в древних государствах с момента его зарождения. С появлением первых государств начала формироваться первая примитивная система налогообложения, которая с течением времени совершенствовалась, постепенно становясь основным источником доходов государства С помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе, и экономические процессы. Налоги помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности в нужное русло, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, балансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

¹Обществознание [текст]: для поступающих в ВУЗы / под ред. Ю.Ю. Петрунина. – М.: Университет, 2008. – С. 284.

 

1. Элементы налога

Общие принципы налогообложения воплощаются через элементы налогов. 
          ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА - основные части налога, в совокупности определяющие его форму и содержание,  это родовые признаки, определяющие его социально-экономическое содержание. Табл.1 (Приложение).¹

Различают существенные и факультативные (несущественные) элементы налогов.

К   существенным   элементам  налога,   без которых   порядок исчисления и уплаты налога в бюджет считается неопределенным, относят:  
1. Субъект налогообложения (налогоплательщик); 
2. Объект налогообложения; 
3. Налоговая база; 
4. Налоговый период; 
5. Налоговая ставка; 
6. Порядок исчисления налога; 
7. Порядок и сроки уплаты.

 

К факультативным элементам налога, отсутствие которых не влияет существенным образом на выполнение налоговых обязательств, относят: 
1. Предмет налога; 
2. Налоговые льготы; 
3. Источник уплаты налога; 
4. Налоговая ответственность за налоговые правонарушения; 
5. Порядок возврата излишне уплаченных сумм налогов и др.

 

 

¹Петров, М.А. Налоговая система и налогообложение в России / М.А. Петров. - М.: Феникс, 2008.

1.1 Субъект налогообложения (налогоплательщик)

К субъекту налогообложения (налогоплательщик) относятся лицо или группа лиц, на которых в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах возложена обязанность, уплачивать налог. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

К основным особенностям, связанным с субъектом налогообложения как элемента налога относится следующее:

- налог  должен сокращать доходы субъекта  налогообложения. Согласно ст. 19 НК  «налогоплательщиками и плательщиками  сборов признаются организации  и физические лица, на которых  в соответствии с действующим НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы» [1, ст. 19].

- налог  может быть уплачен непосредственно  самим налогоплательщиком или  удержан у источника выплаты  дохода.

Отличие носителя налога от налогоплательщика: носитель налога возникает и существует в связи с возможностью переложить на него тяжесть налогового бремени с субъекта налогообложения. «Если рассматривать

 

¹Налоговый кодекс Российской Федерации: в двух частях. от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 09.03.2010).

понятие носитель налога как экономическую категорию, то оно означает физическое лицо, фактически несущее бремя налогообложения даже в том случае, когда оно не является субъектом налогообложения (налогоплательщиком) по конкретным видам налогов».¹

Отличие налогоплательщика от налогового агента и сборщика налогов представлено в таблице 1.1.(см. Приложение)

Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства), с учетом которого различают два вида субъектов налогообложения: резиденты и нерезиденты. Правила определения резидентства различаются применительно к физическим и юридическим лицам. По налоговому законодательству большинства стран физическое лицо рассматривается как резидент какой-либо страны, если проживает в ней более 6 месяцев в данном налоговом периоде, или имеет там цент своих жизненных или деловых интересов, или удовлетворяет другому критерию, установленному внутренним законодательством страны (факт физического присутствия, местожительство, гражданство). Для юридических лиц статус резидентства обычно определяется на основе места их образования, регистрации, местонахождения центра управления или других аналогических критериев. Для лиц, признанных резидентом данной страны, налоговый режим определяется на основе принципа "неограниченной налоговой ответственности", в соответствии с которым они подлежат обложению в этой стране на основе ее законодательства по всем своим доходам из любых источников, включая и зарубежные. Для нерезидентов данной страны, напротив, существует лишь "ограниченная налоговая ответственность"; они

¹Закон Мурманской области "О транспортном налоге" от 18.11.2002 N 368-01-ЗМО с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Мурманской области от 22.04.2003 N 394-01-ЗМО, от 22.04.2003 N 395-01-ЗМО, от 20.11.2003 N 440-01-ЗМО, от 05.01.2004 N 463-01-ЗМО.

обязаны платить налоги только по доходам, происходящим из источников в этой стране. Несовпадение критериев определения резидента, применяемых разными странами, может приводить к признанию одних и тех же лиц резидентами сразу двух или более стран (таблица 1.2, Приложение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Предмет и объект налогообложения

Предмет налогообложения - это реальные вещи (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика, экономические показатели), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Предмет обусловливает и предопределяет объект налогообложения.

В соответствии со статьей 38 НК «объект налогообложения - это объект, имеющий стоимостную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство по налогам и сборам связывает возникновение обязанности по уплате налога».¹

Объектами налогообложения могут являться:

1) операции  по реализации товаров, (работ, услуг);

2) владение  имуществом;

3) совершение  сделки купли-продажи;

4) вступление  в наследство;

5) получение  дохода.

Отличие объекта от предмета налогообложения представлено в табл. 1.3.(Приложение)

«Следует отличать объект налогообложения от источника налога. Под источником налога понимается доход (или имущество), из которого налогоплательщик уплачивает налог. Источником налога в хозяйственной деятельности предприятия выступают экономические показатели:

¹Жидкова Е.Ю., Налоги и налогообложение: Учебное пособие. Изд:Эксмо.,2009.— 480с.

себестоимость, финансовый результат; прибыль». ¹

Объекты налогообложения можно подразделить на следующие виды: права имущественные и неимущественные; действия (деятельность) субъекта; результаты хозяйственной деятельности. Под имущественными правами понимается право собственности на имущество, право пользования имуществом. Под неимущественными правами понимается право на вид деятельности. Действие субъекта предполагает: реализацию товаров, работ, услуг; операции с ценными бумагами. Под результатом хозяйственной деятельности принято понимать добавленную стоимость, доход, прибыль.

«Согласно ст. 38 НК РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения; при этом его можно рассматривать как ориентир, с помощью которого законодатель может связывать возникновение (происхождение) налога. В качестве объекта налогообложения понимается: имущество, доход, прибыль, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, а также иное экономическое обоснование».²

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¹Миляков Н.В., Налоги и налогообложение, серия Высшее образование, Изд."Инфра-М",2009 г. — 520 с. ²Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Ф. Н. Филина., Изд-во: ГроссМедиа, РОСБУХ: 2009 г. С.89.

1.3 Налоговая база

«Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения».¹ Налоговая база - один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливается ст. 53 и 54 Налогового кодекса.

Налоговые базы различают:

1) со  стоимостными показателями - сумма дохода;

2) объемно-стоимостными  показателями - объем реализованных  услуг;

3) физическими  показателями - объем добытого сырья.

Налогоплательщики - организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговых обязательств производится в период совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных

¹Семенихин В.В., Все налоги России. Изд-во«ЭКСМО», 2009.— 1040 с.

учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином РФ и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе полученных в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольной форме.

«Существуют различные способы определения налоговой базы: прямой, косвенный, условный, паушальный способ.

Прямой способ основан на определении реально и документально подтвержденных показателей налогоплательщика. Косвенный способ основан на определении налогооблагаемой базы по сравнению с деятельностью других налогоплательщиков. Условный способ учитывает вторичные признаки условной суммы дохода, а паушальный - вторичные признаки условной суммы налога».¹

В практике налогообложения важную роль играют методы формирования налоговой базы.

Существуют два основных метода формирования налоговой базы:

- кассовый (метод присвоения) - при котором  доходом считаются все суммы, реально полученные налогоплательщиком  в конкретном периоде, а расходами - реально выплаченные суммы (при налогообложении имущества, переходящего в порядке наследования)

- накопительный - при котором доходом признаются  все суммы, право на получение  которых возникло в данном  налоговом периоде, вне зависимости  ¹Тарасова В.Ф, Семыкина Л.Н, Сапрыкина Т.В., Налоги и налогообложение. 3-е изд., перераб. - М.: Кнорус, 2007. — 320 с.

Информация о работе Элементы налога и их роль в реализации функций налогов