Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:14, курсовая работа
Цель и задачи курсовой работы. Целью работы является определение основных проблем и путей совершенствования земельного налогообложения в РФ.
В связи с намеченной целью, поставлены следующие основные задачи исследования:
- изучить порядок становления и развития земельного налогообложения в РФ;
- проанализировать правовое регулирование земельного налога;
- исследовать основные элементы земельного налога;
- проанализировать порядок исчисления и взимания земельного налога;
- рассмотреть земельный налог как источник формирования доходов муниципальных образований;
- определить основные направления развития земельного налогообложения в РФ;
- разработать предложения по совершенствованию законодательства о земельном налоге.
Введение 3
Глава 1 Основы земельного налогообложения в РФ 5
1.1. Становление и развитие земельного налогообложения в РФ 5
1.2 Современная нормативно-правовая база, регулирующая земельное налогообложение в РФ 8
1.3 Основные элементы земельного налога 11
Объект налогообложения ………11
Глава 2 Анализ проблем и путей развития земельного налогообложения в РФ 19
2.1. Анализ порядка исчисления и взимания земельного налога ……………….19
2.2 Земельный налог как источник формирования доходов муниципальных образований 21
2.3 Основные направления развития земельного налогообложения в РФ 27
Заключение 32
Список литературы 34
Следует отметить, что Бюджетный кодекс РФ имеет также непосредственное отношение к регулированию земельного налога6, так как относит к налоговым доходам местных бюджетов собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством Российской Федерации (ст. 61).
Осуществление земельной реформы как составной части экономической реформы обусловливает совершенствование земельного законодательства РФ. Подготовка нового Земельного кодекса РФ вызвана, прежде всего, причинами социально-экономического характера. Переход страны к рыночной экономике, приватизация промышленных предприятий и иного государственного и муниципального имущества, ликвидация исключительной государственной собственности на земельные ресурсы обусловливают необходимость участия земли в гражданском обороте, формирование земельного рынка, соответственно упорядочение правового регулирования земельных отношений.
Принятие нового Земельного кодекса РФ и подготовка ряда иных законов и нормативных правовых актов о земле направлены на решение двух основных задач:
а) совершенствование имеющихся и создание новых механизмов правового регулирования земельных отношений в переходный период к рыночной экономике;
б) создание условий, обеспечивающих нормальное функционирование и развитие всех форм собственности на земельные участки и всех форм хозяйствования в сфере использования и охраны земель промышленных предприятий7.
Рассмотрим, в таблице 3, более подробно элементы главы 31 Налогового Кодекса РФ.
Таблица 3
Основные элементы налога, соответствующие статьям Налогового Кодекса РФ
Статья | Наименование статьи | Комментарии |
Статья 387 | Общие положения | определяет общие положения применения нового земельного налог |
Статья 388 | Налогоплательщики | рассматривает
порядок определения |
Статья 389 | Объект налогообложения | в статье устанавливается объект налогообложения земельным налогом. |
Статья
390 |
Налоговая база | в комментируемой статье устанавливается налоговая база земельного налога. В статье 391 устанавливается порядок определения налоговой базы земельного налога. |
Статья 391 | Порядок определения налоговой базы | в статье устанавливается порядок определения налоговой базы земельного налога |
Статья
392. |
Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности | в статье устанавливаются особенности определения налоговой базы земельного налога в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности |
Статья
393 |
Налоговый период. Отчетный период | в статье устанавливаются налоговый период земельного налога и отчетный период земельного налога, а также право представительных органов муниципальных образований (законодательные органов государственной власти городов федерального значения) не устанавливать отчетный период земельного налога |
Статья 394. | Налоговая ставка | в статье определены правила установления и пределы налоговых ставок земельного налог |
Статья 395. | Налоговые льготы | в статье определены налоговые льготы, установленные НК РФ (на федеральном уровне). |
Статья
396. |
Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу | в статье устанавливается порядок исчисления земельного налога и авансовых платежей по земельному налогу. |
Статья
397. |
Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу | в статье устанавливаются порядок уплаты земельного налога (авансовых платежей по налогу) и сроки уплаты налога земельного налога (авансовых платежей по налогу). |
Статья 398. | Налоговая декларация | в статье устанавливаются правила представления налоговой декларации по земельному налогу. |
Таким образом, согласно главы 31 Налогового Кодекса РФ8, Земельный налог устанавливается Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
При
установлении налога нормативными правовыми
актами представительных органов муниципальных
образований могут также
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:
- земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов.
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- земельные участки из состава земель лесного фонда;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового Кодекса9.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу).
Налогоплательщики-
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:
- Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
- инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
- инвалидов с детства;
- ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
- физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законами Российской Федерации;
- физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка10.
Порядок
и сроки представления
Налоговая
база в отношении земельных
Налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые
ставки устанавливаются нормативными
правовыми актами представительных
органов муниципальных
- 0,3% в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Освобождаются от налогообложения11:
- организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
- организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
- религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
- общероссийские общественные организации инвалидов
- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов,
-учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов,
- организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
- физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
- организации - резиденты особой экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.
Рассмотрим порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно. Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности12.
Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.