Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 22:21, реферат
В развитии форм налогообложения можно выделить три этапа.
Первый этап – начальный – от древнего мира до средних веков. Характеризуется бессистемностью, целевым характером платежей. Преобладает имущественно-натуральная форма платежей.
Государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов, определяет только общую сумму средств, которую желает получить. Сбор налогов поручае6тся городу, общине, откупщикам.
15) создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ;
16) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
- о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения
законодательства о налогах и сборах;
- о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;
- о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;
- о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам.
В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны:
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;
2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
3) вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
4) проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;
6) соблюдать налоговую тайну;
7) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Тема №11. Основы организации налогового контроля.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в следующих формах:
- постановке на учет в налоговых органах;
- налоговые проверки;
- оперативно-бухгалтерский учет налоговых поступлений.
Налоговый контроль начинается с постановки налогоплательщиков на учет в налоговых органах. Учет налогоплательщиков представляет собой совокупность мер регистрационно-мониторингового характера, направляемых на обеспечение эффективности переведения налоговыми органами налогового контроля.
Для юридических лиц постановка на учет осуществляется по месту нахождения организации, по местонахождению их филиалов и представительств, по местонахождению принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.
Регистрация и постановка на учет налогоплательщиков физических лиц проводится по месту жительства гражданина, по местонахождению принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.
Заявление о постановке на учет организации и индивидуальные предприниматели обязаны подать в налоговый орган в течение 10 дней после государственной регистрации организации, получения свидетельства физическим лицом.
Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение 5 дней со дня подачи всех необходимых документов и выдать в тот же срок соответствующее свидетельство по установленной форме.
Постановка на учет и снятие с учета осуществляются бесплатно.
Важно отметить, что налогоплательщики организации и индивидуальные предприниматели обязаны встать на налоговый учет вне зависимости от того, имеются ли те обстоятельства, с которыми Налоговый кодекс связывает возникновение обязанностей по уплате налогов.
Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер (ИНН), который и указывается налогоплательщиком во всех документах (декларации, отчетах, заявлении и т.п.), подаваемых в налоговый орган. Идентификационный номер – это специальный набор из 10 цифр (для юридических лиц), из 12 (для физических лиц). Первые четыре цифры указывают код районного налогового органа в соответствии с утвержденными ведомственными классификатором, следующие пять – порядковый номер, под которым данное предприятие внесено в журнал движения документов, принятых для постановки на налоговый учет и внесения в Государственный реестр, и последнее – контрольное число, рассчитанное по математическому алгоритму.
На основании сведений об ИНН формируется Государственный реестр налогоплательщиков – т.е. компьютерный банк данных Государственной налоговой службы РФ, используя который налоговые органы могут осуществляться комплексный анализ и контроль за полнотой поступления налогов.
Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки.
Налоговая проверка представляет собой процессуальное действие налоговой администрации по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, осуществляемое путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и иных отчетных документов, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы.
Существует достаточно много видов классификации налоговых проверок. Так по объему проверяемых вопросов различают комплексные, тематические и целевые проверки. По способу организации проверки делятся на плановые и внезапные. По целям проведения выделяют обычные, повторные, контрольные проверки. По объему и методу проверяемых документов – на сплошные и выборочные.
Налоговый кодекс выделяет два вида проверок:
• камеральные;
• выездные.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщиков. Такая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Длительность проверки — 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации., необходимых для расчета налогов.
При выявлении ошибок в заполнении документов или противоречий между сведениями в представленных документах о них извещается налогоплательщик, которому предлагается внести соответствующие исправления в установленный срок. Если по результатам камеральной проверки выявлены недоплаты по налогам, то налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
Выездная налоговая проверка - осуществляется на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный налоговый период. Повторная выездная проверка возможна по решению вышестоящих налоговых органов в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа.
В процессе выездной проверки должностные лица могут проводить:
- инвентаризацию имущества налогоплательщика;
- осмотр (обследование) производственных складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;
- экспертизу и др.
Если у должностных лиц, осуществляющих проверку, имеются основания полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушения, могут быть уничтожены, скрыты, изменены налогоплательщиком, производится выемка этих документов.
В проведении выездной налоговой проверки могут принимать участие: эксперты, специалисты, переводчики, понятые. По результатам выездной налоговой проверки в срок, не позднее двух месяцев после составления справки, уполномоченными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписанный руководителем проверяемой организации.
В акте проверки обязательно указывается:
1) документально подтвержденные факты налоговых правонарушений;
2) содержание проверки со ссылкой на соответствующие бухгалтерские документы (с обязательным указанием бухгалтерских. проводок по счетам и регистрам бухучета);
3) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений,
Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщику под расписку.
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, и выводами налогоплательщик в двухнедельный срок после получения акта представляет в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт возражение или возражение по акту.
Руководитель налогового органа не более чем в течение 14 дней рассматривает акт проверки и материалы, представленные налогоплательщиком. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (его заместитель) налогового органа выносит решение. На основании вынесенного решения налогоплательщик при совершении налогового правонарушения призывается к ответственности. Последнему направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени.